Нух (мир ему) во время потопа
Аллах Всевышний сказал:
"И Мы ниспослали ему откровение: "Построй ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями.
Когда же придёт Наше веление и вода в печи забьёт ключом, посади в [ковчег] по паре [животных каждого вида] и
[всех членов] твоей семьи, за исключением тех, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление].
И не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, которые поступали несправедливо, [ибо], поистине, они будут потоплены"
(23:27)
Аллах ниспослал Нуху великое веление, согласно которому после начала бедствия тот должен был посадить в ковчег по паре животных и других живых существ каждого вида, чтобы они могли размножаться. Кроме того, он должен был взять с собой всех членов своей семьи, за исключением тех, гибель которых уже была предрешена, то есть тех, кто не уверовал.
Таким образом, его мольба была услышана, и бедствие стало неотвратимым. Нуху же было велено не обращаться с просьбами за людей его народа, когда он воочию увидит великое наказание, которое они понесут по воле Того, Кто делает, что пожелает.
По мнению большинства толкователей, в приведенном выше аяте под словом "
таннур" ("
печь") подразумевается поверхность земли. Таким образом, слова: "
... и вода в печи забьёт ключом" могут иметь следующий смысл: "
вода забьёт ключами во всех концах земли и даже в печах, где обычно горит огонь". Аллах Всевышний сказал:
"Когда же пришло Наше веление и вода в печи забила ключом, Мы сказали: "Посади в [ковчег] по паре [животных каждого вида] и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех из них, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление], а также тех, кто уверовал". Однако уверовали вместе с ним лишь немногие"
(11:40)
Слова: "
... и [
всех членов]
твоей семьи, за исключением тех, о [
гибели]
которых уже [
было ниспослано Наше веление]" - означают: "
за исключением тех, кто не уверовал". Среди них был и сын Нуха - Ям, который утонул.
Слова: "
... а также тех, кто уверовал" - означают: "
и посади в ковчег тех людей из твоего народа, которые уверовали".
Аллах Всевышний сказал: "
Однако уверовали вместе с ним лишь немногие" - людей из народа Нуха, которые уверовали в него, было немного, несмотря на то, что он долго находился среди них, денно и нощно призывая их к единобожию и используя для этого разные слова и иногда прибегая к угрозам, иногда же мягко побуждая их к этому. Что же касается количества людей, спасшихся вместе с Нухом в ковчеге, то у ученых не было единого мнения по этому вопросу.
Аллах Всевышний сказал:
"А когда ты поднимешься на ковчег вместе с теми, кто [был] с тобой, скажи: "Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!" - и скажи: "Господь мой! Посели меня в благословенном месте, [ибо] Ты - лучший из поселяющих""
(23:28-29)
Таким образом, Нух получил веление воздать хвалу своему Господу за то, что Он подчинил ему ковчег, спас его, рассудил с людьми и порадовал, покарав тех, кто не подчинялся своему пророку и считал его лжецом.
В других аятах Аллах Всевышний говорит об этом так:
"... и Он создал [всё живое] парами и [создал] для вас корабли и животных, на которых вы ездите, чтобы вы садились на [них] 1,
а потом, усевшись [там], вспоминали о милости вашего Господа и говорили:
"Преславен Тот, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы вернёмся к Господу нашему""
(43:12-14)
1. То есть, на палубы кораблей и спины животных.
Аллах велит обращаться к Нему с мольбами перед началом любого дела, чтобы оно стало благословенным и получило достойное завершение. Перед переселением Пророка Мухаммада
ﷺ из Мекки Аллах тоже велел ему:
"И говори: "Господь мой, введи меня через [врата благие], и выведи меня через [врата благие], и даруй в помощь мне силу от Тебя!""
(17:80)
Нух выполнил веление Господа, о чём в Коране сказано так:
"Он сказал: "Садитесь в [ковчег], который будет плыть и останавливаться с именем Аллаха!
Поистине, Господь мой - Прощающий, Милосердный!""
(11:41)
Это значит: "
ковчег начнёт своё движение и остановится с именем Аллаха".
Нух также сказал: "
Поистине, Господь мой - Прощающий, Милосердный!" - это значит: "
несмотря на то, что Аллах - Прощающий и Милосердный, Он может подвергнуть грешников мучительному и неотвратимому наказанию, которое и постигло тех, кто не веровал в Аллаха и поклонялся другим".
Аллах Всевышний сказал:
"[Потом ковчег] поплыл с ними среди волн, подобных горам, Нух же обратился к своему сыну, который держался в стороне:
"О сынок мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими!""
(11:42)
Это случилось после того, как Аллах послал с неба дождь, подобного которому никогда не было и не будет, ибо казалось, что вода лилась сверху, будто из развязанных бурдюков. Кроме того, по Его велению вода повсюду стала бить ключами из-под земли.
Аллах Всевышний сказал:
"Тогда он обратился с мольбой к своему Господу: "Поистине, меня одолели, помоги же мне!". И открыли Мы врата небес, [откуда стала] обильно литься вода, и заставили воду бить ключами из земли, и слились воды [неба и земли] согласно тому, что было предопределено. Его же 2 Мы понесли на [ковчеге, сколоченном из] досок гвоздями.
Он поплыл у Нас на глазах, [и это послужило] воздаянием тому, в кого не уверовали"
(54:10-14)
2. Имеется в виду Нух и его семейство, а также те, кто уверовал.
Аллах Всевышний также сказал:
"Поистине, когда вода вышла из берегов, Мы понесли вас в [ковчеге], плывущем [по волнам],
чтобы [этот ковчег] стал для вас назиданием, которому вняло бы внемлющее ухо"
(69:11-12)
Некоторые толкователи указывали, что вода, поднявшаяся выше самых высоких гор, покрыла всю землю, и не осталось на ней ничего живого.
Аллах Всевышний сказал:
"[Потом ковчег] поплыл с ними среди волн, подобных горам, Нух же обратился к своему сыну, который держался в стороне: "О сынок мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими!". Тот сказал: "Я укроюсь на горе, которая спасёт меня от воды". [Нух] сказал: "Сегодня ничто не спасёт от веления Аллаха [никого], кроме тех, над кем Он смилостивится". [После этого] волна отделила их [друг от друга],
и он оказался [одним] из потопленных"
(11:42-43)
Этот сын Нуха относился к числу неверных и совершал неправедные дела. Он выступил против своего отца и погиб вместе с другими, хотя вместе с Нухом Аллах спас людей, которые не состояли с ним в родстве, но были приверженцами его религии, ибо Нух воззвал к Аллаху:
"... и спаси меня и тех верующих, которые со мной!"
(26:118)
Аллах Всевышний сказал:
"И было сказано: "О земля, поглоти свою воду! О небо, прекрати [проливать дождь]!" - [после чего] вода спала, и веление [Аллаха] осуществилось. [Когда же ковчег] пристал [к горе] Аль-Джуди 3, было сказано: "Да будут прокляты люди несправедливые!""
(11:44)
3. Как сообщается в разных толкованиях Корана, гора Аль-Джуди находится к востоку от верховьев реки Тигр близ иракского города Мосул. Согласно Библии, речь идёт о горе Арарат.
Это значит: "
когда на земле больше не осталось тех, кто поклонялся не Всемогущему и Великому Аллаху, Аллах велел земле впитать воду, а дождю - остановиться, после чего "
вода спала"
, и "
веление [
Аллаха]
осуществилось".
Это значит, что с теми, кто не уверовал, случилось то, о чём Аллаху было известно заранее и что было предопределено Им.
Слова: "
... было сказано: "Да будут прокляты люди несправедливые!"" - означают, что они были прокляты Аллахом и удалены от Его милости и прощения.
Аллах Всевышний сказал:
"Однако они сочли его лжецом, Мы же спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге,
и потопили тех, которые объявляли ложью Наши знамения. Поистине, были они слепыми людьми"
(7:64)
Аллах Всевышний также сказал:
"Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и сделали их преемниками [тех, кого Мы погубили],
и потопили тех, которые посчитали ложью Наши знамения. Посмотри же, каков был конец тех, кого предупреждали!"
(10:73)
Аллах Всевышний также сказал:
"И Мы оказали ему помощь [в борьбе] против людей, которые посчитали ложью Наши знамения.
Поистине, они были дурными людьми, и Мы потопили их всех"
(21:77)
Аллах Всевышний также сказал:
"И Мы спасли его и тех, кто [был] с ним, в ковчеге, наполненном [всеми тварями], а потом потопили остальных.
Поистине, в этом - знамение, но в большинстве своём они не веруют"
(26:119-121)
Аллах Всевышний также сказал:
"И Мы спасли его вместе с теми, кто был в ковчеге, и сделали [этот ковчег] знамением для [обитателей] миров"
(29:15)
Аллах Всевышний также сказал:
"Потом Мы потопили остальных"
(37:82)
Аллах Всевышний также сказал:
"И Мы оставили его 4 как знамение, но найдётся ли тот, кто извлечёт [из этого] урок? Сколь [ужасна] была Моя кара [и сколь многочисленны были] предостережения! Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но найдётся ли тот, кто усвоит [его наставления]?"
(54:15-17)
4. Имеется в виду ковчег.
Аллах Всевышний также сказал:
"За грехи их они были потоплены, и ввергнуты в Огонь, и не нашли они помощников помимо Аллаха 5.
И Нух сказал: "Господь мой! Не оставляй на земле в живых никого из неверных!
Поистине, если Ты оставишь их, они введут в заблуждение твоих рабов и породят только неверных грешников""
(71:25-27)
5. То есть, они поняли, что никто не в силах защитить их от наказания Аллаха.
Таким образом, Аллах Всевышний - хвала Ему! - внял мольбе Нуха и не оставил в живых никого из тех, кто не уверовал. Непонятно, почему некоторые толкователи утверждают, что 'Аудж, сын 'Унка (
или 'Анака), являвшийся современником Нуха, был ещё жив, когда появился Муса:
- говорят также, что он был непокорным и упорным неверным;
- говорят также, что он был незаконнорожденным, и его родила 'Унк, дочь Адама, которая совершила прелюбодеяние;
- говорят также, что он был столь высок, что доставал рыбу со дна моря и жарил её на солнце!
- и утверждают, что он спрашивал Нуха, который находился в ковчеге: "
Что это у тебя за посудина?" - и насмехался над ним;
- говорят также, что его рост составлял 3333,3 локтя.
Кроме того, приводятся и другие столь же нелепые россказни, которые мы не стали бы приводить в силу того, что они противоречат здравому смыслу и всем достоверным сообщениям, если бы они не встречались столь часто в различных толкованиях Корана и трудах историков. И действительно, можно ли допустить, что Аллах погубил за неверие сына Нуха, являвшегося пророком своего народа и главой верующих, но оставил в живых 'Ауджа, сына 'Унка, который, по их же словам, был ещё более несправедливым?
Теперь обратимся к достоверным сообщениям. Аллах Всевышний сказал: "
Потом Мы потопили остальных". Аллах Всевышний также сказал: "
И Нух сказал: "Господь мой! Не оставляй на земле в живых никого из неверных!"".
Следует отметить, что вышеупомянутые сообщения о росте этого человека противоречат содержанию хадиса, в котором сообщается, что Пророк
ﷺ сказал: "
Аллах создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, что же касается людей, то [со времени сотворения Адама] и до сих пор они продолжают уменьшаться [в размерах]".
аль-Бухари, №2559; Муслим, №2612.
Это - слова правдивого, достойного доверия и безгрешного пророка, о котором в Коране сказано так:
"Говорит он не по [собственной] прихоти - поистине, это - не что иное, как ниспосылаемые откровения!"
(53:3-4)
Слова Пророка
ﷺ, сказавшего, что люди "
до сих пор продолжают уменьшаться [в размерах]" - означают, что они уменьшались лишь до тех пор, пока Аллах не поведал об этом пророку, и такими они останутся до самого Дня воскресения. Следовательно, ни один из потомков Адама не был выше него. В таком случае, как же эти толкователи могли упускать из виду вышеупомянутые достоверные сообщения и полагаться на утверждения лжецов из числа людей Писания, которые подменили и исказили ниспосланные свыше Писания Аллаха?
Я думаю, что сообщения, касающиеся 'Ауджа, сына 'Унка, являются ничем иным, как измышлениями еретиков и нечестивцев из числа врагов пророков, а Аллах знает об этом лучше.
Далее Аллах Всевышний упомянул о мольбе за сына, с которой Нух обратился к своему Господу. Он сказал, что Господь обещал ему спасти членов его семьи, к числу которых относился и его сын, и спросил, почему же тот утонул. На это Аллах ответил Нуху, что его сын не принадлежал к членам его семьи, то есть к числу тех, кого Аллах обещал спасти, и указал, что ему было сказано:
"... и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех из них, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление]"
(23:27)
Что же касается сына Нуха, то относительно него было ниспослано веление, в силу которого он должен был погибнуть за своё неверие. Вот почему он утонул вместе с прочими неверными и несправедливыми людьми.
Аллах Всевышний сказал:
"И было сказано: "О Нух! Сходи [на землю] с миром от Нас и благословениями тебе и общинам, [которые составят потомки тех],
кто находится с тобой. [Другим же] общинам Мы [сначала] дадим пользоваться [всеми мирскими благами,
но] потом постигнет их мучительное наказание""
(11:48)
После того как вода ушла в землю и всё успокоилось, Аллах велел Нуху (мир ему) сойти на землю из ковчега, который в конечном итоге пристал к горе Аль-Джуди.
Слова: "
с миром от Нас и благословениями" - означают: "
сходи с миром и благословениями тебе и твоим потомкам, которые родятся впоследствии".
Из всех, кто находился в ковчеге, Аллах даровал потомство только Нуху (мир ему), ибо в Коране сказано:
"... и [сохранили на земле только] его потомство"
(37:77)
Таким образом, все люди, живущие ныне на земле, являются потомками трёх сыновей Нуха - Сама, Хама и Яфиса.