УКАЗАНИЕ ОШИБКИ И ЕЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ - НЕ ГЪИБА!!!

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

УКАЗАНИЕ ОШИБКИ И ЕЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ - НЕ ГЪИБА!!!

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:

Что такое гъиба?
Абу Хурайра рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.
В своей основе гъиба в отношении мусульман строго запрещена, и является большим грехом по единогласному мнению. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567.

Однако очень часто многие мусульмане не понимают определение понятия "гъиба", делая гъиба тогда, когда это запрещено, и порицая совершение гъиба тогда, когда оно дозволено, а может даже и обязательно!
Несмотря на то, что гъиба в своей основе запрещена, в зависимости от ситуации она может стать дозволенной и даже обязательной. В частности совершение гъиба для опровержения и указания ошибки или заблуждения того, кто искажает Ислам и вводит в заблуждение мусульман, является дозволенным и необходимым, в чем нет среди ученых разногласия.
И как часто некоторые мусульмане возмущаются, когда кто-либо из ученых или обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей, безосновательно порочат ученых и простых мусульман за их спинами, совершая даже не гъиба, а клевету (бухтан). Однако, как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии как "гъиба", говоря: "Не ешьте мясо мусульман!"
Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах "гъиба". Религия Ислам величественней, чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным не была честь мусульманина, религия наша любимее, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида гъиба, некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть обязательные! К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. “аль-Умм” 7/90.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.
И если гъиба является дозволенной, чтобы указать на ошибки, даже в отношении ученых и правителей мусульман, то указание и обсуждение ошибки того, кто не является ученым или правителем мусульман, дозволенно тем более!
И доводов тому, о чем идет речь, в шариате очень много:
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатухль-Бари” 10/452.
Также от ‘Аиши сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.
Имам аль-Ляйс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: “Эти двое были из числа лицемеров”.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.
Зайд ибн Аркъам рассказывал: “В свое время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль (глава лицемеров) сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И еще он сказал: “Поистине, если мы вернемся в Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.
Также сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев пророком (мир ему и благословение Аллаха), сказал ему: “О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: “Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 4351, Муслим 1064.
То, что во всех этих хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил за спинами этих категорий людей, указывает на дозволенность гъиба в этих случаях!
Имам Ибн Аби Заманин говорил: Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию. См. “Усулю-Ссунна” 293.
Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Имамы мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба. См. “И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.
Имам ан-Науауи сказал: “Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. “аль-Азкар” 292.

Таким образом, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия в этом вопросе, и примеров этому в рассказах о саляфах очень много:
Сообщается, что когда некий суфий сказал Ибн аль-Мубараку: "Ты делаешь гъиба!” Он ответил: "Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. "аль-Кифая” 1/45.
‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: "Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. "Тарихуль-Багъдад” 12/316.
Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что упоминание, обсуждение и опровержение того, что открыто говорит или пишет некий мусульманин, не является запретным видом гъиба, и более того, при необходимости является даже обязательным.
И относительно дозволенности гъиба для указания ошибки или же предостережения, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия.

И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху - Господу миров!
Daulet
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 06 янв 2009, 11:20
Откуда: Казахстан

Re: УКАЗАНИЕ ОШИБКИ И ЕЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ - НЕ ГЪИБА!!!

Сообщение Daulet »

Аллаху Акбар, брат A'mash джазакаллаху хайран, отличная статья. Недавно встретился с одним человеком и он говорит "я не слушаю Рината потому что он делает гъиба на братьев, про Сайда Бурятского сказал то, про того сказал то, про этого сказал....." субханалла и я не смог ему ничего ответить. Теперь иншалла знаем как отвечать таким людям. ;)
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух!
[b][color=#BF0000]Ers[/color][/b] писал(а):ДжязакаЛлаху хайрун брат!
Уа ийяк!
[b][color=#BF0000]loginza17412[/color][/b] писал(а):Иногда бывает так, что некоторые братья вроде бы за ошибки говорят, но еще по каким-то прозвищам называют, насмехаются над человеком, это тоже к этому относится что ли?
Нет конечно же! Опровержение или предостережение и т.п. не должно сопровождаться оскорблениями, издевками и т.п. так как эти вещи запрещены сами по себе и не имеют отношения к опровержению. Ведь обругать и оклеветать способен каждый джахиль, ибо для этого много ума не надо. Но вот написать обоснованное опровержение, это не каждый может.

Однако, если опровергаемый, предостерегаемый и т.п. сам издевался над мусульманами, сам начинал их первыми порочить и обвинять не ясно в чем, то тогда нет греха на том, кто будет поступать с ним также во время своего ответа и предостережения, если только не выйдет за границы того, что сделал и сказал ему тот человек. В частности это касается приверженцев нововведений, у которых как говорили саляфы нет почета, а поэтому оскорбленный может не прощать ему.
А вот доводы этому:
Всевышний Аллах сказал: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (ан-Ниса 4: 148).
‘Абдуль-Карим ибн Малик аль-Джазари сказал в отношении этого аята: “Речь о человеке, который обругал тебя, за что ты обругал его в ответ. Однако если он возведет на тебя ложь, то ты не возводи на него ложь!” См. “Тафсир Ибн Касир” 2/493.
Имам аль-Багъауи сказал: “Было сказано (в отношении этого аята): «Если тебя кто-то обругал, то дозволено обругать его тем же, если не преступить в этом»”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 1/493.
Такое толкование также передается от Ибн ‘Аббаса, ас-Судди и других саляфов. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 7/199, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 6172, “Тафсир аль-Мухаррар аль-уаджиз” 2/129.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это понесет тот из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит». Муслим 2587.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Смысл этого хадиса состоит в том, что если двое поругавшихся начинают бранить и ругать друг друга, то грех ложится на того, кто начал ругать первым, до тех пор, пока второй не начнет отвечать тем, что хуже. Если он делает это, то грех ложится на них обоих”. См. «‘Аунуль-ма’буд» 13/237.
И имам ан-Науауи сказал в отношении этого хадиса, что ругань мусульманина без права является запретным, однако ответить в ответ тем, что сказали тебе нет проблем, если в этом не будет лжи, клеветы и ругани его рода. См. “Шарх Сахих Муслим” 16/140-141.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Воздаяние равным в том, что касается чести, также является узаконенным. Например, если человек проклял другого и обратился против него с мольбой, то тот может сделать в отношении него то же самое. Также может и обругать в ответ, только не прибегая ко лжи. Однако простить будет лучше”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/380.
Имам аш-Шарбини сказал: “Если человек обругал другого, то дозволено ему обругать его тем же, как сказал Аллах: «Воздаянием за зло является равноценное зло» (аш-Шура 42: 40). Однако не дозволено ему ругать его отца или мать. Дозволена ругань, в которой нет лжи и клеветы!” См. “Мугъни аль-мухтадж” 4/157.

Но как же часто можно встретить различных приверженцев своих страстей, которые не знают никакого адаба в отношениях с мусульманами и даже учеными, которые клевещут на них, возводят ложь и обвиняют во всяких заблуждениях. Но стоит кому-либо из мусульман ответить таким подлецам сотой частью того, что позволяют они себе, как они тут же вспоминают про такие термины, как "гыба", вспоминают про сплетни, про запретность оскорблений, про исламский адаб и братство в Исламе...

Прибегаем к Аллаху за защитой от такой скверной прихоти и предвзятой "справедливости", когда будем вспоминать об исламских правах лишь тогда, когда это коснется нас!
Ответить