Уа алейкум салям уарахмату-Ллах
1. ЧТО ЧИТАЕТ ИМАМ, КОГДА СИДИТ МЕЖДУ ДВУМЯ ХУТБАМИ?
В хадисах, в которых упоминается о том, что пророк разделял пятничную хутбу на две части не сообщается что он что-либо произносил во время этого сидения. Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносил хутбу стоя, затем садился, а затем снова вставал, как ныне делаете это вы». аль-Бухари 920.
2. ЧТО ПРИ ЭТОМ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ТЕ, КТО СИДИТ В МЕЧЕТИ?
Ничего, и даже дуа, шейх аль-Альбани в "аль-Аджуиба аль-муфида" говорил, что делать ду’а в промежутке между двумя хутбами и, более того, поднимать при этом руки является нововведением, как для имама, так и для слушателей.
3. КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАМЕРЕНИЕ КОГДА ПРИСТУПАЕШЬ К ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЕ: КАК НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛИТВУ?
Намерение должно быть "совершение пятничной молитвы", она не является добровольной, а является обязательной для каждого совершеннолетнего мужчины мусульманина (фард айн)! См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/574.
Можно ли поднимать руки при обращении с мольбой /дуа/, когда имам стоит на минбаре и обращается с мольбой к Аллаху в пятницу?
Нет, нельзя, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) так не делал. Хусайн ибн Абдуррахман рассказывал:
"Когда Уммара ибн Руайба увидел, как Бишр ибн Маруан во время хутбы поднял руки, делая дуа, он сказал: "Да обезобразит Аллах его обе руки! Поистине, я видел что пророк, не делал больше этого", и он поднял указательный палец". Муслим 874.
Исключением является поднятие рук при мольбе о ниспослании дождя во время хутбы.
bratya otvette pozhalusta na vopros. u nas na djum'a delayut 2 raz azan. govoryat etu sunnu vvel Usman (radiyallahu anhu). est li dalil chto nado delat 2 raza azan
ас-Са'иб бин Йазид рассказывал:
«При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также при Абу Бакре и 'Умаре, да будет доволен ими Аллах, азан произносился тогда, когда имам усаживался на минбаре, когда же халифом стал 'Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей увеличилось, он добавил третий призыв, который произносили в аз-Зауре». аль-Бухари 912.
Вот далиль на это. В хадисе под 3 азанами имеется ввиду 2 азана + 1 икъама, поскольку в хадисах иногда под словом «азан» подразумевается и «икъама», как например, в хадисе:
«Между каждыми двумя азанами молитва». аль-Бухари и Муслим, т.е. между азаном и икъама следует совершать молитву в два рак’ата.
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и Умара на джуму’а делали только один азан – перед выходом имама. А во времена правления Усмана стали делать еще один – за некоторое время до выступления имама. Причиной этого было большое количество новых людей, которых нужно было заблаговременно оповестить о наступлении джуму’а.
Однако, если нам известна причина данного поступка Усмана, следует ли придерживаться этого и в наши дни?! Конечно же лучше ограничиться одним азаном.
Во-первых, только один азан делали те, кто был лучше, чем Усман, а это пророк (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар.
Во-вторых, азан, который повелел произносить Усман, делался не в мечети, как в наши дни, а на рынке. Так что тех, кто заявляет о своем следовании «Сунне Усмана», можно попросить выходить из мечетей на рынки и делать там азан, дабы они во всем следовали его Сунне. Таким образом, если не делать азан на рынке, как это было во время Усмана, а в мечети, то тогда рождается вопрос: для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей Сунной он совершается?
В-третьих, цель, которую преследовал Усман – оповещение людей, находившихся вдалеке от мечети и не слышавших призыва на хутбу. Но в наше время эта цель достигается, если произносить азан через микрофоны и громкоговорители. А также почти у всех людей есть часы, и они могут без никаких проблем заблаговременно остановить работу и приготовиться к пятничной молитве.
В-четвертых, среди сподвижников были те, кто не был согласен с таким поступком Усмана, а это Ибн Умар, который говорил:
"Первый азан - это бид'а". Ибн Аби Шайба 2/48. иснад достоверный.
А слова действие сподвижника является доводом только в том случае, когда не известно, чтобы кто-либо ему противоречил в его мнении!
А если кто-либо скажет: "А как же хадис о велении следовать Сунне праведных халифов?!" Ответ таков: «сунна праведных халифов» не означает, что любые деяния четырех халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали ее его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали ее, как сказал это имам аль-Къари. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Шейх аль-Мубаракфури сказал:
“Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахъуази” 3/50.
Таким образом, азан Усмана был уместен в его времена, но затем необходимость в нем исчезла, и поэтому, следует возвращаться к тому, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) – одному азану, чего придерживается шафиитский мазхаб, а также некоторые ханбалитские имамы, и этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани и другие ученые.
Но если все же кто-то будет придерживаться этого мнения, то не следует братья делать этот вопрос причиной смуты и ссор, ведь несмотря на несогласие Ибн Умара и решением Усмана неизвестно, чтобы Ибн Умар превратил этот вопрос в предмет вражды.
Какая хутба имеется в виду в хадисах, где запрещено разговаривать, та, которая на нашем языке или которая на арабском?
Запрещено разговаривать в то время, когда имам встал для произнесения проповеди и до ее завершения. И я не знаю таких разграничений в проповеди, если на арабском нельзя говорить, а если на русском или ином языке, то можно. Хутба есть хутба, уа-Ллаху а'лям.
А вот такой момент, в городе нет мечети.
Мусульмане проводили джума в одном месте, потом перебрались в другое, сохранив за собой первое, где остались молиться старики.
Это законно? Я, к примеру, могу выбрать в каком месте мне совершать джума или на мне обязанность совершать ее в том месте где большинство джамаата?
Совершай брат джумуа там, где собирается больше мусульман, и где имам совершает все ближе к Сунне!
Уа-Ллаху а'лям.