Часть третья: постановления, касающиеся
менструации, хронического и послеродового кровотечений
Первое: Менструация.
1. Определение, понятие менструации.
«Аль-Хайд» в арабском языке - течение, протекание. «Аль-Хайд» в шари’ате – кровь, исходящая из матки женщины в определенное время без болезни или ранения. Поистине, это то, что Аллах создал для дочерей Адамовых. Аллах создал ее для питания ребенка в утробе матери во время беременности. Затем эта кровь превращается в молоко после родов. Если же женщина не является беременной или кормящей, и это кровь остается неиспользованной, то она выходит в определенное время. Менструация также известна под названием «месячный цикл».
2. Возраст, в котором у женщины происходят менструации.
В основном, возраст, в котором у женщины происходит менструация от 9-ти до 50-ти лет. Всевышний сказал:
﴿ وَاللَّائِي يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ مِن نِّسَائِكُمْ إِنِ ارْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَاثَةُ أَشْهُرٍ وَاللَّائِي لَمْ يَحِضْنَ ﴾
«А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жён [для жён в возрасте, у которых месячных уже не будет] – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных.» «Развод», 4.
Те, которые отчаялись в месячных – это женщины, достигшие 50-ти лет, а те, у которых еще не было месячных, это маленькие девочки до 9-ти лет.
3. Положения, касающиеся женщины, переживающей менструации:
а) Запрещается во время менструации вступать с ней в половую связь во влагалище, так как Всевышний сказал:
﴿وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُواْ النِّسَاء فِي الْمَحِيضِ وَلاَ تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىَ يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللّهُ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ﴾
«
И они спрашивают тебя о (женских) месячных (циклах). Скажи (им): «Это – страдание (и для женщины и для её супруга)». Отдаляйтесь же от женщин [не имейте близость с ними] при месячных и не приближайтесь к ним [не имейте близость с ними], пока они не очистятся [пока не прекратятся месячные]. А когда они [женщины] очистятся [совершат большое омовение], то приходите к ним [имейте с ними близость] так, как приказал [дозволил] вам Аллах. Поистине, Аллах любит тех, кто много кается и любит очищающихся (которые отстраняются от мерзкого и скверного)!»«Корова», 222.
Это запрещение продолжается до тех пор, пока не прекратится выделение менструальной крови, и пока женщина не совершит ритуальное омовение (гъусль).
Потому что Всевышний сказал:
﴿ وَلاَ تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىَ يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللّهُ ﴾
«…
и не приближайтесь к ним [не имейте близость с ними], пока они не очистятся [пока не прекратятся месячные]. А когда они [женщины] очистятся [совершат большое омовение], то приходите к ним [имейте с ними близость] так, как приказал [дозволил] вам Аллах.». «Корова», 222.
Мужу женщины, переживающей менструацию, можно делать с ней все, кроме полового акта во влагалище, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
{ اصنعوا كل شيء إلا النكاح }
«
Делайте все, кроме совокупления». Хадис передал Муслим 302 и другие.
б) Во время менструации женщина оставляет пост и молитву (намаз). Ей запрещается совершать их. В случае их совершения, они не будут считаться действительными, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
{ أليس إذا حاضت المرأة لم تصل ولم تصم ؟ }
«Когда у женщины менструации, она не молится и не постится, не так ли?».
Аль-Бухари 298 и Муслим 80. Когда женщина очищается от менструации, она должна возместить (обязательный) пост, который она не соблюдала во время менструации, но ей не нужно возмещать пропущенные в то время молитвы, так как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда у нас были менструации во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нам было приказано возмещать пропущенный пост, но не возмещать пропущенные молитвы». Аль-Бухари 315 и Муслим 335 и другие. Аллах лучше знает, но разница, скорее всего в том, что молитва, в отличие от поста, повторяется многократно, и поэтому женщине будет тяжело возместить пропущенные молитвы.
в) Женщине, переживающей менструации запрещается беспрепятственно прикасаться к Корану, потому что Всевышний сказал:
﴿ لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ ﴾
«
Не прикасается к нему (никто), кроме как только очищенные (Аллахом).» «Падающее», 79.
И также в письме, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал ‘Амру бин Хазму, говорится:
{ لا يمس المصحف إلا طاهر }
«
Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого».
1 Этот хадис является общепризнанным. Шейх-уль-ислям Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал:
«Мнения четырех имамов таково, что Корана касается только чистый человек».
Что же касается чтения Корана женщиной, переживающей менструации, то мнения ученых по этому вопросу разошлись. Но на всякий случай ей не нужно читать Коран, если нет необходимости, как например, если она боится его забыть. Аллах лучше знает!
г) Женщине, переживающей менструации, запрещается совершать обход вокруг Ка’бы, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аише, когда у нее были менструации:
{ افعلي ما يفعل الحاج، غير ألا تطوفي بالبيت حتى تطهري }
«Делай то, что делает паломник, только не обходи Ка’бу до тех пор, пока не очистишься». Аль-Бухари 299, Муслим 1211 и другие.
д) Женщине во время менструации запрещается
2 находиться в мечети, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
{ إني لا أحل المسجد لحائض ولا لجنب }
«
Я не разрешаю находиться в мечети женщине с менструациями и оскверненному». Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
{ إن المسجد لا يحل لحائض ولا جنب }
«
Находиться в мечети не разрешено женщине с менструациями и оскверненному».
3
Ей разрешается проходить через мечеть, не останавливаясь в ней, в соответствии с хадисом ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне:
{ ناوليني الخمرة من المسجد، فقلت: إني حائض، فقال: إن حيضتك ليست بيدك }
«Принеси мне коврик из мечети». Я ответила: «У меня менструации». Тогда он сказал: «Твоя менструация у тебя не на руке!»4
Женщине с менструациями разрешаются поминания (зикры), определенные шари’атом, такие как «Ля иляха илля Ллах» (Нет достойного поклонения кроме Аллаха), «Аллаху акбар» (Аллах велик), «Субхана-Ллах» (Пречист Аллах), мольбы, а также зикры, произносимые утром и вечером, перед сном и после пробуждения. Разрешается также читать научные книги, такие как книги по толкованию Корана, хадисам и ислямскому праву (фикъху).
• Положения о желтой или мутной крови:
Желтая кровь – вещество похожее на желтый гной. Мутная кровь – вещество цвета грязной мутной воды. Когда мутная или желтая кровь исходит от женщины во время месячных, то это считается менструацией, и к ней применяются соответствующие этому вышеперечисленные положения. Если же кровь исходит в другое время, то это ничего не означает и женщина считается чистой, так так Умм ‘Атыйя, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Мы ничем не считали мутную и желтую кровь после очищения».5
• Другое разъяснение: Каким образом женщина узнает об окончании менструации?
Об окончании менструации становится известно по прекращению кровотечения, что в свою очередь определяется по следующим признакам:
— появление белой массы – белой жидкости, появляющейся после менструации и похожей на гипсовую жидкость. Эта жидкость бывает также и других цветов. Цвета ее различаются в зависимости от состояния женщин;
— сухость, то есть, если при погружении небольшой ткани или ваты во влагалище, она остается сухой и на ней не остается крови или мутной или желтой жидкости.
4. Что должна делать женщина по прекращении менструации.
Женщина по окончании менструации должна совершить ритуальное купание (гъусль), то есть использовать воду, с намерением очищения для всего тела, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
{ فإذا أقبلت حيضتك فدعي الصلاة، وإذا أدبرت فاغتسلي وصلي }
«
Когда у тебя начинается менструация, оставь молитвы, когда же она закончится, искупайся и совершай их». Хадис передали аль-Бухари 314, Муслим 333 и другие.
Ритуальное купание совершается так: нужно иметь намерение избавиться от ритуальной нечистоты или намерение очиститься для намаза и т.д., затем сказать: «би-сми-Ллях» (С именем Аллаха!), затем облить все тело водой так, чтобы вода дошла до корней волос на голове. Если же волосы заплетены в косу, то их не нужно расплетать, достаточно только смочить их водой. Лучше всего использовать лотос (дикая ююба) или другие очищающие средства вместе с водой. Считается похвальным взять кусок ваты, пропитанный мускусом или каким-либо другим ароматом и погрузить его во влагалище после купания, как это приказал сделать Асме Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Хадис передал Муслим 332.
Важные примечания:
Когда женщина очищается после менструации или родов до захода солнца, она должна совершить полуденную (зухр) и послеполуденную (‘аср) молитвы этого дня. Та же, которая очистится до зари, должна совершить закатную (магъриб) и вечернюю (‘иша) молитву этой ночи. Это из-за того, что время второй молитвы является также временем первой молитвы для тех, у кого есть уважительная причина.
Шейх-уль-ислям Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в сборнике «аль-Фатава» (22/434):
"Большинство ученых, таких как Малик, аш-Шафи’и и Ахмад считают, что если женщина очистится от менструации в конце дня, то она совершает зуhр и ‘аср вместе. Если же она очистится в конце ночи, то она совершает вместе магъриб и ‘иша. Как это сообщается от ‘АбдурРахмана бин ‘Ауфа, Абу Хурейры и Ибн ‘Аббаса, потому что время является общим между двумя молитвами, когда есть уважительная причина. Исходя из этого, если она очистится в конце дня, то время зуhра еще длится и его совершают до ‘асра. А если она очистится в конце ночи, то из-за уважительной причины время магъриба еще остается и его совершают до ‘иша».
Если же приходит время молитвы и происходит менструация или роды до того, как женщина совершила молитву, то наиболее предпочтительное мнение, что ей не нужно будет совершать ту молитву, начало времени которой она застала, прежде чем случилась менструация или роды.
Шейх-уль-ислям Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, касаясь этого вопроса в «Маджму’ аль-Фатава» (23/335), сказал:
«Наиболее ясное по степени доказательства – мнение Абу Ханифы и Малика, о том, что ей не нужно ничего делать, так как совершать пропущенное нужно из-за какого-либо нового обстоятельства, здесь же нет никакой причины для совершения пропущенной молитвы; и также потому, что она отложила молитву на разрешенное время, к тому же она сделала это непреднамеренно. Что же касается спящего или забывшего молитву, который также сделал это непреднамеренно, то та молитва, которую он совершит, не считается пропущенной, а то время, когда он проснется или вспомнит, считается временем его молитвы».
Второе: Хроническое (болезненное) кровотечение (аль-истихада)
1. Положения, касающиеся хронического кровотечения.
Хроническое кровотечение – нерегулярное кровотечение, похожее на кровоизлияние из вены, называемой по-арабски «аль-‘азиль». Положение женщины с хроническим кровотечением сложное, так как менструальная кровь похожа на кровь во время истихады.
Если кровотечение происходит непрерывно или большую часть времени, то, как же отличить менструацию от истихады, из-за которой не нужно оставлять пост и намаз, так как у женщины во время истихады положения, отличные от менструаций?
В соответствии с этим у женщины с хроническим кровотечением три положения:
Первое положение: если у нее менструация была известна до того, как она подверглась болезненному кровотечению, как, например, если до истихады ее менструация была пять или восемь дней в начале или в середине месяца, и она знает их количество и время. Тогда она выжидает в соответствии со своей обычной менструацией, оставляет молитву и пост и соблюдает положения о менструации. Когда же ее обычный цикл закончится, она совершает гъусль, делает намаз и считает дальнейшую кровь хронической, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умм Хабибе:
{ امكثي قدر ما كانت تحبسك حيضتك، ثم اغتسلي وصلي }
«
Выжди столько дней, сколько (обычно) была у тебя менструация, а затем искупайся и совершай молитву». Хадис передал Муслим 334 и другие. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал Фатиме бинт Абу Хубейш:
{ إنما ذلك عرق، وليس بحيض، فإذا أقبلت حيضتك فدعي الصلاة }
«
Это – венозная кровь, а не менструальная. Когда же придет менструация, оставь молитву». Хадис передали аль-Бухари 226, Муслим 333 и другие.
Второе положение: если у нее нет определенного цикла, но ее кровь имеет отличительные особенности, определяющие менструацию, такие как, например, если кровь черная или густая, или если у нее запах. Другая же кровь не определяет менструацию, так как, например, если она красная, у нее нет запаха и она не густая. Поэтому кровь, имеющая вид менструации, считается менструацией, а женщина выжидает ее и оставляет молитву и пост, а остальная кровь считается болезненным кровотечением, и она совершает гъусль по окончании истечения крови, имеющей признаки менструальной, совершает намаз и пост и считается чистой, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатиме бинт Аби Хубейш:
{ إذا كان الحيض فإنه أسود يعرف، فأمسكي عن الصلاة، فإذا كان الآخر فتوضئي وصلي }
«Менструальная кровь - темная, и ее можно определить (без труда), и в таком случае воздерживайся от молитвы. Когда же придет другая кровь, то соверши омовение и совершай молитву». Хадис передали Абу Давуд 280, ан-Насаи 215 и другие. Его достоверность подтвердили Ибн Хиббан и аль-Хаким. [Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.] В этом хадисе говорится, что истихада у женщины определяется видом крови, по которому можно отличить менструацию от неменструации.
Третье положение: если у нее нет определенного цикла, и нет признаков, по которым различается менструация, то она ждет самое большее шесть или семь дней каждого месяца, так как это – цикл большинства женщин. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Хамне бинт Джахш:
{ إنما هي ركضة من الشيطان، فتحيضي ستة أيام أو سبعة أيام، ثم اغتسلي، فإذا استنقأت فصلي أربعة وعشرين أو ثلاثة وعشرين، وصومي وصلي، فإن ذلك يجزئك، وكذلك فافعلي كما تحيض النساء }
«
Поистине, это (кровотечение) - удар шайтана. Придерживайся правил, касающихся менструации, в течение шести-семи дней, а затем искупайся. После того как ты очистишься, совершай намаз и соблюдай пост в течение двадцати трех или двадцати четырех дней, и этого для тебя вполне достаточно. Поступай таким образом подобно остальным женщинам.» Хадис передали Ахмад (6/439), ат-Тирмизи 128, Ибн Маджах 627, Абу Давуд 287, и его достоверность подтвердил ат-Тирмизи. [Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.] Итог сказанного выше таков, что женщина, имеющая определенный цикл, должна руководствоваться своим циклом. Та же, которая различает менструальную кровь, руководствуется тем, что различает. А та у которой нет определенного цикла, и она не может различать, то ее менструация – шесть или семь дней. Так мы можем объединить все три Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о женщине во время хронического кровотечения.
Шейх-уль-ислям Ибн Теймийя сказал:
«Говорят, что признаков – шесть: либо цикл, так как цикл является самыми сильным из всех признаков, потому что основанием является менструация, либо она определяется путем различения, так как наиболее вероятно, что черная, мутная, пахнущая кровь является менструацией, а не красная, либо путем принятия в расчет циклов большинства женщин, так как основой является следование одного человека большинству. На эти три признака указывает Сунна и опыт». Затем он рассказал о других признаках и в конце сказал: «Наиболее правильно принимать во внимание те признаки, о которых говорится в Сунне и не обращать внимания на все остальные».
2. Что нужно делать женщине с хроническим кровотечением в состоянии чистоты:
1 – Нужно совершить гъусль по окончании менструаций, как говорилось выше.
2 – Перед каждой молитвой нужно мыть половые органы, чтобы очистить их снаружи, а также положить на влагалище вату и т.п., для исключения вытекания крови наружу. Эту вату и т.п. нужно укрепить, чтобы она не выпадала. Затем надо совершать омовение, когда приходит время каждой молитвы, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о женщине с хроническим кровотечением:
{ تدع الصلاة أيام أقرائها، ثم تغتسل وتتوضأ عند كل صلاة }
«Она оставляет молитву во время своих менструаций, затем делает гъусль и совершает омовение перед каждой молитвой». Хадис передали Абу Давуд 297, Ибн Маджах 625, Ад-Дарими 793 и ат-Тирмизи 126, который сказал: «Это – хороший хадис». [Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
{ أنعت لك الكرسف }
«Я поведаю тебе о аль-курсуф». Хадис передали ат-Тирмизи 128, Абу Давуд 287, ибну Маджах 622 и Ахмад (6/439). На этом сошлись мнения всех ученых, как это описал ат-Тирмизи и др. [Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахихуль-Джами’» 1510, «Ирвауль-Гъалиль» 205 и др.] Его ставят на место кровотечения. «Аль-курсуф» - кусочек ваты или ткани. Можно также использовать существующие сейчас медицинские прокладки, тампоны.
Третье: Послеродовой цикл (ан-Нифас)
1. Определение и срок.
Послеродовой цикл – кровь, исходящая из матки во время родов и после них. Это – остаток крови, задерживаемый во время беременности в матке, которая постепенно выходит, когда женщина родит. Выделение крови, наблюдаемое незадолго до родов, является послеродовым циклом, который ученые определили двумя или тремя днями до родов. В основном же цикл начинается вместе с родами. Родами является процесс, в котором происходит рождение сформировавшегося человека. Минимальное время формирования человека – восемьдесят один день, максимальное – три месяца. Если же раньше этого времени происходит выкидыш, влекущий за собой выделение крови, то не нужно обращать на это внимания и оставлять молитву и пост, так как это – простое кровоизлияние, при котором женщине соответствуют правила хронического кровотечения. Максимальное время продолжительности послеродового цикла – сорок дней, начиная со дня родов или же за два-три дня до них, как говорилось выше, в соответствие с хадисом Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах:
{ كانت النفساء تجلس على عهد رسول الله ﷺ أربعين يوما }
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женщины с послеродовым кровотечением воздерживались (от молитвы) в течение сорока дней». Хадис передали ат-Тирмизи 139, Абу Давуд 312, ибну Маджах 648 и Ахмад (6/300), Ад-Дарими 955. [Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирвауль-Гъалиль» 211.]
Ученые единогласны в этом, как это передал ат-Тирмизи и другие. Если же она очистится до сорока дней, то она купается и начинает совершать молитву, так как для послеродового цикла нет какого-либо минимального количества дней. Нет определенных рамок для этого цикла. Если же после сорока дней кровотечение не прекратится, и если эти дни совпадут с днями менструации, то это – менструация. Если же кровь не совпадает со временем менструации и продолжается, то это – хроническое кровотечение, из-за которого не нужно оставлять поклонения после сорока дней. Если же кровотечение будет более сорока дней, но не продолжится и не совпадет со временем менструаций, то мнения ученых по этому вопросу разные.
2. Положения, касающиеся послеродового цикла такие же, как и во время менструации:
а) запрещается вступать в половую связь с женщиной во время послеродового цикла, также как и во время менструаций, и разрешается делать все, кроме сношения.
б) так же как и во время менструаций, запрещается совершать молитву, поститься и совершать обход вокруг Ка’бы.
в) так же как и во время менструаций, запрещается прикасаться к Корану и читать его, если нет опасности забыть его.
г) так же как и во время менструаций, женщина по окончании послеродового цикла должна возместить пропущенный ею обязательный пост.
д) так же как и женщина, переживающая менструации, она по окончании послеродового цикла, должна совершить гъусль (купание),
Доказательства на это:
(1) – от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женщины с послеродовым кровотечением воздерживались (от молитвы) в течение сорока дней».
Аль-Маджд Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в книге «аль-Мунтакъа» (1/184): «По моему мнению, значение хадиса таково: женщине было приказано выжидать (до срока максимум) сорок дней, чтобы сказанное в хадисе не было ложью. Ведь невозможно, чтобы у всех женщин в разные времена длительность хайда и нифаса была одинаковыми».
(2) – от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала:
{ كانت المرأة من نساء النبي ﷺ تقعد في النفاس أربعين ليلة لا يأمرها النبي ﷺ بقضاء صلاة النفاس }
«
Одна из жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выжидала после родов сорок ночей, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал ей возмещать пропущенные ею молитвы». Хадис передал Абу Давуд 312. [Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирвауль-Гъалиль» 201 и в «Сахих Абу Давуд» 312.]
Пояснение: если послеродовой цикл заканчивается раньше сорока дней, и женщина делает гъусль, совершает молитву и постится, а затем кровь возвращается до истечения сорока дней (после родов), то наиболее правильное мнение состоит в том, что это послеродовой цикл, который надо выжидать. Что же касается поста, совершенного во время промежуточной чистоты, то он является правильным и его не нужно повторять. См.: сборник религиозных указов (Маджму’ фатава) шейха Мухаммада бин Ибрахима (2/102)
6, религиозные указы (аль-Фатава) шейха ‘Абдуль-’Азиза бин База, которые были напечатаны в журнале «Маджаллят ад-Да’ва» (1/44), примечание (Хащия) Ибн Къасима к книге «Шарх аз-Зад» (1/405), «Естественные кровотечения у женщин» шейха Мухаммада бин Салих аль-‘Усаймина (стр. 55-56) и «Аль-Фатава ас-Са’дийя» (стр. 137).
Причина возникновения крови нифаса – рождение ребенка; кровь истихады – кровь по болезни, а кровь хайда – основная (естественная) кровь.
• Польза:
Шейх ‘Абдур-Рахман бин Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал:
«Ясно из того, что сказано выше, что причина послеродовой крови – роды, а хроническое кровотечение случается из-за болезни и т.д. Менструация же – основная кровь. Аллах лучше знает». См.: «Китаб Иршад ули-ль-Басаир ва-ль-альбаб» стр. 24.
• Прием таблеток.
Женщине разрешается принимать средства, препятствующие появлению менструаций, если это не вредит ее здоровью. Если прием этих препаратов препятствует менструации, то она постится, совершает молитвы и обход вокруг Ка’бы, и все это считается действительным, как для любой другой очищенной женщины.
• Положение об аборте.
О, мусульманка! В соответствии с шари’атом тебе надлежит хранить плод, который создал Аллах в твоем чреве, не скрывай же его! Всемогущий и Великий Аллах сказал:
﴿ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ﴾
«…и не разрешается им [разведённым женщинам] скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах [есть ли беременность или когда происходят месячные], если они [эти женщины] (истинно) веруют в Аллаха и в Последний День.». "Корова", 228.
Не прибегай же к хитрости, чтобы сделать аборт и избавиться от плода любым способом. Ведь Аллах, Пречист Он, разрешил тебе есть во время Рамадана, если пост труден для тебя во время беременности или если он вредит твоему плоду. Аборты, распространенные в наше время – запрещенное дело. Если в плод уже была вдунута душа, и он умер из-за аборта, то это считается убийством души, которую запретил Аллах, без права, и на это распространяются положения об уголовной ответственности, такие как обязательный выкуп в соответствующем размере, а также обязательность искупления, по мнению некоторых ученых. Искупление – освобождение верующего раба, а если это невозможно, то – пост два месяца подряд. Некоторые ученые считают это деяние малым погребением заживо. Шейх Мухаммад бин Ибрахим, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в сборнике своих религиозных указов (11/151): «
Нельзя стараться совершить аборт, если не установлено, что плод умер. Если же это установлено, то – можно».
В указе Совета Коллегии Больших Ученых (Маджлис Хай-ат Кибар аль-‘Улямаъ) № 140, датированном 20 Джумада аль-уля, 1407 года хиджры, говорится:
«1– Не разрешается совершать аборт в различные периоды развития плода, кроме как если есть на то шари’атские причины и только в исключительных случаях.
2– Если плод находится в первой стадии развития (40 дней), то аборт в этот период из-за боязни трудностей в воспитании детей или из-за боязни отсутствия средств к их существованию и образованию, или из-за того, что родители хотят ограничиться имеющимся количеством детей, делать не разрешается.
3– Не разрешается совершать аборт в период, когда плод является сгустком крови или куском мяса, до тех пор, пока авторитетная медицинская комиссия не постановит, что в дальнейшем продолжении развития плода есть опасность для здоровья его матери, так что ей угрожает смерть из-за продолжения беременности. В этом случае разрешается делать аборт после использования всех возможных средств для устранения этих опасностей.
4– После третьего периода беременности (4 месяца) не разрешается совершать аборт, пока авторитетные врачи-специалисты не определят, что дальнейшее пребывание зародыша в утробе матери может стать причиной ее смерти. В этом случае можно делать аборт после использования всех средств для спасения ее жизни. Разрешается решиться на аборт только при этих условиях для устранения наибольшего вреда и для получения наибольшей пользы.
Совет, постанавливая вышеперечисленное призывает вас к богобоязненности и твердости в этом деле. Да поможет нам Аллах и да благословит и да приветствует Пророка нашего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, его семью и сподвижников».
В книге выдающегося шейха Мухаммада бин Салиха аль-‘Усеймина «Естественные кровотечения у женщин» (стр.60) говорится:
«Если целью аборта является уничтожение плода, то в случае наличия в нем души, это бесспорно запрещено, так как является убийством души без права, а такое убийство является запрещенным Кораном, Сунной и единым мнением всех ученых».
Имам Ибн аль-Джаузи сказал в книге «Ахкам ан-Ниса» (стр.108-109):
«Целью брака является рождение ребенка. Но не из каждого семени он рождается. Если же его формирование происходит, то цель достигнута. Поэтому умышленное удаление плода противоречит здравому смыслу. Если аборт происходит в начале беременности, до того как в плод была вдунута душа, то это – большой грех, так как плод начал свое развитие. Но этот грех меньше, чем аборт, если душа вдунута в плод. Если же удаление плода, в котором есть душа, совершено преднамеренно, то это деяние подобно убийству верующего. Всевышний сказал:
﴿ وَإِذَا الْمَوْؤُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ ﴾
«…
и когда зарытая [похороненная] живьём (девочка) будет спрошена, за какой грех она была убита [на тех девочках не было никакого греха, чтобы их убить].» «Скручивание», 8-9.
Так бойся же Аллаха, о, мусульманка и не решайся на это преступление ни за что и не обманывайся ложной пропагандой и слепым подражанием, которые не основываются на разуме и религии.
Сноски:
1 - Малик 468. [Также хадис передали Ибн Хиббан (14/504), аль-Хаким 485, аль-Лялякаи (1/82). Достоверность этого сообщения подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх и шейх аль-Альбани. См. “Ирвауль-гъалиль” 122.]
2 - [В этом вопросе есть разногласие среди ученых и мнение, которое видится более верным редактору перевода – нет запрета на нахождение женщины во время месячных в мечети, если нет опасения запачкать её кровью. Самый главный довод этому – отсутствие достоверного и ясного довода на запрет. Также из доводов:
‘Аиша рассказывала об одной черноокой женщине, которая приняла Ислям во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
“Ее палатка была установлена в мечети”. аль-Бухари 439, 3835.
Следует отметить, что для того, чтобы выйти максимально из разногласия в этом вопросе, лучше совершать малое омовение прежде, чем зайти в мечеть:
‘Ата ибн Ясар говорил:
“Я видел мужчин из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые сидели в мечети, будучи в состоянии осквернения, после того, как они совершали малое омовение”. Са’ид ибн Мансур 646. Хафиз Ибн Касир назвал иснад этого сообщения достоверным в соответствии с требованиями Муслима, а исследователь сборника «Сунан Са’ид ибн Мансур» доктор Са’д Али Хумайд назвал его хорошим. А Аллах знает лучше!]
3 - Первый хадис приводит Абу Давуд 232, а второй - Ибн Маджах 645. [Хафиз Ибн Раджаб сказал: “От пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сообщается, что он сказал: «Я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному». Абу Давуд передает этот хадис от ‘Аиши, а Ибн Маджах - от Умм Салямы, и в иснаде обоих хадисов есть слабость”. См. “Шарх аль-Бухари” (1/321). Также этот хадис назвали слабым имам Ахмад, имам аль-Бухари, имам аль-Байхакъы, имам аль-Багъауи, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. См. “Шарху-Ссунна” (2/46), “ас-Сунан аль-кубра” (7/65) “аль-Ахкам аль-уста” (1/207), “Хулясатуль-ахкам” (1/206), “Тальхыс аль-хабир” (1/140), “Тамамуль-минна” 119. А имам Ибн Рушд сказал: “Этот хадис знатоки хадисов считают слабым”. См. “Бидаятуль-муджтахид” (2/31).]
4 - В книге «аль-Мунтакъа» (1/140) говорится:
«Этот хадис передала группа ученых (т.е. Муслим, Ибн Маджах, ан-Насаи, Абу Давуд и ат-Тирмизи) кроме аль-Бухари». Муслим 298, ат-Тирмизи 134 и другие.
5 - Хадис передал Абу Давуд 307, а также аль-Бухари 320, но без слов «после очищения». Этот хадис восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, по мнению хадисоведов, так как считается, что в нем содержится одобрение от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Из хадиса также извлекается, что мутная и желтая кровь до очищения является менструацией, и к ней применяются соответствующие положения.
6 - Но он сказал:
«… восполняет пропущенный пост, а не молитву». Это – общая фраза, в которой он не объясняет, какой пост нужно восполнить – тот, который она соблюдала во время промежуточной чистоты, или тот, который она оставила после повторного появления крови. Скорее всего, он имел в виду второе.