Это один из видов поклонения, установленный Господом миров через Его пророков.
Это - сунна нашего праотца - пророка Ибрахима (Авраама), мир ему. И сунна нашего пророка - Посланника Аллаха - Мухаммада ﷺ.
Говоря о животных, закланных ради Него, Создатель говорит в Коране:
Именно это стремление - достичь благосклонности Аллаха и проявить покорность Ему, готовность расстаться ради Него с имуществом и с чем-то любимым для души, смирение перед Ним - это, и именно это, и приближает человека к Создателю.
Это и ценно!
Когда мы совершаем курбан, то вспоминаем историю нашего праотца Ибрахима (Авраама), которая и положила начало этому богоугодному деянию.
Пророк Ибрахим долгое время не имел детей. И вот, когда ему было, по некоторым сообщениям, уже более 80-ти лет, Всевышний принял его мольбу и даровал ему первенца - сына по имени Исмаил.
Когда долгожданный ребенок вырос и стал помощником отцу, Всевышний послал своему возлюбленному рабу Ибрахиму непростое испытание, которое тот выдержал достойно - Господь приказал Ибрахиму принести сына Ему в жертву (заклать его).
В Коране (в суре "ас-Саффат") рассказывается, что пророк Ибрахим покинул свою страну и своих соплеменников, которые не захотели ответить на его призыв к единобожию, поклонению Единому Аллаху и отказались принять истинную веру.
Когда это произошло, Ибрахим обратился к Создателю с мольбой даровать ему праведного сына. И вот, через определенное время, Всевышний обрадовал Ибрахима вестью о том, что у него родится благоразумный мальчик.
Прошли годы и Исмаил - долгожданный первенец - вырос, достигнув того возраста, когда он уже мог оказывать отцу помощь в его делах и усердствовать вместе с ним.
Каждому известно, как сильно родители любят своих сыновей и что эта любовь делается еще сильнее, когда те становятся опорой и поддержкой.
А если это единственный сын?
А если это сын, подаренный на склоне лет?
А если это не какое-нибудь беспутное чадо, а благоразумный, выдержанный, праведный юноша?
Представьте, какой, должно быть, сильной была любовь Ибрахима к Исмаилу, мир им обоим.
И в это самое время Ибрахим увидел сон. А сны пророков, как известно, являются истиной - они являются откровением от Аллаха. Во сне ему приказывалось принести сына в жертву Всевышнему - заклать его.
Ибрахим сообщил о своем сновидении сыну.
Он сказал:
И что же он ответил?
Он сказал:
Он пообещал терпеть и проявить смирение. И он выполнил свое обещание.
Вот почему Аллах хвалит Исмаила в Коране, говоря:
Почему лицом вниз?
Он хотел зарезать его со стороны затылка, чтобы не видеть его лица во время резания, ибо так было легче.
Знаменитый знаток Корана, сподвижник и двоюродный брат Пророка ﷺ Ибн 'Аббас поведал: "Когда Ибрахим уложил Исмаила на лоб для резания, на Исмаиле была надета белая рубаха и он сказал: "Отец, у меня нет иной одежды, в которую ты сможешь завернуть меня, кроме этой рубашки. Так сними же ее с меня и используй ее в качестве савана для меня"". И Ибрахим стал снимать рубашку с сына и в это самое время позади него раздался зов - он услышал слова своего Бога:
И Ибрахим сделал это, положив, тем самым, начало этому благочестивому деянию - закланию скота паломниками в Мекке (этот обряд называется "хади") и закланию скота мусульманами, не совершающими паломничество и находящимися в своих городах и селах (это обряд называется "удхия" или "курбан").
Ибн 'Аббас сказал: "Вы следуете религиозному обряду вашего отца Ибрахима".
Слова Аллаха:
Так Аллах вознаграждает тех, кто покорен Ему. Он отводит от них беды и несчастья и дарует им избавление и выход из трудностей.
Далее (в суре "ас-Саффат") сказано:
Ему было приказано зарезать собственного ребенка - плод его сердца и усладу его очей - и он поспешил покориться воле Аллаха и подчиниться Ему. И Аллах заменил Исмаила великой жертвой - белым большеглазым рогатым овном.
Так, великое испытание Господь миров завершил чудесным избавлением.
В этой истории для всех нас явлен пример того, как нужно отвечать на призыв Создателя, как нужно выполнять Его повеления. Всевышний не возлагает на нас того, что возложил на Ибрахима. Всемилостивый Творец не приказывает никому из нас класть своего ребенка на лоб для заклания. Он, всего лишь, повелевает нам опускать свои лбы в поклонах, молясь Ему во время совершения намазов; давать очистительную милостыню - закят; поститься - соблюдать уразу в месяц Рамадан; совершать хадж и повелевает нам другие благочестивые деяния и не потому, что нуждается в них, а потому, что хочет спасти нас через эти деяния и даровать нам великую награду.
И одно из таких важных богоугодных деяний - Курбан. Мы режем жертвенных животных только ради Аллаха.
Всевышний проклял - проклял всякого человека зарезавшего жертвенное животное в качестве поклонения для кого-то, кроме Него: для идола, для джинна, для ангела или для гробницы святого.
Дорогие верующие, совершайте ваши курбаны, приближайтесь, тем самым, к Аллаху, следуя сунне Его посланника ﷺ.
Пророк ﷺ сказал: "Человек, который имеет возможность совершить курбан, но не делает этого - пусть не приближается к нашим молельням". То есть: "... к нашим мечетям".
Одного барана или одной козы достаточно в качестве курбана для одного человека и его домочадцев. Что касается коровы, то ее достаточно в качестве курбана для 7-ми людей и их домочадцев. В качестве курбана допускается лишь скот, а именно: овцы, козы, коровы и верблюды. Все остальное курбаном быть не может. И не могут быть ни куры, ни лошади, ни какие-либо другие животные.
Козе должно быть не менее одного года. Барану - не менее полугода, а лучше, если год и более. Что же касается коров и быков, то им должно быть не менее 2-х лет.
Курбан будет действительным лишь в том случае, если животное лишено следующих недостатков: оно не должно быть с поврежденным глазом или слепым; оно не должно иметь явной хромоты, которая мешает ему ходить вместе со здоровыми животными, тем более, отрезанных конечностей; оно не должно быть больным настолько, что болезнь становится явной для смотрящего на него - сюда относятся, например, такие недуги, как парша, чесотка, лихорадка, скверные раны и т. д.; и животное не должно быть худосочным, изможденным настолько, что уже лишено костного мозга.
Так, наличие этих 4-х недостатков, а также недостатков подобных перечисленным или худших, делают курбан недействительным!
Вообще же, желательно подобрать для курбана наилучшее животное и избегать всех прочих недостатков, ибо возвеличивание человеком обрядов, установленных Аллахом, указывает на его богобоязненность и на его благодарность Всевышнему:
Дорогие братья и сестры, не забывайте о том, что курбан нельзя совершать до окончания праздничного намаза. Если зарезать животное раньше, то это не будет считаться курбаном, а будет просто мясом, зарезанным для кормления семьи.
Пророк ﷺ совершал праздничный намаз, затем произносил праздничную проповедь (хутбу) и лишь затем совершал курбан, как об этом сообщается в "Сахихе" имама аль-Бухари.
При резании животного необходимо сказать: "Бисми-Ллях! Уа-Ллаху акбар!". Это значит: "Во имя Аллаха! Аллах есть самый великий!".
Если человек добавит к этим словам слова "Алахумма мин кауаляк", то это будет лучше и совершенней. Эти слова означают "О Аллах! Это животное от Тебя и я режу его для Тебя!".
Затем необходимо перерезать шейные сосуды с 2-х сторон - пищевод и гортань, то есть дыхательные пути.
Нельзя мучать животное! Необходимо зарезать его легко и быстро, предварительно наточив нож наилучшим образом. Причем нельзя точить нож на глазах у животного, так как это пугает его.
Пророк ﷺ сказал: "Когда кто-либо из вас режет скот, пусть делает это наилучшим образом. Пусть наточит свой нож и стремится облегчить для животного смерть".
Мясо жертвенного животного человек есть сам и угощает им бедняков, соседей, родственников.
Всевышний сказал:
Ни одну из частей зарезанного животного, в том числе шкуру животного, нельзя давать в качестве платы мяснику!
Человеку, который вознамерился совершить курбан - ему нельзя подстригать ногти и волосы и удалять что-либо из волос или кожи с 1-го дня месяца зуль-хиджжа. Курбан-байрам приходится на 10-ый день зуль-хиджжа. Итак, с 1-го дня месяца зуль-хиджжа и до момента, когда курбан будет совершен, нельзя подстригать ногти и волосы, удалять что-либо из кожи и волос.
Пророк ﷺ: "Если наступают первые 10 дней месяца зуль-хиджжа и кто-то из вас собирается совершить курбан, пусть воздержится от подстригания своих волос и ногтей". А в другом предании сказано: "Пусть не удаляют ничего из своих волос и кожи, пока не совершат курбан".
Если же намерение совершить курбан созрело у человека уже после начала месяца зуль-хиджжа, ну, например, 5-го зуль-хиджжа, то ему нужно воздержаться от указанных действий с момента возникновения у него намерения. Этот запрет не касается семьи того человека, который собирается совершить курбан. Если же человек вынужден удалить что-либо из волос или ногтей, например, если у него сломался ноготь и мешает ему, или, если ему нужно подстричь волосы для лечения раны, которая под этими волосами, то на нем не будет греха. Также нет греха на том, кто сделал это по незнанию или неумышленно.
Почему наложен этот запрет?
Он является, своего рода, возможностью для людей, которые не находятся в хадже - возможностью для них почувствовать общность с паломниками, которые находятся в Мекке в это время, и которым, как известно, в состоянии ихрама, запрещено подстригать волосы и ногти.
Совершать курбан можно в течение 4-х дней, точнее, с момента окончания праздничного намаза и до заката солнца на 4-ый день праздников, то есть 13-го зуль-хиджжа.
Дорогие зрители! Пусть Всевышний примет ваш курбан. Пусть дарует вам награду за подчинение Его повелениям, за следование сунне Его пророка ﷺ, за возвеличивание Его пречистой религии, которую Он избрал для нас, за ваше сочувствие бедным и обездоленным и за ваше доброе отношение к окружающим.
Пусть Он дарует вам благодать (барака) и благословит вас в ваших семьях и в вашем имуществе.
Пусть Он простит вам прегрешения и избавит от несчастий и бед вас и ваши семьи в обоих мирах. Аминь!