Абу Ханифе разрешается издавать фетвы, а Малику нет?

Ответить
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 221
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Абу Ханифе разрешается издавать фетвы, а Малику нет?

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

Абу Ханифе разрешается издавать фетвы, а Малику нет?

Имам аш-Шафиʹи (да смилуется над ним Аллах) рассказывал: “Однажды, когда я находился у Мухаммада бин аль-Хасана1, мы упомянули Малика бин Анаса, и я стал нахвалить его, на что Мухаммад бин аль-Хасан сказал: “Я видел Малика, спрашивал его о различных вещах, и он не был тем, кому дозволено издавать фетвы”. Тогда я сказал ему: я прошу тебя ради Аллаха, о чем бы я тебя не спросил, отвечать мне правду. “Хорошо”, - ответил он.
- Кто лучше знает Писание Аллаха: Малик или Абу Ханифа? “Малик”, - ответил он.
- Кто лучше знает толкование Писания Аллаха: Малик или Абу Ханифа? “Малик”, - ответил он.
- Кто лучше знает арабский язык: Малик или Абу Ханифа? “Малик”, - ответил он.
- У кого более надежные передатчики: у Малика или Абу Ханифы? “У Малика”, - ответил он.
- У кого более достоверные передачи: у Малика или Абу Ханифы? “У Малика”, - ответил он.
- Кто лучше знает о военных походах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Малик или Абу Ханифа? “Малик”, - ответил он.
- Кто лучше знает о Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Малик или Абу Ханифа? “Малик”, - ответил он.
- Однако же Абу Ханифе разрешено издавать фетвы, а Малику не дозволено издавать фетвы?!”



Это предание в различных версиях передают: Абу Исмаʹиль аль-Ансари. «Замм аль-Калям» 5/90-91. Ибн Абу Хатим «Джарх уа ат-Таʹдиль» 1/4,12-13, «Адаб аш-Шафиʹи уа Манакибуху» стр.159, 200-201. Абу Нуʹайм «Хилья аль-Аулия» 6/329, 9/74. аль-Байхаки «Манакиб аш-Шафиʹи» 1/182-184. Ибн ʹАбд ал-Барр «ат-Тамхид» 1/74-75, «аль-Интика» стр. 23-25. Хатыб аль-Багдади «Тарих Багдад» 2/177-178. аш-Ширази «Табакат аль-Фукаха» стр. 68. аль-Кады ʹИяд «Тартиб аль-Мадарик» 1/82-83, 150-151. аль-Фахр ар-Рази «Манакиб аш-Шафиʹи» стр. 275. аз-Захаби «ан-Нубаля» 8/75, «Манакиб Аби Ханифа уа Сахибайхи» стр. 52.




____________________________
1- Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани – один из наиболее известных учеников и соратников имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах), внесший значительный вклад в распространение мазхаба Абу Ханифы.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Вот ещё одна поучительная версия диалога этих имамов:

Имам аш-Шафи’и рассказывал: “Как-то Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (ученик Абу Ханифы) сказал мне: «Кто более знающ, ваш имам или наш?» Т.е. Малик или Абу Ханифа?
Я сказал: «По справедливости?»
Он сказал: «Да».
Я сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, кто из них больше знает о Коране – наш учитель или ваш?»
Мухаммад сказал: «Ваш», то есть Малик.
Я сказал: «А кто больше знает о Сунне, наш учитель или ваш?»
Он сказал: «О Аллах, конечно ваш».
Я сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, кто лучше знает о словах сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и предшественников – наш учитель или ваш?»
Он сказал: «Ваш».
Тогда я сказал: «Но не осталось ничего, кроме суждения по аналогии, а аналогия не проводится, кроме как опираясь на эти вещи. Но если человек не знает этих основ, тогда на основании чего он будет делать аналогию?!»”
Ибн Аби Хатим в “аль-Джарх уа-тта’иль” 1/9, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/329, Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 1/74.

Следует отметить, что известный фанатик ханафитского мазхаба - Захид аль-Каусари и его некоторые ученики отрицали достоверность этих сообщений.
Однако эти сообщения достоверные, как бы этого им не хотелось это отрицать, и иснады их подобны солнцу, о чём говорили многие исследователи. И среди тех, кто также упоминал об их достоверности - шейх Абду-р-Рахман аль-Му'аллими в "ат-Танкиль" 1/420 и шейх Мукъбиль ибн Хади в "аль-Мукътарах" 13.

П.С.
Ни в коем случае не желаем принижать достоинство имама Абу Ханифы, ибо он признанный имам ахлю-Сунна, как и многие другие имамы из числа саляфов.
То же самое касается и его учеников, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, Абу Юсуф, Зуфар. Все они в основе возвеличивали довод и порицали такълид, в отличии от фанатичных приверженцев мазхаба. И примеров тому, как часто ученики имама Абу Ханифы противоречили ему в различных вопросах, не сосчитать.
Имам Абу Ханифа говорил: “Не дозволено кому-либо опираться на наши слова, если он не знает, на что мы опирались”. В другой версии сообщается, что Абу Ханифа сказал: “Харам тому, кто не знает моего доказательства давать фатуа, опираясь на мои слова!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 145. Имам Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/344, “Асль сыфа ас-саля” 1/24.
Также Абу Ханифа говорил: “Я не считаю, что кого-либо следует обязывать тем, на чём мы”. аз-Захаби в “Манакыб аль-имам Аби Ханифа уа сахибейх” 34.
Яхья ибн Яхья ат-Тайми сказал: “Я слышал, как Абу Юсуф перед своей смертью говорил: «Я отказываюсь от всего, на что давал фатуа, кроме того что соответствует Корану и Сунне». А другой версии есть следующая добавка: «и тому, на чём сошлись все мусульмане»”. См. “ас-Сияр” 8/537, “Тазкира аль-хуффаз” 1/293.
Говорит имам Салих аль-Фулляни: “Передается от ‘Асыма ибн Юсуфа, что он сказал:
“Я был на похоронах, и там собрались четверо учеников Абу Ханифы: Зуфар, Абу Юсуф, ‘Акыба ибн Язид и еще один, и все они были единогласны в следующем: «Не дозволено никому издавать фатуа на основании наших слов, если он не знает, на что мы опирались».
Я (аль-Фулляни) говорю: “Смысл этих слов: «Т.е. если они не знают нашего довода и аргумента, на основании которого мы что-то говорили».
В словах этих имамов указание на то, что они не дозволяли другим людям делать за ними такълид и их словами, без знания довода на их слова. И это то, что также упоминал Абу-ль-Лейс”
. См. “Икъаз аль-химам” 154.

Но затем появились фанатичные мукъаллиды*, поставившие слова этих имамов в один ряд с Кораном и Сунной, которые стали именовать имама Абу Ханифу "величайшим имамом" (аль-имам аль-а'зам). Даже если некоторые ранние ханафиты и называли Абу Ханифу этим прозвищем, то они желали тем самым указать о ком речь, так как приводили наряду с его мнениями слова его двух учеников - Абу Юсуфа и Мухаммада, которые так же были имамами, и говоря "аль-имам аль-а'зам", они подразумевали Абу Ханифу.
Что же касается поздних поколений, то они стали употреблять это прозвище в абсолютном смысле, утверждая, что Абу Ханифа самый великий имам из четырёх имамов мазхаба и вообще всех остальных.
Шейх Мухаммад Такъиюддин аль-Хиляли говорил: “Я жил рядом с мечетью, которая приписывалась Абу Ханифе под названием «Сборная мечеть самого величайшего имама». Это прозвище Абу Ханифе, да помилует его Аллах, дали турки во время своего правления (Османского халифата). Нет сомнения в его имамстве и его величии. Однако, это прозвище (величайший имам) – является нововведённым, похожим на такие прозвища, как: «Царь всех царей», или: «Судья всех судей». В достоверном хадисе сказано: «Самое униженное имя у Аллаха – это когда человек называется царём всех царей». И имамы порицали любое прозвище, похожее на это”. См. “ад-Да’уа иля-Ллах” 142.

__________________
* Мазхабным фанатизмом, кстати, не ограничиваются лишь ханафиты, это было присуще и прочим мазхабам и даже авторитетным представителям мазхабов из числа тех, кто был после этих имамов.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Хотелось бы ещё немного дополнить эту ветку для большей пользы:

Как уже было упомянуто ранее, некоторые ханафиты, среди которых Захид аль-Каусари и его ученик ‘Абдуль-Фаттах Абу Гъудда, попытались отрицать достоверность этой истории о диалоге между имамами аш-Шафи’и и Мухаммадом аш-Шейбани, опираясь на некоторые сомнительные и слабые её версии. Но при этом они умолчали о том, что признанный имам Ибн Аби Хатим передал этот диалог от имама аш-Шафи’и в своих трудах «аль-Джарх уа-тта’диль» (1/9) и в «Адаб аш-Шафи’и» (112) через двух передатчиков, от которых он непосредственно сам слышал этот рассказ.
Один из них – это имам Ибн ‘Абдуль-Хакам, а другой – имам Юнус ибн ‘Абдуль-А’ля. Оба они, будучи учениками имама аш-Шафи’и, являются надёжными, достойными и признанными имамами своего времени.

Кстати, как уже упоминалось выше, о достоверности этого диалога между имамами аш-Шафи’и и Мухаммадом аш-Шейбани говорили шейх ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими и шейх Мукъбиль ибн Хади. См. “ат-Танкиль” 1/420, “аль-Мукътарах” 13.

Более того, попытавшись отвергнуть эту однозначно достоверную историю, некоторые ханафиты передают этот же диалог с совершенно противоположным смыслом со слов Абу ‘Асыма аль-‘Амири аль-Ханафи, которую приводит в книге «ат-Та’лим» некий Мас’уд ибн Шейба аль-Ханафи в следующем виде:
«Как-то аш-Шафи’и спросил Мухаммада: «Кто более знающ: Малик или Абу Ханифа?»
Мухаммад спросил: «В чём именно?»
Аш-Шафи’и конкретизировал: «В Книге Аллаха».
Мухаммад ответил: «Абу Ханифа».
Он спросил: «А кто лучше знает пророческую Сунну?»
Мухаммад ответил: «Абу Ханифа лучше знает смысл, а Малик точнее в передаче».
А когда аш-Шафи’и спросил: «А кто лучше знает о словах сподвижников?»
Мухаммад велел принести книгу, написанную Абу Ханифой под названием «Разногласия сподвижников».


Вот в таком вот искажённом виде эта история упоминается в различных трудах некоторых поздних ханафитов, где полностью игнорируются две важные вещи:
Во-первых, рассказавший эту версию диалога ханафит Абу ‘Асым аль-‘Амири скончался в 425 г.х. (См. «аль-Ансаб» 4/95), и никак не мог быть не только свидетелем этого разговора, но и не застал никого, кто жил в то время.
А во-вторых, передающий эту историю в книге «ат-Та’лим» некий ханафит Мас’уд ибн Шейба, является неизвестным (маджхуль), как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в «Лисан аль-мизан» (7693), а его книга «ат-Та’лим» переполнена необоснованной дискредитацией и порочением имамов Малика и аш-Шафи’и.
Ответить