Страница 1 из 1

Обязательность выплаты долга за отца

Добавлено: 13 ноя 2011, 16:21
муавия
Ассаляму алейкум.какие доводы,у тех,кто говорит,что сын обязан отдать долг отца со своего имущества, после его смерти?

Обязательность выплаты долга за отца

Добавлено: 16 ноя 2011, 22:40
A'mash
Уа алейкум салям

На счет вопроса по поводу обязательности выплаты сыном долга отца, то для успокоения сердец вот некоторые слова признанных ученых по данному вопросу, относительно учености которых нет сомнения:
Шейх Ибн Баз, разъясняя вопрос о том, что нельзя выплачивать закят родным, кого человек и так обязан содержать, сказал: “Но нет проблем давать закят (родственникам), которых ты не обязан содержать. Также если у твоих братьев или сестер есть долг, и ты выплатил его за них с закята, то и в этом нет проблем. Дело в том, что родные не обязаны долгами друг друга, поэтому дозволяется выплатить их долги с закята, даже если это твой сын или отец, которые не в состоянии выплатить долги”. См. “Фатауа Ибн Баз” 14/311.
Так же сказал и шейх Ибн ‘Усаймин, отвечая на вопрос: «Чему следует отдать предпочтение: выполнению обязательного Хаджа или выплате долга за отца, который требуют?» Шейх ответил: “Отдавать следует предпочтение обязательному Хаджу, поскольку человек не обязан выплачивать долги за отца. Однако, если отец оставил наследство, то является обязательным выплатить его долги с этого наследства”.
Подробно тут:
http://islamqa.com/ar/ref/3469

Таким образом, ребенок не обязан выплачивать долги за родителей. Однако, если родитель умер, то дети обязаны выплатить его долг с его имущества прежде, чем они начнут делить наследство, как об этом говорится в достоверном хадисе. См. «Сахих аль-джами’» 3419.
Abumuslim75 писал(а): все таки хотелось бы узнать далиль..
Братья мои, не всегда можно найти аят, хадис или даже слова сахаба на любой вопрос. Неужели вы хотите прямой хадис с смыслом: "Дети не обязаны выплачивать долги за родителей" ?)
Очень часто ученые дают фатауа исходя из общих пониманий текстов Корана и Сунны. И потом братья, не забывайте, что фатауа ученых для простолюда подобны доводу. Имам аш-Шатыби говорил: “Фатауа муджтахидов для простого народа, подобно шариатским доказательствам для самих муджтахидов”. См. “аль-Мууафакъат” 4/292.
И если у мусульманина нет знания о том или ином вопросе, то не лучше ли ему делать так, как говорят признанные ученые этой уммы, чем самому поступать как-то, до тех пор, пока он не узнает что-то, что будет перевешивать слова одних над другими?
А что касается самого вопроса, то ведь довод нужен как раз тем, кто обязывает детей выплачивать долги родителей. Ведь та или иная вещь становится обязательной только при наличии довода. Нет сомнения в том, что выплатить долг за родителей или детей - вещь похвальная и благая, но вопрос в том, обязан ли это сделать человек или нет? И как мы видим из слов ученых, он не обязан.

Аллаху а'лям.