17 – ПОСПЕШНОЕ ОБВИНЕНИЕ МУСУЛЬМАН В НЕВЕРИИ
Обвинение конкретного человека из числа мусульман в неверии – очень серьезный и опасный поступок. Мусульманина можно обвинить в неверии лишь на основании непререкаемого довода, ясного как солнце в безоблачный полдень. Кроме того, для вынесения суждения о неверии того или иного человека обязательно наличие соответствующих условий и отсутствие обстоятельств, препятствующих объявлению его вероотступником. Перечислим вкратце эти условия:
1) Знание. Человек, обвиняемый в неверии, должен знать, что совершаемое им действие явля-ется неверием. Если же человек совершает какое-либо действие, являющееся неверием, по неве-жеству, то его нельзя обвинять в неверии.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا
«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и по-следует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура 4 «Женщины», аят 115.
Из аята следует, что на тех, кому прямой путь не был разъяснен, угрозы, содержащиеся в шариатских текстах, не распространяются.
2) Предумышленность. Нельзя обвинять в неверии того, кто совершил действие или сказал слово неверия неумышленно, по ошибке, например, если человек оговорился или забылся.
На это указывают Слова Всевышнего:
رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы забудем или ошибемся…» Сура 2 «Корова», аят 286.
В священном хадисе,[1] в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пересказал слова своего Господа, сообщается, что Всевышний ответил на эту мольбу, обращенную к Нему, и сказал:
«Я уже сделал это». Хадис передал имам Муслим.
3) Добрая воля. Человека нельзя обвинять в неверии за то, что он совершил по принуждению. Всевышний Аллах сказал:
مَن كَفَرَ بِاللّهِ مِن بَعْدِ إيمَانِهِ إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце была твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия» Сура 16 «Пчелы», аят 106.
4) Отсутствие приемлемого толкования. Наличие у человека неправильного, но приемлемого с языковой точки зрения понимания шариатского текста является препятствием для обвинения его в неверии. Например, во времена сподвижников нашлись люди, посчитавшие, что пить вино дозволено, однако никто из сподвижников не обвинил этих людей в неверии. Дело в том, что эти люди по своему истолковали Слова Всевышнего:
لَيْسَ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ جُنَاحٌ فِيمَا طَعِمُواْ إِذَا مَا اتَّقَواْ
«Те, которые уверовали и совершали благие дела, не совершают греха, что бы они ни ели, если только они боятся Аллаха и веруют…» Сура 5 «Трапеза», аят 93.
Они решили, что этот аят указывает на дозволенность употребления алкоголя при условии, что человек боится Аллаха и верует [2]. На самом деле употребление алкоголя – великий грех, и если бы у этих людей не было приемлемого толкования этого аята их следовало бы считать не-верующими, потому что они объявили дозволенным то, что запретил Аллах.
Если человек несправедливо обвиняет другого в неверии, это обвинение возвращается к нему же.
Ибн ‘Умар передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек назвал своего брата неверующим, то если он говорит неправду, он сам подпадает под свои слова».
Этот хадис передал имам аль-Бухари.
О брат по вере, пойми и запомни, что если человек делает нечто, являющееся неверием, это не обязательно означает, что сам он неверующий. Обвинить человека в неверии можно только при наличии неопровержимых доказательств и отсутствии препятствующих обстоятельств. Нельзя торопиться в объявлении кого-либо неверным. Кроме того, вынесение суждения о вероотступничестве кого-то из мусульман относится к компетенции ученых, а не случайных людей.
18 – НЕПРАВИЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА И ЕГО АТРИБУТОВ, УПОМЯНУТЫХ В КОРАНЕ И ХАДИСАХ
Речь идет о толковании, которое противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Обычно подобные неправильные толкования объясняются желанием избежать уподобления – то есть уподобления качеств Аллаха качествам творений. Например, Всевышний Аллах сказал о Себе:
«… Его обе Руки простерты» Сура 5 «Трапеза», аят 64.
Некоторые люди говорят:
«Под Руками подразумевается сила, потому что если мы скажем, что у Аллаха есть Руки, мы уподобим Его творениям…». Так же они искажают приход Аллаха в Судный день, Его милость и другие Имена и Атрибуты Всевышнего.
Это очень серьезная ошибка в убеждениях (‘акыда), потому что если у Аллаха есть Атрибуты,
это не означает, что они подобны одноименным атрибутам творений.
Атрибуты Всевышнего совершенны и не имеют никакого сходства с атрибутами творений. Например, если мы говорим, что у человека есть две руки и у животного есть две руки, это вовсе не означает, что у животного руки такие же, как у человека: у каждого из них его руки соответствуют ему самому. То же самое касается других атрибутов. Аллаху принадлежат наивысшие качества, и если мы говорим, что у Аллаха есть две Руки, так как Он Сам сказал это о Себе,
то это не означает, что Его Руки – такие же, как конечности творений. Вспомним Слова Всевышнего:
«Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» Сура 42 «Совет», аят 11.
В этом аяте Аллах утверждает наличие у Него атрибутов, а именно слуха и зрения, но в то же время подчеркивает, что Его атрибуты не подобны качествам творений и нет ничего подобного Ему.
К тому же, из слов тех, кто искажает или отрицает Атрибуты Аллаха, следует, что у Аллаха вообще нет никаких атрибутов. Стремясь избежать уподобления, они пришли к тому, что еще хуже: приравняли Аллаха к небытию, – ведь тот, кто существует, непременно обладает какими-то качествами.
Когда же эти люди перестанут искажать смысл Слов Всевышнего и покушаться на Его Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты?!!!..[3]
19 – «ВЕРА В СЕРДЦЕ»
Некоторые мусульмане считают, что если человек говорит или делает запретное, оставаясь при этом с благочестивым сердцем внутри, то Аллах не станет наказывать его за это. Когда кто-то порицает их за грехи и ослушание Аллаха, они говорят:
«Главное – то, что в сердце. А у меня в сердце — вера…». Это ошибочное убеждение. Шайтан внушает его людям, чтобы они не боялись грешить и ослушиваться Всевышнего. Однако это утверждение нетрудно опровергнуть:
1) Если человек благочестив и у него чистая душа, это должно непременно отражаться на его поведении, и если он верующий, его вера обязательно должна проявляться в его действиях.
Ан-Ну‘ман бин Башир передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, есть в теле кусочек плоти: если он хороший, он делает хорошим все тело, а если он скверный, он делает скверным все тело, и, поистине, это - сердце».
Этот хадис передали аль-Бухари (№ 52) и Муслим (№ 1599). См. также «Сады праведных» на русском языке (хадис № 588).
Если человек совершает грехи без зазрения совести и считает себя благочестивым верующим, он ошибается: это Шайтан обманывает его.
2) Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваши тела, но Он смотрит на ваши сердца и ваши дела».
Передал имам Муслим № 2564. См. также «Сады праведных» на русском языке (хадис № 7).
Из хадиса следует, что Аллах смотрит не только на сердце человека, но и на его дела.
3) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам изменять порицаемое, когда мы становимся его свидетелями.
Абу Са‘ид передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры». Хадис передал имам Муслим (№ 49).
Если бы ослушание Аллаха при наличии веры в сердце не имело значения, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не велел бы нам изменять порицаемое и делать замечания тем, кто открыто совершает грехи.
Важное примечание: некоторые люди говорят:
«Вера – только в сердце».
Они ошибаются, потому что это утверждение противоречит Корану и Сунне, а также убеждениям наших праведных предшественников.[4]
По мнению приверженцев Сунны,
вера – это слова, дела и убеждения, и покорность Всевышнему увеличивает веру, а ослушание – напротив, уменьшает.
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наивысшее из них – слова “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а наименьшее – устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость – одно из ответвлений веры». Хадис передал имам Муслим (№ 35). См. также «Сады праведных» на русском языке (хадис № 125).
Этот и другие похожие хадисы подтверждают, что вера не ограничивается убеждением в сердце: словесное выражение покорности Аллаху (формула Единобожия: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха») и действия (устранение с дороги того, что мешает проходить людям) также входят в понятие веры.
Кроме того, великое неверие (куфр акбар) также проявляется не только в виде убеждений, но и в виде слов и действий – например, человек богохульствует и проклинает исламскую религию, или Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
На это указывают слова Всевышнего:
وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ لاَ تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ إِن نَّعْفُ عَن طَآئِفَةٍ مِّنكُمْ نُعَذِّبْ طَآئِفَةً بِأَنَّهُمْ كَانُواْ مُجْرِمِينَ
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь…Вы стали неверующими после того, как уверовали» Сура 9 «Покаяние», аяты 65-66.
Человек становится неверующим, даже если совершает упомянутые действия предумышленно в виде шутки, как стали неверующими люди, о которых идет речь в аяте.
Великий ширк проявляется и в виде действий – например, если человек оскверняет Коран и совершает земной поклон идолу. Да убережет нас Аллах от подобного!
Приверженцы сунны и единой общины единодушны в этом (иджма‘).
20 – УПОМИНАНИЕ О РАЗНОГЛАСИЯХ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ МЕЖДУ СПОДВИЖНИКАМИ, И РАССКАЗЫ О НИХ НА ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЯХ
Наши праведные предшественники, напротив, считали, что эти разногласия не должны обсуждаться, потому что каждый из сподвижников поступал на основании своего знания, искренне усердствуя в поисках правильного решения (то есть, совершая иджтихад), и кто из них поступил правильно, тому полагается две награды, а кто ошибся, тому – одна.[5]
Сподвижники совершили так много благих дел, что их вполне достаточно для того, чтобы они стерли собой их немногие проступки и дурные дела.
Абу Са‘ид передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда, пожертвован-ного любым из них!».
Этот хадис передали Муслим № 2540, и аль-Бухари № 3470, см. также «Краткое изложение “Сахиха аль-Бухари”» на русском языке хадис № 1455.
Когда о сподвижниках начинают говорить дурное, подробно обсуждая конфликты и сражения, которые происходили между ними, это оставляет неприятный осадок в душах людей, настраивает их против сподвижников и уменьшает их любовь к ним, а ведь большая часть подобных историй – выдумка.
Это всего лишь клевета и наговор на сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует…
Прекрасно сказал выдающийся исламский историк имам аз-Захаби:
«Нам следует воздержаться от обсуждения многих разногласий и сражений, произошедших между сподвижниками, да будет Аллах доволен ими всеми.
В сборниках хадисов и других книгах мы встречаем упоминания об этом, однако у большинства приводимых сообщений прерванная цепочка передатчиков (иснад), либо они являются слабыми или выдуманными. Эти сведения, имеющиеся у наших ученых, необходимо держать в тайне, а еще лучше – уничтожать, чтобы они не оскверняли сердца и чтобы люди любили сподвижников и были довольны ими. Эти сведения нужно скрывать от простых, малограмотных мусульман и от некоторых ученых, однако к чтению таких историй можно допустить беспристрастного ученого при условии, что он будет просить прощения для сподвижников, как научил нас Всевышний Аллах:
وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«А те, которые пришли после них, говорят: ‹Господь наш! Прости нам и нашим братьям, которые уверовали раньше нас! Не вкладывай в наши сердца ненависти и зависти к тем, кто уверовал » Сура 59 «Сбор», аят 10.
Поистине, сподвижники совершали много благих дел, которые стирают дурные, они участвовали в борьбе на пути Аллаха и усердно поклонялись своему Господу…».
Читающий жизнеописания сподвижников обнаруживает, что они были самыми благородными, праведными и богобоязненными в исламской общине, лучше всех знали и понимали религию. Они жили в те времена, когда ниспосылался Коран, и они слышали Откровение из уст самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому большинство ученых считают, что их слова являются доводом в Шариате. Просим Всевышнего, чтобы он увеличил любовь к ним в наших сердцах и соединил нас с ними в Райской обители, ибо, поистине, человек будет с теми, кого он любит.
Важное замечание: по наущению Шайтана некоторые мусульмане стали читать лекции, в которых подробно рассказывали о разногласиях и конфликтах между сподвижниками. Эти лекции стали записывать на пленку, а потом продавать людям. Беда в том, что в этих лекциях было множество вымышленных, ложных историй, и их стали передавать из уст в уста простые, малограмотные мусульмане.
Только Всевышний Аллах знает, сколько вреда принесли эти лекции, сколько в них было лжи и навета на благородных сподвижников и сколько радости доставили они заблудшим шиитам-рафидитам – ведь их учение строится на поношении сподвижников и обвинении их в неверии. Чтобы понять опасность и отвратительность рафидизма мусульманину ревностно оберегающему свою религию, достаточно узнать о том, что шииты обвиняют мать правоверных ‘Аишу [6], да будет доволен ею Аллах, в прелюбодеянии, и утверждают, что в Судный день она будет подвергнута наказанию, установленному Шариатом за этот грех! И пусть вас не обманывает их лицемерие и сокрытие истинных убеждений
(такыййа).Они демонстрируют любовь, а в душах скрывают ненависть и вражду. Не поддавайтесь же на их обман!
Будьте благоразумными обладателями религии, высоко держащими знамя враждебности по отношению к ним, не обманывающимися тем, что они демонстрируют внешне, и их притворным дружелюбием. Да поможет вам в этом Аллах!
21 – ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЕЙ
В большинстве случаев это приводит к кровопролитию и человеческим жертвам и не приносит пользы.
Мусульмане должны воздержаться от взрывов и убийств и даже от слов, приводящих к этому, чтобы сберечь религию и кровь мусульман. Мусульманин должен призывать отклонившихся от прямого пути правителей вернуться на этот путь, используя наиболее действенные методы. Конечно, они могут и не внять призыву, однако человек, сделав все, что в его силах, исполнит свой долг, и хвала Аллаху…
Ибн Таймийя пишет:
«Известно, что приверженцы Сунны (ахлю-с-Сунна) считают, что не следует выступать против правителей и поднимать против них меч, даже если они поступают несправедливо. Их точку зрения подтверждает множество хадисов…К тому же, практически все выступления против правителей приносили вред, гораздо больший чем тот, который устранялся в результате этого выступления» «Минхадж ас-сунна» (3/391).
Необходимо помнить о том, что любое вооруженное выступление начиналось со слов. Мусульманин должен соблюдать осторожность и стараться устранять или исправлять порицаемое наилучшим способом, избегая в то же время порицания правителя в присутствии людей. Нужно обращаться к Всевышнему с мольбой за правителей мусульман, чтобы Аллах помог им исправиться и наставил их на прямой путь, потому что праведность правителя приносит благо людям и странам.
Да направит Аллах нас и наших правителей к тому, что принесет величие для Ислама и мусульман!
Все справедливые и беспристрастные верующие должны знать, что у них есть обязанности перед правителем-мусульманином, которые возложил на них Тот, Кто обязал их совершать намаз и выплачивать закят, – наш Всевышний Господь, а также Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.[7]
К этим обязанностям относится:
1) Повиновение им в том, что не является ослушанием Аллаха.
Хузейфа передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Слушай правителя и повинуйся ему, даже если он бьет тебя по спине и отбирает твое имущество». Хадис передал имам Муслим (№ 1847).
‘Ауф бин Малик передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Человек, над которым поставлен правитель, который в чем-то ослушивается Аллаха, должен ненавидеть его грех, однако не выходить из повиновения ему». Хадис передал имам Муслим (№ 1855).
2) Добрый совет и наставление.
Мусульманин обязан давать правителю добрый совет, но не должен разглашать повсюду его ошибки.
Са‘ид ибн аль-Джубейр передает: «Я спросил Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах:
“Должен ли я призывать своего правителя к одобряемому?” Он ответил:
“Если ты боишься, что он убьет тебя, то нет. Если же будешь делать это, то говори с ним с глазу на глаз, и не злословь о своем правителе за его спиной”».
Это придание передали Ибн Абу Шейба и аль-Байхаки; Данная версия принадлежит аль-Байхаки.
Важное замечание:
Борьба на пути Аллаха (джихад) – одно из требований Шариата, и в аятах и хадисах содержится побуждение вести ее. Однако мусульманам следует знать, что джихад – одно из средств распространения и утверждения религии на земле, и к нему прибегают тогда, когда оно полез-но и действительно способствует возвышению слова Всевышнего Аллаха. Если же есть более действенное средство, то применяют его. Таким образом, сражение – средство, а не самоцель. Мы знаем, что можно оставить его в обмен на выплату джизьи, [8] а если бы оно был самоцелью, Шариат не допускал бы этого. Джихад ведется ради возвышения слова Всевышнего Аллаха на земле, и к нему прибегают тогда, когда он является самым действенным средством для достижения этой цели. Если же призыв к религии Аллаха и благие слова более действенны, тогда следует отложить ведение джихада. [9]
Обстоятельное обсуждение этого вопроса требует упоминания многих подробностей, кото-рые не способна вместить эта книга…[10]
22 – РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВШЕСТВ В РЕЛИГИИ (БИД‘А).
Нововведения разрушают религию. К величайшему сожалению, они продолжают существовать и иметь широкое распространение в мусульманском мире. В качестве примера можно привести обычай праздновать день рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (мавлид).
Некоторые люди считают даже, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выходит из своей могилы, чтобы посетить праздник, устраиваемый по случаю дня его рождения![11]
Еще один пример новшеств – празднование Ночи вознесения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса. Сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не отмечал эти даты и не считал их праздничными, и этого не делали после его кончины ни сподвижники, ни имамы мусульман.
К нововведениям относится также групповое обращение к Аллаху с мольбой после обязательной молитвы, чтение Корана хором, совершение полуденного намаза (зухр) после пятничного (джуму‘а), что имеет место в некоторых странах, в общем, все действия религиозного характера, которые не совершали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его благочестивые сподвижники после него, хотя у них были для этого повод и возможность. Если бы эти действия были похвальными и заключали в себе благо, разве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал бы отказываться от их совершения? Или он и его сподвижники ничего не знали о них, или, зная, проявляли небрежность?!
Конечно же, нет! Они не совершали подобных действий потому, что все они являются нововведениями, которые вызывают недовольство Всевышнего Аллаха.
Как много новшеств распространилось среди мусульман под предлогом, что они являются хорошими нововведениями. Разве в религии может быть хорошее нововведение? Наш посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всякое нововведение – заблуждение!». Передал имам Муслим.
Имам Аль-Лялякаи привел следующие слова Ибн ‘Умара:
«Каждое нововведение – заблуждение, даже если люди считают его хорошим».
Знайте, дорогие братья, что сегодня в мусульманской среде раздаются призывы, вводящие верующих в заблуждение и отдаляющие их от прямого пути. Эти призывы называют исламскими и исходят от людей, которые называют себя проповедниками Ислама. Суть их сводится к тому, что не нужно обращать внимания на приверженность человека ереси, а, напротив, необходимо сотрудничать и дружить с каждым, кто утверждает, что трудится ради Ислама, даже если его слова и действия противоречат Корану и Сунне. Это огромная ошибка и попытка придать отвратительной лжи вид истины.[12]
Вопросы религии делятся на две категории:
1) Вопросы, в которых допускаются разногласия.
Это вопросы, в которых разрешается делать иджтихад. Большинство таких вопросов относится к области фикха. В этих вопросах допускаются различные мнения, и человека нельзя порицать за то, что его точка зрения в таком вопросе не совпадает с точкой зрения его брата по вере.
2) Вопросы, в которых не допускаются разногласия
В этих вопросах существует одно правильное мнение, а все остальные считаются нововведением, и человеку, который придерживается иных мнений, нельзя содействовать и оказывать поддержку. Он достоин порицания, и необходимо делать все возможное для того, чтобы он вернулся к единственно верному мнению – вплоть до враждебного отношения к нему со стороны остальных мусульман. Обсудить этот вопрос подробно нам, к сожалению, не позволяет объем книги.
Главное – не допускать облачения лжи в одеяние истины. Вспомним, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порицал хариджитов во многих хадисах, несмотря на то, что, как им казалось, хотели помочь Исламу. Он порицал их за то, что они были приверженцами нововведений, а приверженцы нововведений заслуживают порицания.
23 – РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ЕДИНОБОЖИЮ
Например, люди стали говорить:
«Да поступит Аллах с тобой несправедливо!» или:
«Да предаст тебя Аллах!». А ведь мы знаем, что Всевышний Аллах ни с кем не поступает несправедливо и вероломно.
Также нельзя говорить об умершем:
«Такой-то отправился в свое последнее пристанище», – потому что эти слова предполагают отрицание воскрешения. Ведь если, оказываясь в могиле, человек попадает в свое последнее пристанище, это означает, что после могилы ничего не будет.
Еще одно проявление неверия – когда о человеке, с которым случилась беда, говорят:
«Он не заслужил этого!» – потому что все происходит по предопределению Всевышнего и Его воле, а подобные слова – несогласие с предопределением Аллаха и недовольство им.
Что же касается слов
«благословен над нами такой-то» («табаракя ‘аляйна фулян»), то они применяются исключительно к Аллаху и ни к кому больше.
Недопустимой является фраза
«защита для Аллаха», так как ее очевидный смысл указывает на то, что кто-то защищает Аллаха, в то время как нет для Него защитника и нет защитника от Него.
Запрещается использование обращения
«друг» в отношении неверующих, потому что они являются врагами нашей религии и, значит, нашими врагами, а вовсе не друзьями.
Также нельзя ругать время и говорить:
«Да будет проклят этот день!» или:
«Да будет проклят этот час!». Все это является поношением времени, которое, по сути, является поношением Аллаха, как о том сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Следует также упомянуть об ошибке, которую допускают некоторые муаззины. Произнося слова
«Аллаху Акбар!» во время азана, они делают ударение не на первый, а на второй слог в слове
«Акбар» и тянут слог
«ба».
В арабском языке слово
«Акбар» с ударением на второй слог означает «
барабан». Да убережет нас Аллах от того, чтобы мы говорили о Нем подобное!
Богохульство и слова вроде «
Да будет проклят Ислам!» являются вероотступничеством (ридда), которого всем нам следует опасаться. Да утвердит нас Аллах в нашей религии!
Удивительно, но некоторые люди, считающие себя мусульманами, проклинают Аллаха…
Всевышний сказал, что даже смеющиеся над чтецами Корана являются неверующими, так что же говорить о ругающих Аллаха?
Всевышний Аллах сказал:
وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ لاَ تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ إِن نَّعْفُ عَن طَآئِفَةٍ مِّنكُمْ نُعَذِّبْ طَآئِفَةً بِأَنَّهُمْ كَانُواْ مُجْرِمِينَ
«Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали”» Сура 9 «Покаяние», аяты 65-66.
Это великое преступление. А что может быть хуже, чем находиться в обществе людей, совершающих подобный грех?
Всевышний сказал:
وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللّهِ يُكَفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلاَ تَقْعُدُواْ مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُواْ فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِّثْلُهُمْ
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не сидели вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» Сура 4 «Женщины», аят 140.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видящий эти и другие подобного рода нарушения единобожия понимает глубокий смысл, заключенный в словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «
Воистину, Ислам появился чуждым и вновь станет таким же чуждым, каким появился, и блаженны чуждые!».
Передал имам Муслим (№ 146).
Искренних проповедников Ислама, которые предостерегают людей от подобных ошибок и нарушений Единобожия, называют заблудшими, приверженцами нововведений, ненавистниками пророков, посланников и праведников, что, безусловно, является чудовищной несправедливостью по отношению к этим глубоко верующим людям, попиранием их прав и кознями Шайтана. Поистине, те, кто призывает отказаться от всего, что противоречит Единобожию, ничего не добавили к воле Аллаха и Его посланника. С каких пор повиновение воле Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, стало нововведением и заблуждением?! Пресвят Аллах, это великая клевета!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О Абу Бакр! Ширк среди вас менее заметен, чем ползущий по земле муравей».
Абу Бакр спросил:
«А разве к ширку относится что-то кроме поклонения другим божествам наряду с Аллахом?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, ширк менее заметен, чем ползущий по земле муравей! Я научу тебя словам, сказав которые, ты отведешь от себя и малый, и большой ширк. Говори:
“О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от того, чтобы я придавал кого-то Тебе в сотоварищи, зная об этом, и прошу у Тебя прощения за то, о чем я не знаю”
«Аллахумма инни а‘узу бика мин ан ушрика бика шейан ва ана а‘лям ва астагфирука лима ля а‘лям»». Хадис передал имам аль-Бухари в книге «Аль-адаб аль-муфрад»; Шейх аль-Альбани назвал его достоверным.
_______________________
[1] Священные хадисы – это предания, рассказанные Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, от имени Господа, которые были переданы им дословно, без искажения текста и смысла, и дошли до нас через единичные или многочисленные цепочки рассказчиков, в то же время уступая по своей распространенности Корану. См. «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).
[2] Этот хадис приводит ‘Абду-р-Раззак с безупречной цепочкой рассказчиков.
[3] Считаю уместным привести для наших русскоязычных братьев, придерживающихся мазхаба Абу Ханифы, да помилует его Аллах, слова этого великого имама, да смилуется над ним Аллах, чтобы приверженцы нововведений не смогли ввести их в заблуждение. Имам сказал: «Аллаха нельзя описывать атрибутами творений. Его гнев и Его довольство относятся к Его атрибутам, которые надлежит признавать без вопроса «как?». Таково мнение Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а. Аллах гневается и проявляет довольство, и нельзя говорить, что под гневом Аллаха подразумевается Его кара, а под довольством – награда. Мы описываем Аллаха так, как Он сам описал Себя. Он Един, не родил и не был рожден, и не был Ему подобием ни один, Живой, Могущественный, Слышащий, Видящий, Знающий. Рука Его «над их руками» и не такова, как руки Его творений, а лик Его не таков, как лица Его творений». «У Аллаха есть рука, лик и нафс (душа), о чем Аллах упоминает в Коране. То, что упомянуто Аллахом (лик, рука и душа), является Его атрибутами, по поводу которых нельзя задаваться вопросом «как?». Недопустимо говорить, что под рукой Аллаха подразумевается Его могущество или Его милость, потому что это будет означать отрицание атрибута, но именно так говорят къадариты и му’тазилиты» см. «Аль-Фикъху-ль-Абсат», стр.56.
Также имам сказал: «Никому не следует каким-либо образом разглагольствовать о сущности Аллаха, напротив, Аллаха нужно описывать так, как Он Сам описал Себя. Об Аллахе нельзя говорить что-либо, ориентируясь на собственное мнение. Он, Господь миров, благословен и возвышен ». См. «Шарху -ль-Акъида Ат-Тахавия», 2/427; «Джаляу-ль-‘айнайн», стр. 368.
Он также сказал: «Аллах не похож ни на что из Его творений, и ничто из творений не похоже на Него, Он был и остается при Своих именах и атрибутах». См. «Аль-Фикъху-ль-Акбар», стр. 301.
Он также сказал: «Атрибуты Аллаха не таковы, как атрибуты творений: Он знает, но Его знание не таково как наше, Он обладает могуществом, однако Его могущество не таково, как наше, Он видит, однако Его видение не подобно нашему, Он слышит, однако не подобно нашему слуху, Он говорит, однако не так, как говорим мы». См. «Аль-Фикъху-ль-Акбар», стр. 302.
Он также сказал: «Аллаха нельзя описывать качествами творений». См. «Аль-Фикъху-ль-Абсат», стр. 56.
Также он сказал: «Тот, кто описывает Аллаха какими-либо качествами, присущими человеку, впадает в неверие». «Аль-Акъида Ат-Тахавия», стр. 25.
Абу Ханифа также сказал: «Коран – слово Аллаха, записанное в свитках, хранимое в сердцах, читаемое языками и ниспосланное пророку, да благословит его Аллах и приветствует». «Аль-Фикъху-ль-Акбар», стр. 301.
Он также сказал: «Аллах говорит, но Его речь не подобна нашей». «Аль-Фикъху-ль-Акбар», стр. 302.
Абу Ханифа сказал: «Рука Аллаха над их руками, и она не такая, как руки творений». «Аль-Фикъху-ль-Абсат», стр. 56. Таких его высказываний множество.
[дополнение по теме] КОРАНИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ АТРИБУТОВ АЛЛАХА
[4] Эти вопросы подробно разъясняются в комментариях к двум книгам: «Аль-‘акыдат ат-таххавийя» и «Аль-‘акыдат аль-васитыйя». Скоро они будут изданы на русском языке, если на то будет воля Всевышнего.[5] На основании хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда» (Аль-Бухари, со слов ‘Амра бин аль-‘Аса). См.: «Краткое изложение “ас-Сахиха” аль-Бухари» на русском языке, хадис № 2122.
[6] Мы рекомендуем читателю книгу «Я приобрел сподвижников и не потерял семейство Пророка». Она издана на русском языке под названием «Из шиизма в Ислам». Нам непонятно, почему издатель по-менял название книги. На наш взгляд, это является неуважением к ее автору.
[7] Комментатор книги «Аль-акида ат-тахавиййа» имам Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи, писал: «Коран и Сунна свидетельствуют об обязательности подчинения правителю, если только он не приказывает греховного. Задумайтесь над словами Всевышнего: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» Сура «Женщины», аят 59, и вы заметите, что перед словом «Посланник» есть глагол «повинуйтесь», так же как перед словом «Аллах», а перед словосочетанием «обладающим влиянием среди вас» этого глагола нет. Это объясняется тем, что речь в аяте идет не просто о необходимости повиновения правителям, а о повиновении им в том, что не противоречит воле Аллаха и Его Посланника. Когда же речь идет о Посланнике, то глагол «повинуйтесь» повторяется, потому что повиновение Посланнику означает повиновение Аллаху. Посланник не приказывает то, что противоречит воле Аллаха, и он непогрешим, что же касается правителя, то иногда он приказывает то, что является ослушанием Всевышнего, и поэтому ему следует подчиняться только в том, что является подчинением Аллаху и Посланнику.
Что же касается необходимости повиновения даже несправедливым повелителям, угнетающим своих подданных, то это объясняется тем, что в восстании против них заключен вред, во много раз превосходя-щий вред от их притеснений. Из этого следует, что за терпение их несправедливости человек удостаивается прощения грехов и большой награды. Всевышний Аллах поставил их над нами по причине нашей же греховности, и это воздаяние, соответствующее нашим деяниям. По этой причине мы должны усердствовать в мольбах о прощении, покаянии и исправлении своих поступков.
Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» Сура «Совет», аят 30, «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?» Скажи: «От вас самих»» Сура «Семейство Имрана», аят 165. Аллах также сказал: «Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, происходит от тебя самого» Сура «Женщины», аят 79, и «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают» Сура 6 «Скот», аят 129.
Если подданные желают избавиться от зла несправедливого правителя, им, прежде всего, следует исправиться самим и оставить несправедливость.
[8] Джизья – налог, выплачиваемый немусульманами Исламскому государству, берущему их под свою защиту и покровительство и освобождающему их от воинской повинности. Что касается мусульман, то они выплачивают закят.
[9] К сожалению, сегодня мы зачастую видим, что под лозунгом джихада убивают мирных людей. Это недопустимо. Аллах говорит: «Не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!» (2:190).
Слова Аллаха «не преступайте!» включают запрет на такие вещи, как аль-мусля (уродование тел убитых врагов), аль-гулуль (неразрешенное правителем присвоение военной добычи), убийство женщин, детей, а также убийство стариков, которые не принимают участия в битвах и чье мнение не влияет на ведение войны. Запрещено убийство монахов, больных, слепых, отшельников-богомольцев, если только они сами не сражаются или не помогают неверным своими советами. См. «Аль-мугни» (13/175-179) Ибн Ку-дамы аль-Макдиси.
Сюда же относится запрет на неоправданное убийство животных, сжигание деревьев, порчу посевов и плодов, приведение в негодность водоемов, загрязнение колодцев, разрушение домов. См. «Тафсир ибн касир» (1/227).
[10] См. книгу Шейха ‘Абдуль-‘Азиз Ар-Раййиса «Важные вопросы, связанные с джихадом».
[11] Выдающийся ученый Абдуль-‘Азиз бин Баз, да помилует его Аллах, писал об этом: «Некоторые из невежественных суфиев утверждают, что видят Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наяву или что он посещает празднование мавлида и тому подобное. Эти люди впали в отвратительное заблуждение и противоречат Корану, Сунне и единодушному мнению ученых о том, что мертвые выйдут из своих могил только в Судный День, а не в этой жизни. Всевышний сказал: «После этого вы непременно умрете. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (сура «Верующие», аят 15-16). Всевышний Аллах сообщил о том, что воскрешение мертвых будет иметь место в Судный День, а не в этой жизни, а кто утверждает противоположное этому, тот говорит очевидную ложь или же впал в заблуждение, поддался чьему-то обману и не знает Истины, которую знали праведные предки». «Ат-тахзир мина-ль-бида’», 18.
[Дополнение по теме] О нововведении (аль-бид’а)
[12] Первым, кто провозгласил этот лозунг, был основоположник партии «Братья-мусульмане» Хасан аль-Банна, который сказал: «Мы должны сотрудничать в тех сферах, где между нами нет разногласий, и прощать друг другу то, в чем расходимся».
Хвала Аллаху, Господу Миров!
Мир и благословение пророку Мухаммаду!