Краткая биография имама Ибн Кудамы аль-Макдиси

Ответить
Юсуф аль Асари
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 13 окт 2010, 14:35

Краткая биография имама Ибн Кудамы аль-Макдиси

Сообщение Юсуф аль Асари »

بسم الله الرحمن الرحيم


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

ترجمة مختصرة للإمام ابن قدامة المقدسي
[/arabic]
Краткая биография имама Ибн Кудамы аль-Макдиси

أرسين شابانوف

Арсен Шабанов

مراجعة: أبو عبد الرحمن داغستاني

Проверка: Абу Абдурахман Дагестани

المكتب التعاوني للدعوة وتوعية الجاليات بالربوة بمدينة الرياض

Офис по содействию в призыве и просвещении этнических меньшинств в районе Рабва г. Эр-Рияд

Муваффак ад-Дин ‘Абд Аллах б. Ахмад б. Мухаммад б. Микдам б. Наср Абу Мухаммад аль-Макдиси – это блестящий ученый, шейх и имам. При его жизни и в течение продолжительного времени до него, не было кого-либо, более сведущего в исламском праве, чем он.

Он родился в Джамма’иле [1] в месяце Ша’бан, в 541 году по хиджре. В 551 году его семья вместе с ним переехала в Дамаск, где он выучил Коран и прослушал множество хадисов.

Дважды уезжал в Ирак. Первый раз он отправился туда в 561 году, вместе со своим двоюродным братом Хафизом ‘Абд аль-Гани, а второй раз – в 567 году. В 563 году он совершил хаджж.

В Багдаде он стал специалистом по вероучению имама Ахмада. Был всесторонне развитым, выносил богословско-правовые заключения и вёл диспуты по широкому кругу вопросов из самых разных областей знаний, которые он до тонкостей изучал.

Был скромным, смиренным, добронравным, проявлял щедрость и стыдливость, имел приятный облик, был красив. Много читал Коран, много исполнял молитв и постов, часто вставал на дополнительные ночные молитвы. В своём пути он следовал за праведными предшественниками (салаф ас-салих). Был наделён как физической силой, так и способностями неестественного восприятия информации (мукашафа). Как сказал аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Если здравомыслящие ученые не являются приближенными к Аллаху, то я тогда не знаю, кто к Аллаху близок» [2].

Он и шейх ‘Аммад руководили молитвой в ханбалитском михрабе. Когда ‘Аммад скончался, Ибн Кудама остался единственным на этой должности. В его отсутствие, молитвой руководил Абу Сулейман б. аль-Хафиз ‘Абд ар-Рахман б. аль-Хафиз ‘Абд аль-Гани.

Будучи имамом Ибн Кудама постоянно между вечерней и ночной молитвами совершал поблизости от михраба дополнительные молитвы. Совершив же ночную молитву, он отправлялся домой через улицу «ад-Дауля’и» по набережной, забирал к себе столько бедняков, сколько мог, и делил с ними свою трапезу.

Основным же местом его жительства был его дом у горы Касьюн [3]. Иногда, после ночной молитвы, он отправлялся на гору. В одну из таких ночей, некий мужчина выхватил у него его чалму. В этой чалме была свёрнутая бумага, в которой Ибн Кудама держал песок [4]. Так вот шейх сказал этому человеку: «Возьми себе бумагу, а чалму выброси». Слова Ибн Кудамы выражали такую учтивость по отношению к этому человеку, что тот решил, что шейх не жалеет своего, хочет в очередной раз пожертвовать своим имуществом и предлагает ему забрать что-то ценное, находящееся в этой бумаге. Подумав так, мужчина взял себе свёрток бумаги и бросил чалму. Муваффак подобрал её и пошел дальше.

Этот поступок свидетельствует о чрезмерной проницательности и способности вызывать симпатию в нужный момент, что ему удалось вернуть себе свою чалму, проявив при этом вежливость.

Книги Ибн Кудамы многочисленны и общеизвестны. Это и десятитомная «аль-Мугни», которая является комментарием к «мухатасару» аль-Харкы, и двухтомная «аль-Кафи», и «аль-Мукни’» предназначенная для заучивания, и «ар-Рауда» по основам фикха, и многие другие полезные книги.

Умер он в День Разговения, в 620 году по хиджре, в восьмидесятилетнем возрасте. На его похоронах присутствовало большое количество людей, а его могила хорошо известна. Ему виделись благие сны. Да помилует его Аллах!

Что касается его детей, то среди них были и мальчики и девочки, однако все они умерли еще при его жизни. Из них никто не оставил потомства, если не считать его сына ‘Исы, у которого было двое детей. Впоследствии, со смертью этих детей прервалась и родословная шейха.


Ибн Касир «аль-Бидайа ва-н-Нихайа»


__________________________

[1] Поселение, расположенное на юго-западе от палестинского города Наблуса. – примеч. перев.

[2] Цит. по: аль-Байхакы «манакыб аш-Шафи’и», 2 / 155. С той разницей, что там, вместо слов «ученые», стоят слова «фукаха’и» (специалисты по мусульманскому праву).

[3] Гора в Дамаске. – примеч. перев.

[4] Этим песком Ибн Кудама посыпáл тексты, которые он писал для людей.
Ответить