По просьбе уважаемых братьев, выставляю еще дополнительные пользы и толкование следующего, разобранного выше хадиса:
В этом хадисе очень много пользы, постараемся разобрать часть того на что указывает этот хадис.Передается от Абу Хурайры, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Некогда) Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого и слепого. И Аллах послал ангела, который явился к прокажённому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?” Он сказал: “Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня.” Тогда ангел провёл по нему (рукой), болезнь его прошла и он был (снова) наделён хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “ Верблюды” (или: … коровы), - и ему была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: “Да сделает Аллах её благословенной для тебя!” Затем (ангел) явился к лысому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?” Он сказал: “Хороших волос и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня.” Тогда ангел провёл по нему (рукой), и он был (снова) наделён хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он сказал: “Коровы”, - и ему была дарована стельная корова, (после чего ангел) сказал: “Да сделает Аллах её благословенной для тебя!” Затем (ангел) явился к слепому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?” Он сказал: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей.” Тогда ангел провёл по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он сказал: “Овцы”, - и ему была дарована стельная овца. И после этого дали приплод (верблюдица и корова) и дала приплод (овца, а через некоторое время) у одного было уже целое вади верблюдов, у другого - целое вади коров, а у третьего - целое вади овец. А потом (ангел) явился к (бывшему) прокажённому, приняв его (прежнее) обличье, и сказал ему: “Я - бедный человек, и в пути я лишился всех средств и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) - к тебе. Заклинаю тебя Тем, кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, (дай мне) верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!” (В ответ этот человек) сказал: “(У меня) много долгов.” (Тогда ангел) сказал: “Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, которого избегали люди? (И не ты ли был) бедняком, которому Аллах даровал (богатство)?” (Этот человек) сказал: “Поистине, я унаследовал это богатство только от своих предков.” (Тогда ангел) сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!” Затем (ангел) явился к (тому, кто прежде был) лысым, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему то же самое, что говорил (бывшему прокажённому), а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах Всевышний придаст тебе твой прежний облик!” А (затем ангел) явился к (бывшему) слепому, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему: “Я - бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) - к тебе. Заклинаю тебя Тем, кто вернул тебе зрение, (дай мне одну) овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить своё путешествие!” (Бывший слепой) сказал: “Я (действительно) был слепым, а Аллах вернул мне зрение, бери же, что хочешь, и оставь, что хочешь, и клянусь Аллахом, сегодня я не стану обременять тебя ничем, что бы ты ни взял ради Аллаха Всемогущего и Великого!” (Тогда ангел) сказал: “Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался.” аль-Бухари 3464, Муслим 2964.
В той версии (этого хадиса, которую приводит) аль-Бухари(сообщается, что бывший слепой сказал): “ … я не похвалю тебя …” Имам ан-Науауи сказал: «Это значит: я не похвалю тебя, если ты не возьмёшь того, в чём нуждаешься».
Читать пользы
*** Во первых хадис начинается со слов: «[Некогда] Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа израильтян или сынов Исраиля». Исраиль это Исхак бин Ибрахим, мир ему, родной брат Исмаъиля, мир ему. Из потомков Исраиля Муса, Харун, Иса, и все сыны Исраиля.
*** Во вторых, сообщения в которых рассказывается о бану Исраиль бывает трех видов:
1 – То, что пришло в Коране
2 – То, что пришло в достоверной Сунне
3 – То, что пришло от них самих в их книгах, со слов их ученых.
Что касается первых двух видов, то нет сомнения в том, что эти сообщения являются истиной. Как допустим рассказ Всевышнего о Мусе, Юсуфе и других пророках.
Или то, что пришло в сунне, примером тому является хадис который мы сейчас разбираем, его передал Абу Хурайра от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И третий вид то, что передается со слов их ученых. Что касается третьего вида, то он делится на три вида сообщений:
1 – То, на ложь чего указывает наш шариат. И мы должны считать это ложью и отвергать. Подобные сообщения часто передаются в некоторых тафсирах Корана.
2 – То, на истинность чего указывает наш шариат. Мы должны принимать эти сообщения. Не от того, что эти сообщения переданы учеными бану Исраиля, а из-за того, что наш шариат указывает на то, что это истина.
3 – То, на истинность или ложь чего не указывает наш шариат. Что касается этих сообщений, то мы не верим в них, в то же время не отвергаем их. Так как если мы поверим в них, есть вероятность того, что это ложь. И тем самым мы поверим в ложью. Или наоборот, если мы отвергнем эти слова, может быть вероятность того, что это истина, и тем самым мы отвергнем истину. Поэтому мы останавливаемся и не судим о правдивости или ложи этого сообщения, однако эти сообщения дозволено передавать, особенно в вопросах побуждения к чему-то или предостережения от чего-то.
Также следует отметить что существует очень важное правило, которое гласит о том, что шариат тех кто был до нас является шариатом для нас, если в нашем шариате нет ничего такого что противоречило бы этому.
*** В третьих Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о том, что Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа израильтян. Он испытал их болезнями. Один из них был прокажённый, второй лысый и третий слепой. И в это указание на то, что Аллах испытывает своего раба тем, чем пожелает, чтобы проверить будет ли он терпелив или проявит недовольство. Или будет ли он благодарен или проявит неблагодарность. Как сказал Всевышний:
وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
Мы испытываем вас добром и злом ради испытания, и к Нам вы будете возвращены.
*** В четвертых в хадисе говориться о том, что Всевышний полсл ангела. И поэтому в хадисе указание на веру в ангелов. И вера в ангелов является одним из столпов веры. Англы, потусторонний мир. Всевышний Аллах создал их из света, дал им силу для исполнения приказов Аллаха. Они имеют тела, и не являются просто духом, или какой-то абстрактной силой. Создал их подчиняющимися Всевышнему Аллаху и никогда не ослушивающимися Его. Они не едят, не пьют, постоянно, день и ночь восхваляют Всевышнего. У каждого из них есть своя обязанность, как на это указывает Коран и Сунна. В хадисе указание на то, что ангелы могут принимать образ человека. Также в хадисе указание на то, что один ангел может принимать разные облики. В этом хадисе один ангел пришел один раз в облике прокаженного, второй раз в образе лысого, третий раз в образе слепого.
*** Также в этом хадисе указание на то, что ангелам дозволено то, что недозволенно людям и соответственно не дозволенно людям брать ахкамы из действий ангелов. Также в хадисе указание на то, что Всевышний может дать ангелам сверхъестественную силу, как мы видим в этом хадисе. Ангел проводил рукой по больному, после чего тот излечивался от своей болезни. И все это с дозволения Всевышнего Аллаха, так как если Всевышний пожелает что-то, скажет ему будь, и оно будет. И если бы Всевышний захотел, то излечил бы их и без этого ангела, однако Аллах пожелал и сделал его причиной для того, чтобы испытать этих людей. Также в хадисе указание на то, что Всевышний отвечает на зов ангелов. Это что касается слов: «[Некогда] Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа израильтян: прокажённого, лысого и слепого, и послал к ним ангела»
Дальше в хадисе говориться о диалоге ангела с этими тремя людьми. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует рассказал о том, что ангел явился к прокажённому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?” [Тот] сказал: “Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы исчезло то, из-за чего люди испытывают ко мне отвращение ”. Тогда ангел провёл по нему [рукой, после чего] то, что вызывало к нему отвращение исчезло, и он был наделён красивым цветом и хорошей кожей.
*** И в этом указание на то, что этот мир, имеет закон причин и результатов. Ангел сделал причину, провел рукой по его коже. И он выздоровел с дозволения Аллаха.
*** Также в этом указание на величие мощи Всевышнего Аллаха, так как Он излечил этих больных от их болезней всего лишь прикосновением ангела к ним.
[Потом ангел] спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” [Тот] сказал: “Верблюды”, и ему была дарована стельная верблюдица , [после чего ангел] сказал: “Да сделает её Аллах благодатной для тебя”.
Что касается второго, то он был лысым и когда ангел явился к нему спросил его: “Чего ты хочешь больше всего?” [Тот] сказал: “Красивых волос и чтобы ушло то, из-за чего люди испытывают ко мне отвращение”. Тогда [ангел] провёл по нему [рукой, после чего то, что вызывало к нему отвращение], исчезло, и он был наделён карсивыми волосами. [Потом ангел] спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” [Тот] сказал: “Коровы”, и ему была дарована стельная корова, [после чего ангел] сказал: “Да сделает её Аллах благодатной для тебя»
Затем ангел пришел к третьему и сказал: “Чего ты хочешь больше всего?” [Тот] сказал: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей ”. Тогда ангел провёл по нему [рукой], и Аллах вернул ему зрение. [Потом ангел] спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” [Тот] сказал: “Овцы”, и ему была дарована стельная овца».
Посланник Аллаха продолжил и сказал: «И после этого дали приплод [верблюдица и корова], и дала приплод [овца, а через некоторое время] у [одного из них] было уже целая долина верблюдов, у [другого] – целая долина коров, а у третьего – целая долина овец».
*** И в этом указание на то, что Всевышний Аллах ответил на зов ангела и дал баракат каждому из них. Из одной верблюдицы появилось стадо верблюдов, которое наполнило долину. Из коровы - стадо коров, из овцы - стадо овец. Также в этом отрезке хадиса указание на то, что Всевышний отвечает на зов ангела. И поэтому если нужно брать те причины, которые приводят человека к тому, что ангел начинает взывать за него к Аллаху.
Затем в хадисе говориться о том, что началось испытание и экзамен для этих троих. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: А потом [ангел] явился к [бывшему] прокажённому, приняв его [прежнее] обличье, и сказал [ему]: “[Я – ] бедный человек. В пути я лишился всех средств, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Всемогущего и Великого Аллаха, а после [Него] – к тебе.
*** В этих словах указание на единобожие и исламский этикет в разговоре и на то, что мусульманину говоря об обращении к Аллаху и Его созданиям следует использовать слово «затем», между Всевышним и Его созданиями, то есть: «и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Всемогущего и Великого Аллаха, а после [Него] – к тебе».
Заклинаю тебя Тем, Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, [дай мне] верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!”
*** Он не сказал просто: «Заклинаю тебя Аллахом» или «Прошу тебя ради Аллаха» а сказал: «Заклинаю тебя Тем, (или: Прошу тебя ради Того) Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство [дай мне] верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!» И это для того, чтобы напомнить ему о той милости которую оказал ему Всевышний Аллах. И в этом было побуждение помочь этому просящему в знак благодарности Аллаху за те милости, которые Он ему оказал.
[В ответ ему этот человек] сказал: “[У меня] много долгов”.
То есть не только один ты имеешь на него право. Иначе говоря, он отказал просившему под благовидным предлогом. Он забыл о тех милостях которые ему оказал Всевышний Аллах, а это красивая кожа, красивый цвет этой кожи и богатство.
[Тогда ангел] сказал ему: “Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, к которому люди испытывали отвращение? [И не ты ли был] бедняком, которому Аллах даровал [богатство]?”
Ангел напомнил ему о той милости, которую Всевышний оказал ему когда-то.
[Этот человек] сказал: “Поистине, я унаследовал это богатство только от [своих предков]”.
Он начал отрицать то, что это имущество было милостью Аллаха к нему, однако он ничего не сказал о своей проказе.
[Тогда ангел] сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах сделает тебя [таким же, каким] ты был!”
*** И Аллах ответил на зов ангела. Также в этих словах указание на то, дозволенно делать обусловленное дуа. На это также указывают и другие контексты шариата, как допустим слова Всевышнего:
وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ
и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. Также слова посланника Аллаха в дуа истихара: اللهم إن كنت تعلم
«О Аллах если Ты знаешь …».
Затем [ангел] явился к [тому, кто прежде был] лысым, приняв облик, подобный его [прежнему] облику, и сказал ему то же, что говорил [бывшему прокажённому, когда же] тот дал ему такой же ответ, [ангел] сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах сделает тебя [таким же, каким] ты был!”
Эти двое не были благодарны Аллаху за Его милости, не проявили милости к этому нуждающемуся.
А [потом ангел] явился к [бывшему] слепому, приняв облик, подобный его [прежнему] облику, и сказал ему: “[Я – ] бедный путник. Я лишился всех средств во время своего путешествия, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после [Него] – к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто вернул тебе зрение, [дай мне одну] овцу, которой мне будет достаточно, чтобы завершить своё путешествие!” [Бывший слепой] сказал: “Я [действительно] был слепым, и Аллах вернул мне зрение.
Признал милость Аллаха к нему языком. И это является одним из столпов благодарности милостей Аллаха. Второй столп это благодарность органами, что проявляется через подчинение Тому, кто наделяет нас милостями и третий столп – это признание сердцем.
Бери же, что хочешь, и оставь, что хочешь,
*** В этом указание на благодарность органами. Также указание на его щедрость которая являлась результатом благодарности Аллаху за Его милости.
И, клянусь Аллахом, что бы ты ни взял, ради Аллаха Всевышнего сегодня я не стану обременять тебя ничем!”
То есть не стану препятствовать или требовать у тебя возврата того, что ты возьмёшь. И в этом указание на то, что он воплотил все столпы благодарности.
[Тогда ангел] сказал: “Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой,
Потому что он был благодарен Аллаху за Его милости сердцем, языком и делами.
а на двоих твоих товарищей [по несчастью] Он разгневался”».
Так как они проявили неблагодарность. И отрицали то, что выздоровление и богатство было им дано Всевышним Аллахом.
*** Также в хадисе указание на то, что Всевышний Аллах обладает такими атрибутами как довольство и гнев. И мы должны описывать Аллаха этими атрибутами так как Он сам себя описал ими в Коране и Его посланник в достоверной сунне. Что касается Корана, то Всевышний говорит:
رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ
Аллах доволен ими и они довольны Им. Также Всевышний сказал:
أَنْ سَخِطَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ
ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно.
И эти атрибуты и другие подобные им являются предметом веры у приверженцев Сунны, они описывают ими Аллаха исходя из правила, нет ничего подобного Ему.
*** В этом указание на великое правило, а это то, что благодарность Аллаха за Его милости является тем, что бережет и оставляет эти милости и мало этого увеличивает их. Как сказал Всевышний:
: (وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِنْ كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ)(إبراهيم:7).
Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки».
Поэтому Коран и Сунна переполнены контекстами побуждающими нас благодарить Всевышнего за все Его милости. И самой великой милостью для человека является ислам. Эта милость даже больше милости появления человека на этой земле. Как говорят ученые, существует три милости, которые человек не может приобрести через какие либо причины:
Первая: Появление человека из ничего. Что мы сделали для того, чтобы появиться на этот свет? Ничего! Если кто-то скажет: Мои родители сделали. Мы ему ответим: Подожди! Твои родители справляли нужду. Разве каждый раз, когда совокупляются мужчина и женщина появляется ребенок? Нет! Как сказал Всевышний:
لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ يَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ إِنَاثاً وَيَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ الذُّكُورَ * أَوْ يُزَوِّجُهُمْ ذُكْرَاناً وَإِنَاثاً وَيَجْعَلُ مَنْ يَشَاءُ عَقِيماً
Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Поэтому появление человека в этом бытие является исключительно милостью Аллах, в которой нет никаких причин.
Вторая милость: это милость ислама. Если человек является мусульманином, даже если у него 1000 дедов было в исламе, знайте, что ислам это милость Аллаха, которую Он проявил этому человеку. Как много мы слышали о тех, кто был во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кто-то принял ислам, а кто-то умер на неверии. Ислам это подарок от Аллаха, как многие из нас знают из истории пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник Аллаха обращался к Аллаху со словами: «О Аллах, дай силу исламу одним из Умаров», и Всевышний выбрал Умара бин аль-Хаттаба и лишил Амра бин Хишама. Выбор был за Аллахом. И так до Судного Дня. Как пришло в хадисе: «Каждый новорожденный рождается на естестве. Однако его родители делают из него иудея, христианина, или огнепоклонника». То есть когда ты появился на этот свет, Всевышний Тот, кто предопределил тебе родиться от родителей мусульман или христиан или иудеев. Тот кто родился от родителей мусульман, разве он сделал что-нибудь для этого? Все это от Всевышнего Аллаха.
Третья милость: Вхождение в Рай. Как на это указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Аллахом, ни кто из вас не войдет в Рай по своим делам». Сподвижники спросили, и даже ты о посланник Аллаха? Он сказал: «И даже я, если только Всевышний не проявит мне свою милость». Как говорят ученые: «Дела, которые делает человек в своей жизни, будь они в течении 20, 50 или 70 лет, как намаз, ураза, хадж и т.д. всеми этими делами человек даже не может отблагодарить милость органов его тела. Они говорят, за десятки лет, мы не можем отблагодарить за уши и сердце, а что сказать о такой великой милости как Ислам, с которой ничего не равняется». И тем более нельзя сказать что какие-то дела могут стать ценой за вхождение в Рай.
*** Также в хадисе указание на то, что с сыновьями Исраиля происходили разные чудеса и знамения о которых нам рассказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы мы извлекали пользу и уроки из этих историй. И уроком из этой истории является то, что если человек будет благодарить Аллаха за Его милости, будет их признавать, и отдавать должное из своего имущества, все это является причиной сбережения этого имущества и бараката в нем.
*** Также в хадисе указание на то, что люди имеют разные степени в благодарности Аллаха за его милости.
*** Также указание на великое достоинство садака. Пришло много хадисов побуждающих верующего к этому великому поклонению
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретённого достояния – а Аллах не принимает ничего, кроме благого! – Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для (человека), подавшего её, подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока она не достигнет размеров горы».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не становиться меньше имущество раба из-за милостыни»
Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) когда я находился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришли двое мужчин, один из которых стал жаловаться на бедность, а другой – на грабежи на дорогах. (Выслушав их,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается грабежей, то пройдёт совсем немного времени, и караваны смогут отправляться (из Медины) в Мекку без охраны. Что же касается бедности, то, поистине, не наступит Час этот до тех пор, пока каждый из вас не станет повсюду ходить со своей милостыней, но не найдёт того, кто принял бы её от него. А потом каждый из вас обязательно предстанет перед Аллахом, и не будет меж ними ни преграды, ни толмача, который стал бы переводить (слова человека), и (Аллах) обязательно спросит (человека): “Разве не даровал Я тебе богатство?” – и тот ответит: “Даровал”. Потом Он обязательно спросит: “Разве не направил Я к тебе посланника?” – и тот ответит: “Направил”, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пламени (ада), и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдёт и этого, то – с помощью доброго слова!»
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Один человек, пришедший к пророку, да благословит его Аллах и приветствует , спросил: «О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то»
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
– (Однажды) посланник Аллаха, & , сказал мне: «Не завязывай (свой кошель), ибо тогда и для тебя (его) завяжут».
В другой версии этого хадиса (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не подсчитывай, ибо тогда и Аллах сочтёт для тебя (всё)»
(Также Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: «Не припрятывай, ибо тогда и Аллах спрячет (то, что Он может тебе даровать), а щедро трать (на пути Аллаха) по мере своих возможностей»
Передают со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах , что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама! Расходуй, и Я буду расходовать на тебя”. И Он сказал: “Десница Аллаха полна – [из неё] обильно изливаются [милости] ночью и днём, и ничто не исчезает из неё”».
Айша, да будет доволен ею Аллах рассказывала о том, что однажды они зарезали барана, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что-нибудь осталось от нее?» На что она ответила: «Ничего не осталось кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась кроме лопатки»
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, что [однажды] посланник Аллаха r сказал: «О женщины, подавайте милостыню и как можно чаще просите [Аллаха] о прощении, ибо, поистине, я видел, что вы составляете большинство обитателей Огня! Одна разумная и рассудтельная женщина из их числа спросила: «О посланник Аллаха, почему же в Огне мы окажемся в большинстве?» [Пророк r ] сказал: «[Потому, что] вы часто проклинаете [людей] и проявляете неблагодарность по отношению к [своим мужьям], а из тех, кому недостаёт ума и кто [не может полностью выполнять свои] религиозные [обязанности], не видел я никого, кто в большей мере, чем вы, был бы способен заставить благоразумного [мужчину лишиться разума]». [Эта женщина] спросила: «[А что же указывает на] недостаток ума и несовершенство [женщин в делах] религии?» [Пророк r ] сказал: «Если говорить о недостатке ума, то свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины, [что и указывает на] недостаток ума [женщины]. И она не [может] по [нескольку] дней молиться и поститься во время рамадана, [что и указывает на её] несовершенство [в делах] религии».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует говорил: – [Как-то раз один] человек, [который находился] в пустыне, услышал [раздавшийся из] облака голос: «Полей сад такого-то», после чего это облако переместилось в сторону и пролилось дождём на чёрную каменистую почву, а вся вода слилась в один поток. [Путник] пошёл [по направлению её течения и через некоторое время увидел] человека, [стоявшего] в своём саду и направлявшего заступом воду [в нужную ему сторону], которого спросил: «О раб Аллаха, как тебя зовут?» Тот ответил: «Так-то», [и оказалось, что именно] это имя [назвал голос из] облака. [Потом этот человек] спросил [путника]: «О раб Аллаха, почему ты спросил, как меня зовут?» [Путник] ответил: «Поистине, я слышал, как голос в облаке, [из которого пролился] этот дождь, говорит: “Полей сад такого-то”, [после чего было названо] твоё имя, и [поэтому я хочу узнать], что ты делаешь, [чтобы заслужить подобное]?» [Человек] ответил: «Раз ты спрашиваешь [об этом, я отвечу тебе]: поистине, [собрав урожай,] я смотрю, [сколько] дал [этот сад], и раздаю треть [собранного] в качестве садаки, треть [оставляю на пропитание] себе и своим детям, а треть возвращаю обратно ».
В другой версии этого хадиса сообщается, что этот человек сказал: «…а треть отдаю неимущим, просителям и путникам».
Укба бин Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Каждый человек, будет прибывать в тени своей милостыни, пока не закончится суд среди людей». Язид, рассказывал, что Абу Марсад каждый день давал садака, даже иногда это было пряником или головкой лука.
В другой версии говориться, что Язид рассказывал о том, что Марсад первым отправлялся в мечеть и всякий раз как он заходил в мечеть он нес в своем рукаве милостыню, либо монеты, либо кусок хлеба, либо пшеницу, даже однажды я видел как он нес луковицу. Однажды я ему сказал: О Абуль-Хайр, у тебя же одежда будет неприятно пахнуть, на что он ответил, о сын Абу Хабиба, поистине я не нашел дома ничего чем мог бы дать милостыню кроме этого, и мне рассказал один из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Тень верующего в Судный День, его милостыня»
Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах рассказывал: «Один монах поклонялся Аллаха в своем монастыре шестдясят лет. И однажды не далеко от него остановилась женщина, он пришел к ней и совершил прелюбодеяние, и это продолжилось в течении шести дней. Затем он понял что натворил и убежал. И однажды он зашел в мечеть в которой было три бедных человека. Монах ничего не ел. И ему кто-то принес лепешку хлеба, он поделил ее на две части, часть отдал двоим который сидели справа, а другую третьему который сидел слева. Затем Аллах послал ангела смерти и тот, забрал его душу. Затем его шестидесятилетнее поклонение положили на чашу весов и его шестидневный грех на другую и последняя перевесила первую, и затем пложили лепешку в чашу и она перевесила шестидневный грех»
Передают со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах , что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый день, когда рабы [Аллаха] просыпаются утром, [с небес] обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести тому, кто расходует [свои] средства! ” – другой же говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели! ”».
*** Также в хадисе побуждение к доброте к нуждающимся и слабым. Помощь им в их нуждах и проявление щедрости к ним.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее.
*** Также в хадисе указание на порицание жадности и на то, что жадность является одним из самых худших качеств. Ведь жадность привела этих двоих к тому, что они забыли о милостях Всевышнего Аллах к ним и соответственно к оставлению благодарности.
*** Также в хадисе указание на то, что жадность и ложь являются тем, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха. Как мы видели это с прокаженным и лысым.
*** Также в хадисе указание на то, что правдивость и щедрость являются похвальными качествами. Этими качествами был описан слепой. И эти качества побудили его к благодарности и щедрости. Что в конце привело к довольству Аллаха.
*** Также в хадисе указание на то, что Всевышний воздает человеку в соответствии с его делами и его намерениями.
*** Также указание на то, что благодарность милости должно быть в соответствии с милостью. Благодарность за имущество тем, что человек тратит его на пути Аллаха. Благодарность за знания тем, что доносит его до окружающих его людей.
*** Также в хадисе указание на то, что баракат делает из маленькой вещи большую и маленького количества огромное, и наоборот. И на то, что баракат от Аллаха не имеет границ, как на это указывает этот хадис. Из одного животного стадо величиной в долину.
*** Также в хадисе указание на то, что прошлые общины наследовали свое имущество своим потомкам.
*** Также указание на то, что Всевышний испытывает человека в том, что дает ему из милостей.
*** Также указание на то, что напоминание бывает как словами, так и делами так и внешним видом.
И много, много других полезных моментов.
Из лекции нашего устаза - Рината Абу Мухаммада "Благодарность за милости Аллаха".
*** Во вторых, сообщения в которых рассказывается о бану Исраиль бывает трех видов:
1 – То, что пришло в Коране
2 – То, что пришло в достоверной Сунне
3 – То, что пришло от них самих в их книгах, со слов их ученых.
Что касается первых двух видов, то нет сомнения в том, что эти сообщения являются истиной. Как допустим рассказ Всевышнего о Мусе, Юсуфе и других пророках.
Или то, что пришло в сунне, примером тому является хадис который мы сейчас разбираем, его передал Абу Хурайра от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И третий вид то, что передается со слов их ученых. Что касается третьего вида, то он делится на три вида сообщений:
1 – То, на ложь чего указывает наш шариат. И мы должны считать это ложью и отвергать. Подобные сообщения часто передаются в некоторых тафсирах Корана.
2 – То, на истинность чего указывает наш шариат. Мы должны принимать эти сообщения. Не от того, что эти сообщения переданы учеными бану Исраиля, а из-за того, что наш шариат указывает на то, что это истина.
3 – То, на истинность или ложь чего не указывает наш шариат. Что касается этих сообщений, то мы не верим в них, в то же время не отвергаем их. Так как если мы поверим в них, есть вероятность того, что это ложь. И тем самым мы поверим в ложью. Или наоборот, если мы отвергнем эти слова, может быть вероятность того, что это истина, и тем самым мы отвергнем истину. Поэтому мы останавливаемся и не судим о правдивости или ложи этого сообщения, однако эти сообщения дозволено передавать, особенно в вопросах побуждения к чему-то или предостережения от чего-то.
Также следует отметить что существует очень важное правило, которое гласит о том, что шариат тех кто был до нас является шариатом для нас, если в нашем шариате нет ничего такого что противоречило бы этому.
*** В третьих Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о том, что Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа израильтян. Он испытал их болезнями. Один из них был прокажённый, второй лысый и третий слепой. И в это указание на то, что Аллах испытывает своего раба тем, чем пожелает, чтобы проверить будет ли он терпелив или проявит недовольство. Или будет ли он благодарен или проявит неблагодарность. Как сказал Всевышний:
وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
Мы испытываем вас добром и злом ради испытания, и к Нам вы будете возвращены.
*** В четвертых в хадисе говориться о том, что Всевышний полсл ангела. И поэтому в хадисе указание на веру в ангелов. И вера в ангелов является одним из столпов веры. Англы, потусторонний мир. Всевышний Аллах создал их из света, дал им силу для исполнения приказов Аллаха. Они имеют тела, и не являются просто духом, или какой-то абстрактной силой. Создал их подчиняющимися Всевышнему Аллаху и никогда не ослушивающимися Его. Они не едят, не пьют, постоянно, день и ночь восхваляют Всевышнего. У каждого из них есть своя обязанность, как на это указывает Коран и Сунна. В хадисе указание на то, что ангелы могут принимать образ человека. Также в хадисе указание на то, что один ангел может принимать разные облики. В этом хадисе один ангел пришел один раз в облике прокаженного, второй раз в образе лысого, третий раз в образе слепого.
*** Также в этом хадисе указание на то, что ангелам дозволено то, что недозволенно людям и соответственно не дозволенно людям брать ахкамы из действий ангелов. Также в хадисе указание на то, что Всевышний может дать ангелам сверхъестественную силу, как мы видим в этом хадисе. Ангел проводил рукой по больному, после чего тот излечивался от своей болезни. И все это с дозволения Всевышнего Аллаха, так как если Всевышний пожелает что-то, скажет ему будь, и оно будет. И если бы Всевышний захотел, то излечил бы их и без этого ангела, однако Аллах пожелал и сделал его причиной для того, чтобы испытать этих людей. Также в хадисе указание на то, что Всевышний отвечает на зов ангелов. Это что касается слов: «[Некогда] Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа израильтян: прокажённого, лысого и слепого, и послал к ним ангела»
Дальше в хадисе говориться о диалоге ангела с этими тремя людьми. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует рассказал о том, что ангел явился к прокажённому и спросил: “Чего ты хочешь больше всего?” [Тот] сказал: “Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы исчезло то, из-за чего люди испытывают ко мне отвращение ”. Тогда ангел провёл по нему [рукой, после чего] то, что вызывало к нему отвращение исчезло, и он был наделён красивым цветом и хорошей кожей.
*** И в этом указание на то, что этот мир, имеет закон причин и результатов. Ангел сделал причину, провел рукой по его коже. И он выздоровел с дозволения Аллаха.
*** Также в этом указание на величие мощи Всевышнего Аллаха, так как Он излечил этих больных от их болезней всего лишь прикосновением ангела к ним.
[Потом ангел] спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” [Тот] сказал: “Верблюды”, и ему была дарована стельная верблюдица , [после чего ангел] сказал: “Да сделает её Аллах благодатной для тебя”.
Что касается второго, то он был лысым и когда ангел явился к нему спросил его: “Чего ты хочешь больше всего?” [Тот] сказал: “Красивых волос и чтобы ушло то, из-за чего люди испытывают ко мне отвращение”. Тогда [ангел] провёл по нему [рукой, после чего то, что вызывало к нему отвращение], исчезло, и он был наделён карсивыми волосами. [Потом ангел] спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” [Тот] сказал: “Коровы”, и ему была дарована стельная корова, [после чего ангел] сказал: “Да сделает её Аллах благодатной для тебя»
Затем ангел пришел к третьему и сказал: “Чего ты хочешь больше всего?” [Тот] сказал: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей ”. Тогда ангел провёл по нему [рукой], и Аллах вернул ему зрение. [Потом ангел] спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” [Тот] сказал: “Овцы”, и ему была дарована стельная овца».
Посланник Аллаха продолжил и сказал: «И после этого дали приплод [верблюдица и корова], и дала приплод [овца, а через некоторое время] у [одного из них] было уже целая долина верблюдов, у [другого] – целая долина коров, а у третьего – целая долина овец».
*** И в этом указание на то, что Всевышний Аллах ответил на зов ангела и дал баракат каждому из них. Из одной верблюдицы появилось стадо верблюдов, которое наполнило долину. Из коровы - стадо коров, из овцы - стадо овец. Также в этом отрезке хадиса указание на то, что Всевышний отвечает на зов ангела. И поэтому если нужно брать те причины, которые приводят человека к тому, что ангел начинает взывать за него к Аллаху.
Затем в хадисе говориться о том, что началось испытание и экзамен для этих троих. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: А потом [ангел] явился к [бывшему] прокажённому, приняв его [прежнее] обличье, и сказал [ему]: “[Я – ] бедный человек. В пути я лишился всех средств, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Всемогущего и Великого Аллаха, а после [Него] – к тебе.
*** В этих словах указание на единобожие и исламский этикет в разговоре и на то, что мусульманину говоря об обращении к Аллаху и Его созданиям следует использовать слово «затем», между Всевышним и Его созданиями, то есть: «и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Всемогущего и Великого Аллаха, а после [Него] – к тебе».
Заклинаю тебя Тем, Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, [дай мне] верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!”
*** Он не сказал просто: «Заклинаю тебя Аллахом» или «Прошу тебя ради Аллаха» а сказал: «Заклинаю тебя Тем, (или: Прошу тебя ради Того) Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство [дай мне] верблюда, с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!» И это для того, чтобы напомнить ему о той милости которую оказал ему Всевышний Аллах. И в этом было побуждение помочь этому просящему в знак благодарности Аллаху за те милости, которые Он ему оказал.
[В ответ ему этот человек] сказал: “[У меня] много долгов”.
То есть не только один ты имеешь на него право. Иначе говоря, он отказал просившему под благовидным предлогом. Он забыл о тех милостях которые ему оказал Всевышний Аллах, а это красивая кожа, красивый цвет этой кожи и богатство.
[Тогда ангел] сказал ему: “Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был прокажённым, к которому люди испытывали отвращение? [И не ты ли был] бедняком, которому Аллах даровал [богатство]?”
Ангел напомнил ему о той милости, которую Всевышний оказал ему когда-то.
[Этот человек] сказал: “Поистине, я унаследовал это богатство только от [своих предков]”.
Он начал отрицать то, что это имущество было милостью Аллаха к нему, однако он ничего не сказал о своей проказе.
[Тогда ангел] сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах сделает тебя [таким же, каким] ты был!”
*** И Аллах ответил на зов ангела. Также в этих словах указание на то, дозволенно делать обусловленное дуа. На это также указывают и другие контексты шариата, как допустим слова Всевышнего:
وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ
и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. Также слова посланника Аллаха в дуа истихара: اللهم إن كنت تعلم
«О Аллах если Ты знаешь …».
Затем [ангел] явился к [тому, кто прежде был] лысым, приняв облик, подобный его [прежнему] облику, и сказал ему то же, что говорил [бывшему прокажённому, когда же] тот дал ему такой же ответ, [ангел] сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах сделает тебя [таким же, каким] ты был!”
Эти двое не были благодарны Аллаху за Его милости, не проявили милости к этому нуждающемуся.
А [потом ангел] явился к [бывшему] слепому, приняв облик, подобный его [прежнему] облику, и сказал ему: “[Я – ] бедный путник. Я лишился всех средств во время своего путешествия, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после [Него] – к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто вернул тебе зрение, [дай мне одну] овцу, которой мне будет достаточно, чтобы завершить своё путешествие!” [Бывший слепой] сказал: “Я [действительно] был слепым, и Аллах вернул мне зрение.
Признал милость Аллаха к нему языком. И это является одним из столпов благодарности милостей Аллаха. Второй столп это благодарность органами, что проявляется через подчинение Тому, кто наделяет нас милостями и третий столп – это признание сердцем.
Бери же, что хочешь, и оставь, что хочешь,
*** В этом указание на благодарность органами. Также указание на его щедрость которая являлась результатом благодарности Аллаху за Его милости.
И, клянусь Аллахом, что бы ты ни взял, ради Аллаха Всевышнего сегодня я не стану обременять тебя ничем!”
То есть не стану препятствовать или требовать у тебя возврата того, что ты возьмёшь. И в этом указание на то, что он воплотил все столпы благодарности.
[Тогда ангел] сказал: “Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой,
Потому что он был благодарен Аллаху за Его милости сердцем, языком и делами.
а на двоих твоих товарищей [по несчастью] Он разгневался”».
Так как они проявили неблагодарность. И отрицали то, что выздоровление и богатство было им дано Всевышним Аллахом.
*** Также в хадисе указание на то, что Всевышний Аллах обладает такими атрибутами как довольство и гнев. И мы должны описывать Аллаха этими атрибутами так как Он сам себя описал ими в Коране и Его посланник в достоверной сунне. Что касается Корана, то Всевышний говорит:
رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ
Аллах доволен ими и они довольны Им. Также Всевышний сказал:
أَنْ سَخِطَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَفِي الْعَذَابِ هُمْ خَالِدُونَ
ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно.
И эти атрибуты и другие подобные им являются предметом веры у приверженцев Сунны, они описывают ими Аллаха исходя из правила, нет ничего подобного Ему.
*** В этом указание на великое правило, а это то, что благодарность Аллаха за Его милости является тем, что бережет и оставляет эти милости и мало этого увеличивает их. Как сказал Всевышний:
: (وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِنْ كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ)(إبراهيم:7).
Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки».
Поэтому Коран и Сунна переполнены контекстами побуждающими нас благодарить Всевышнего за все Его милости. И самой великой милостью для человека является ислам. Эта милость даже больше милости появления человека на этой земле. Как говорят ученые, существует три милости, которые человек не может приобрести через какие либо причины:
Первая: Появление человека из ничего. Что мы сделали для того, чтобы появиться на этот свет? Ничего! Если кто-то скажет: Мои родители сделали. Мы ему ответим: Подожди! Твои родители справляли нужду. Разве каждый раз, когда совокупляются мужчина и женщина появляется ребенок? Нет! Как сказал Всевышний:
لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ يَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ إِنَاثاً وَيَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ الذُّكُورَ * أَوْ يُزَوِّجُهُمْ ذُكْرَاناً وَإِنَاثاً وَيَجْعَلُ مَنْ يَشَاءُ عَقِيماً
Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Поэтому появление человека в этом бытие является исключительно милостью Аллах, в которой нет никаких причин.
Вторая милость: это милость ислама. Если человек является мусульманином, даже если у него 1000 дедов было в исламе, знайте, что ислам это милость Аллаха, которую Он проявил этому человеку. Как много мы слышали о тех, кто был во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кто-то принял ислам, а кто-то умер на неверии. Ислам это подарок от Аллаха, как многие из нас знают из истории пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник Аллаха обращался к Аллаху со словами: «О Аллах, дай силу исламу одним из Умаров», и Всевышний выбрал Умара бин аль-Хаттаба и лишил Амра бин Хишама. Выбор был за Аллахом. И так до Судного Дня. Как пришло в хадисе: «Каждый новорожденный рождается на естестве. Однако его родители делают из него иудея, христианина, или огнепоклонника». То есть когда ты появился на этот свет, Всевышний Тот, кто предопределил тебе родиться от родителей мусульман или христиан или иудеев. Тот кто родился от родителей мусульман, разве он сделал что-нибудь для этого? Все это от Всевышнего Аллаха.
Третья милость: Вхождение в Рай. Как на это указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Аллахом, ни кто из вас не войдет в Рай по своим делам». Сподвижники спросили, и даже ты о посланник Аллаха? Он сказал: «И даже я, если только Всевышний не проявит мне свою милость». Как говорят ученые: «Дела, которые делает человек в своей жизни, будь они в течении 20, 50 или 70 лет, как намаз, ураза, хадж и т.д. всеми этими делами человек даже не может отблагодарить милость органов его тела. Они говорят, за десятки лет, мы не можем отблагодарить за уши и сердце, а что сказать о такой великой милости как Ислам, с которой ничего не равняется». И тем более нельзя сказать что какие-то дела могут стать ценой за вхождение в Рай.
*** Также в хадисе указание на то, что с сыновьями Исраиля происходили разные чудеса и знамения о которых нам рассказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы мы извлекали пользу и уроки из этих историй. И уроком из этой истории является то, что если человек будет благодарить Аллаха за Его милости, будет их признавать, и отдавать должное из своего имущества, все это является причиной сбережения этого имущества и бараката в нем.
*** Также в хадисе указание на то, что люди имеют разные степени в благодарности Аллаха за его милости.
*** Также указание на великое достоинство садака. Пришло много хадисов побуждающих верующего к этому великому поклонению
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретённого достояния – а Аллах не принимает ничего, кроме благого! – Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для (человека), подавшего её, подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока она не достигнет размеров горы».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не становиться меньше имущество раба из-за милостыни»
Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) когда я находился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришли двое мужчин, один из которых стал жаловаться на бедность, а другой – на грабежи на дорогах. (Выслушав их,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается грабежей, то пройдёт совсем немного времени, и караваны смогут отправляться (из Медины) в Мекку без охраны. Что же касается бедности, то, поистине, не наступит Час этот до тех пор, пока каждый из вас не станет повсюду ходить со своей милостыней, но не найдёт того, кто принял бы её от него. А потом каждый из вас обязательно предстанет перед Аллахом, и не будет меж ними ни преграды, ни толмача, который стал бы переводить (слова человека), и (Аллах) обязательно спросит (человека): “Разве не даровал Я тебе богатство?” – и тот ответит: “Даровал”. Потом Он обязательно спросит: “Разве не направил Я к тебе посланника?” – и тот ответит: “Направил”, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пламени (ада), и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдёт и этого, то – с помощью доброго слова!»
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Один человек, пришедший к пророку, да благословит его Аллах и приветствует , спросил: «О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то»
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
– (Однажды) посланник Аллаха, & , сказал мне: «Не завязывай (свой кошель), ибо тогда и для тебя (его) завяжут».
В другой версии этого хадиса (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не подсчитывай, ибо тогда и Аллах сочтёт для тебя (всё)»
(Также Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: «Не припрятывай, ибо тогда и Аллах спрячет (то, что Он может тебе даровать), а щедро трать (на пути Аллаха) по мере своих возможностей»
Передают со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах , что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама! Расходуй, и Я буду расходовать на тебя”. И Он сказал: “Десница Аллаха полна – [из неё] обильно изливаются [милости] ночью и днём, и ничто не исчезает из неё”».
Айша, да будет доволен ею Аллах рассказывала о том, что однажды они зарезали барана, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что-нибудь осталось от нее?» На что она ответила: «Ничего не осталось кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась кроме лопатки»
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, что [однажды] посланник Аллаха r сказал: «О женщины, подавайте милостыню и как можно чаще просите [Аллаха] о прощении, ибо, поистине, я видел, что вы составляете большинство обитателей Огня! Одна разумная и рассудтельная женщина из их числа спросила: «О посланник Аллаха, почему же в Огне мы окажемся в большинстве?» [Пророк r ] сказал: «[Потому, что] вы часто проклинаете [людей] и проявляете неблагодарность по отношению к [своим мужьям], а из тех, кому недостаёт ума и кто [не может полностью выполнять свои] религиозные [обязанности], не видел я никого, кто в большей мере, чем вы, был бы способен заставить благоразумного [мужчину лишиться разума]». [Эта женщина] спросила: «[А что же указывает на] недостаток ума и несовершенство [женщин в делах] религии?» [Пророк r ] сказал: «Если говорить о недостатке ума, то свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины, [что и указывает на] недостаток ума [женщины]. И она не [может] по [нескольку] дней молиться и поститься во время рамадана, [что и указывает на её] несовершенство [в делах] религии».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует говорил: – [Как-то раз один] человек, [который находился] в пустыне, услышал [раздавшийся из] облака голос: «Полей сад такого-то», после чего это облако переместилось в сторону и пролилось дождём на чёрную каменистую почву, а вся вода слилась в один поток. [Путник] пошёл [по направлению её течения и через некоторое время увидел] человека, [стоявшего] в своём саду и направлявшего заступом воду [в нужную ему сторону], которого спросил: «О раб Аллаха, как тебя зовут?» Тот ответил: «Так-то», [и оказалось, что именно] это имя [назвал голос из] облака. [Потом этот человек] спросил [путника]: «О раб Аллаха, почему ты спросил, как меня зовут?» [Путник] ответил: «Поистине, я слышал, как голос в облаке, [из которого пролился] этот дождь, говорит: “Полей сад такого-то”, [после чего было названо] твоё имя, и [поэтому я хочу узнать], что ты делаешь, [чтобы заслужить подобное]?» [Человек] ответил: «Раз ты спрашиваешь [об этом, я отвечу тебе]: поистине, [собрав урожай,] я смотрю, [сколько] дал [этот сад], и раздаю треть [собранного] в качестве садаки, треть [оставляю на пропитание] себе и своим детям, а треть возвращаю обратно ».
В другой версии этого хадиса сообщается, что этот человек сказал: «…а треть отдаю неимущим, просителям и путникам».
Укба бин Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Каждый человек, будет прибывать в тени своей милостыни, пока не закончится суд среди людей». Язид, рассказывал, что Абу Марсад каждый день давал садака, даже иногда это было пряником или головкой лука.
В другой версии говориться, что Язид рассказывал о том, что Марсад первым отправлялся в мечеть и всякий раз как он заходил в мечеть он нес в своем рукаве милостыню, либо монеты, либо кусок хлеба, либо пшеницу, даже однажды я видел как он нес луковицу. Однажды я ему сказал: О Абуль-Хайр, у тебя же одежда будет неприятно пахнуть, на что он ответил, о сын Абу Хабиба, поистине я не нашел дома ничего чем мог бы дать милостыню кроме этого, и мне рассказал один из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Тень верующего в Судный День, его милостыня»
Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах рассказывал: «Один монах поклонялся Аллаха в своем монастыре шестдясят лет. И однажды не далеко от него остановилась женщина, он пришел к ней и совершил прелюбодеяние, и это продолжилось в течении шести дней. Затем он понял что натворил и убежал. И однажды он зашел в мечеть в которой было три бедных человека. Монах ничего не ел. И ему кто-то принес лепешку хлеба, он поделил ее на две части, часть отдал двоим который сидели справа, а другую третьему который сидел слева. Затем Аллах послал ангела смерти и тот, забрал его душу. Затем его шестидесятилетнее поклонение положили на чашу весов и его шестидневный грех на другую и последняя перевесила первую, и затем пложили лепешку в чашу и она перевесила шестидневный грех»
Передают со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах , что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый день, когда рабы [Аллаха] просыпаются утром, [с небес] обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести тому, кто расходует [свои] средства! ” – другой же говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели! ”».
*** Также в хадисе побуждение к доброте к нуждающимся и слабым. Помощь им в их нуждах и проявление щедрости к ним.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее.
*** Также в хадисе указание на порицание жадности и на то, что жадность является одним из самых худших качеств. Ведь жадность привела этих двоих к тому, что они забыли о милостях Всевышнего Аллах к ним и соответственно к оставлению благодарности.
*** Также в хадисе указание на то, что жадность и ложь являются тем, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха. Как мы видели это с прокаженным и лысым.
*** Также в хадисе указание на то, что правдивость и щедрость являются похвальными качествами. Этими качествами был описан слепой. И эти качества побудили его к благодарности и щедрости. Что в конце привело к довольству Аллаха.
*** Также в хадисе указание на то, что Всевышний воздает человеку в соответствии с его делами и его намерениями.
*** Также указание на то, что благодарность милости должно быть в соответствии с милостью. Благодарность за имущество тем, что человек тратит его на пути Аллаха. Благодарность за знания тем, что доносит его до окружающих его людей.
*** Также в хадисе указание на то, что баракат делает из маленькой вещи большую и маленького количества огромное, и наоборот. И на то, что баракат от Аллаха не имеет границ, как на это указывает этот хадис. Из одного животного стадо величиной в долину.
*** Также в хадисе указание на то, что прошлые общины наследовали свое имущество своим потомкам.
*** Также указание на то, что Всевышний испытывает человека в том, что дает ему из милостей.
*** Также указание на то, что напоминание бывает как словами, так и делами так и внешним видом.
И много, много других полезных моментов.
Из лекции нашего устаза - Рината Абу Мухаммада "Благодарность за милости Аллаха".