БисмиЛлях
уа алейкумуссалам уа рахматуллахи уа баракатух
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил в "Арбаин ан-Наууауи":
"
Если спрашивающий спросит: "Мужчина, который плохо помолился, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не велел ему заново прочесть все намазы, которые уже прошли, не смотря на то, что явно стало, что этот мужчина не мог лучше прочесть, кроме того что он может. Какой ответ на это вместе с тем, что вы говорите: "Поистине, если человек не совершил что-то из обязанностей по невежеству, то он заслуживает оправдание - отпадание греха с него. Однако необходимо ему совершить то, что упустил из обязанностей?!
Мы, отвечая на это, говорим: "В этом вопросе среди ученых существует разногласие: Отпадает ли абсолютная обязанность по невежеству, или отпадает по невежеству, если только он не является пренебрегающим. Если же он является пренебрегающим, то он не заслуживает оправдания?
Внешне указывает на то, что обязанность отпадает, по невежеству тогда, когда невозможно исправить ее во время, которое было установлено для нее. Подтверждает это - хадис, который мы упомянули выше, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел мужчине возместить то, что пропустил из своего намаза. Однако велел ему возместить нынешний намаз, ибо его возможно исправить. Потому что он сейчас является тем, с кого нужно требовать это. Так как есть время, чтобы исправить его.
Из этого разветвляется важный вопрос: Многие из невежественных не знают, что девушка, у которой преждевременно пришла менструация, обязывается она – соблюдением поста (сыяам ). А они полагают, что девушка не обязывается соблюдением поста, кроме как если она не достигнет пятнадцати лет. Примеру: Менструация у нее пришла в возрасте одиннадцати лет, и она 4 – года не соблюдала пост. Теперь, разве мы обязываем ее возмещением поста?!
Ответ: Мы ее не обязываем, поскольку это является невежеством, и она не пренебрегала этим, ибо не было при ней тот, кого она спросила бы, и еще в добавок ее семья говорит ей : " Ты являешься еще маленькой, и нет на тебе ничего ". И таким образом, если она не соблюдала молитву.
Подобно этому мы оправдываем их, поскольку все обязанности – не обязываются, кроме как со знанием. Исходя со слов Всевышнего Аллаха: "
Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника " (Аль-Исра,15). Да, если он является пренебрегающим, то мы его обязываем. Примеру: Простой мужчина говорит другому мужчине подобно ему: "О такой-то, для тебя является обязательным то и то". А он же ему отвечает: "Оно не является обязательным ". Он ему говорит: "Тогда спроси ученых!". На что он отвечает: "Я не буду спрашивать ученых, ведь Всевышний Аллах сказал: "
О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известным. А ведь они станут вам известным, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий , Выдержанный " (Аль-Маида, 101). О таком поступке человека мы говорим: "Поистине, он является пренебрегающим, и мы его обязываем этим".
А если же это обязанность, которое он оставил по невежеству, касается право другого, как закат, например. Подобно мужчине, который на протяжений нескольких лет не выплачивал закат. И имуществу, которое при нем, уже достигла заката и срока, которое обязывает его выплатить закат. А он сам же не знает, что должен выплатить из своего имущества – закат. В таком случае мы его обязываем выплачиванием заката за прошлое уходящее время. Так как у заката нет установленного времени, которое проходит по истечению его. Даже если он преднамеренно не выплачивал закат пять лет – обязывают его выплачиванием заката.
В таком случае мы обязываем его выплачиванием заката, даже если он не знал, так как здесь касается право человека, которому принадлежит этот закат. Однако мы его не обвиняем в грехе, поскольку он не знал.
Важно, что этот хадис подкрепляется с Благородным Кораном, как мы узнали выше (т.е. хадис в "арбаин ан-наууауия" по счету: 39) . Необходимо человеку рассмотреть случаи, в котором произошло забывчивость или невежество или принуждение, твердо и решительно или проявляя милосердие.
Решительное рассмотрение: Это то, что он обязывает человека, если он знает, что он является пренебрегающим.
А рассмотрение, в котором проявляется милость: Это когда он знает, что он не является пренебрегающим. Однако он является невежественным, который не знает ничего.
Наш шейх Абдр Рахман ибн Са'ди, да смилуется над ним Аллах, говорил относительно спорных вопросов : "Если человек совершил, и уже закончилось это дело, то не обращайся с ним с суровостью. А наоборот рассмотри это дело мягко и обращайся с ним, согласно с этим, поскольку оно уже завершилось. Однако запрети ему, чтобы он не совершал этого в следующий раз" .
см. Арбаиин ан-Наууауия шарх ибн Усаймин. стр 302-303