Салам алейкум ва рахматуллах ва баракатуху!
Братья, у нас мечеть очень маленькая, и можно сказать что одна нормальная саляфитская мечеть.
В мечеть ходит очень много людей и все сражаются за первый ряд. Как только человек встал сразу садятся на его место и на таравихе уже все внимание в намазе бывает на том, как удержать равновесие и не упасть из-за большого количества людей в первом ряду.
И вот есть некоторые братья оставляют какую-то личную вещь на своем месте, а затем уходят куда-то, потом они возвращаются и претендует на свое место. Весь день же на одном месте тоже сидеть не получается, надо бывает тахарат сделать иногда.
Вот в каких случаях лишается ли мусульманин места в мечети, когда встает с него?
Можете пожалуйста привести хадисы или слова ученных на эту тему?
О занимании места в мечети
-
- Сообщения: 2262
- Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
- Откуда: http://hadis.uk/
Re: О занимании места в мечети
Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
«Если человек встанет со своего места,[1] а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право».
Этот хадис передали Ахмад 2/263, 447, 537, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1138, Муслим 2179, Абу Дауд 4853 и Ибн Маджах 3717 со слов Абу Хурайры; Ахмад 3/422 со слов Вахба ибн Хузайфы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 3975, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 722, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 867.
____________________________
[1] - Здесь речь идёт о том месте, на котором человек ожидал начала молитвы, покинув его по уважительной причине.
Хафиз ан-Навави сказал: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот, кто встал со своего места а затем вернулся к нему, имеет на него больше прав”. Наши сторонники (шафи’иты) сказали: “Этот хадис о том, кто сидел на каком-то месте в мечети или где-то ещё, например, для молитвы, а затем покинул его для совершения омовения и затем вернуться, или для того, чтобы решить какое-нибудь маленькое дело и вернуться.
Когда он вернётся, он имеет больше прав на него на время этой молитвы, а если там кто-то сел, он может его поднять с этого места, а на том, кто сел там, обязанность покинуть это (место) исходя из этого хадиса”.
Это то, что считается правильным у наших сторонников, и что тот, кто сел на это место обязан покинуть его, когда вернется первый.
Некоторые учёные сказали: “Это желательно, но не обязательно”, и таков мазхаб Малика, но правильным является первое мнение.
Наши сторонники сказали: “Нет разницы между тем, что он встал оттуда и оставляет там коврик или нечто подобное или нет, он имеет на него больше прав в обоих случаях”.
Наши сторонники также сказали: “Он будет иметь на него больше прав только на время одной этой молитвы”.
А Аллах знает обо всём лучше всех». См. «Шарх Сахих Муслим» (14/160-161).
ВаЛлаху а’лям!
VuQi писал(а):Можете пожалуйста привести хадисы или слова ученных на эту тему?
722 ( صحيح )
إذا قامَ الرَّجُلُ مِنْ مَجْلِسِهِ ثُمَّ رَجَعَ إلَيْهِ فهو أحَقُّ بِهِ
( حم خد م د ه ) عن أبي هريرة ( حم ) عن وهب بن حذيفة .
«Если человек встанет со своего места,[1] а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право».
Этот хадис передали Ахмад 2/263, 447, 537, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1138, Муслим 2179, Абу Дауд 4853 и Ибн Маджах 3717 со слов Абу Хурайры; Ахмад 3/422 со слов Вахба ибн Хузайфы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 3975, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 722, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 867.
____________________________
[1] - Здесь речь идёт о том месте, на котором человек ожидал начала молитвы, покинув его по уважительной причине.
Хафиз ан-Навави сказал: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот, кто встал со своего места а затем вернулся к нему, имеет на него больше прав”. Наши сторонники (шафи’иты) сказали: “Этот хадис о том, кто сидел на каком-то месте в мечети или где-то ещё, например, для молитвы, а затем покинул его для совершения омовения и затем вернуться, или для того, чтобы решить какое-нибудь маленькое дело и вернуться.
Когда он вернётся, он имеет больше прав на него на время этой молитвы, а если там кто-то сел, он может его поднять с этого места, а на том, кто сел там, обязанность покинуть это (место) исходя из этого хадиса”.
Это то, что считается правильным у наших сторонников, и что тот, кто сел на это место обязан покинуть его, когда вернется первый.
Некоторые учёные сказали: “Это желательно, но не обязательно”, и таков мазхаб Малика, но правильным является первое мнение.
Наши сторонники сказали: “Нет разницы между тем, что он встал оттуда и оставляет там коврик или нечто подобное или нет, он имеет на него больше прав в обоих случаях”.
Наши сторонники также сказали: “Он будет иметь на него больше прав только на время одной этой молитвы”.
А Аллах знает обо всём лучше всех». См. «Шарх Сахих Муслим» (14/160-161).
ВаЛлаху а’лям!
-
- Сообщения: 68
- Зарегистрирован: 13 окт 2008, 19:05
Re: О занимании места в мечети
Ас-Саляму алейкум.
Хотел бы добавить, что в шархе на хадис номер (5915) Ибн Хаджар в "Фатх уль-Бари" сказал:
"Сказал Кады `Ияд: "Ученые разошлись во мнении относительно того, кто имеет обыкновение (усаживаться) в (определенном) месте в мечети для обучения и выдачи фетв. Было передано от имама Малика, что такой более достоин этого места, если известен им (т.е. что это его привычное место). Он сказал, что большинство учёных на мнении о желательности этого, а не обязательности, и возможно это имел ввиду Малик.
Тоже самое было высказано относительно мест, на которых ведётся торговля, относящихся к общественным местам и дорогам, не являющихся личным имуществом. Учёные сказали, что на эти места имеют больше прав те, кто обычно сидит в этих местах, до тех пор пока он в этом нуждается. И сказал, что это передал аль-Мауарди от Малика".
Также `Абдуль-Мухсин `Аббад в шархе на "Сунан абу Дауд" (№ 551) сказал:
"Так же это касается того, кто находился в маджлисе, затем поднялся чтобы взять что-то или по какой-либо другой нужде, то он также имеет больше прав на это место. Однако, если он вышел и покинул людей (попрощался), и вернувшись, обнаружил на сидящих на том месте людей, то его положение подобно заходящему в мечеть по-новой.
Если же он поднялся из маджлиса, для того чтобы встретить человека или поприветствовать его рукопожатием, затем придет другой и сядет на его место, то это то, касательно чего пришел запрет".
Поэтому, упомянутый хадис: «Если человек встанет со своего места, а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право». не ограничивается лишь временем ожидания молитвы и именно мечетью.
БаракаЛлаху фикум.
Хотел бы добавить, что в шархе на хадис номер (5915) Ибн Хаджар в "Фатх уль-Бари" сказал:
"Сказал Кады `Ияд: "Ученые разошлись во мнении относительно того, кто имеет обыкновение (усаживаться) в (определенном) месте в мечети для обучения и выдачи фетв. Было передано от имама Малика, что такой более достоин этого места, если известен им (т.е. что это его привычное место). Он сказал, что большинство учёных на мнении о желательности этого, а не обязательности, и возможно это имел ввиду Малик.
Тоже самое было высказано относительно мест, на которых ведётся торговля, относящихся к общественным местам и дорогам, не являющихся личным имуществом. Учёные сказали, что на эти места имеют больше прав те, кто обычно сидит в этих местах, до тех пор пока он в этом нуждается. И сказал, что это передал аль-Мауарди от Малика".
Также `Абдуль-Мухсин `Аббад в шархе на "Сунан абу Дауд" (№ 551) сказал:
"Так же это касается того, кто находился в маджлисе, затем поднялся чтобы взять что-то или по какой-либо другой нужде, то он также имеет больше прав на это место. Однако, если он вышел и покинул людей (попрощался), и вернувшись, обнаружил на сидящих на том месте людей, то его положение подобно заходящему в мечеть по-новой.
Если же он поднялся из маджлиса, для того чтобы встретить человека или поприветствовать его рукопожатием, затем придет другой и сядет на его место, то это то, касательно чего пришел запрет".
Поэтому, упомянутый хадис: «Если человек встанет со своего места, а потом вернётся к нему, он будет иметь на него преимущественное право». не ограничивается лишь временем ожидания молитвы и именно мечетью.
БаракаЛлаху фикум.
О занимании места в мечети
Хотелось бы дополнить эту ветку словами выдающегося учёного - шейха Ибн ‘Усаймина, так как данный вопрос зачастую становится предметом споров и даже ссор, особенно в месяц Рамадан.
Эти слова необходимо прочитать полностью и внимательно, чтобы правильно понять их суть, а также мнение, о котором говорит шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“Правильное мнение в вопросе занимания места в мечети заключается в том, что занимание места с последующим выходом из мечети не дозволено. И другому человеку позволено убрать разостланный им (для боронования) молитвенный коврик, так как тут действует правило: «То, что установлено без права, может быть убрано по праву».
Однако если существует опасность возникновения вражды, неприязни или тому подобного по причине убирания того, что было положено на это место, то не следует это убирать, потому что предотвращение вреда важнее, чем достижение пользы. Если Аллах увидит твоё намерение, что если бы не этот разостланный коврик, то ты бы встал на это место, то, возможно, Аллах дарует тебе награду занявших передние ряды, так как ты оставил это место по уважительной причине.
Слова автора (аль-Хаджауи): «Пока не начнётся молитва» означают: если молитва началась с произнесением икъамата, то разрешается нам убрать этот коврик, так как в этом случае он не имеет уже неприкосновенности. А если мы оставим его на месте, то это приведёт к появлению пустого места в ряду, что противоречит Сунне.
Из общего запрета на занимание места в мечети можно выделить исключение: если человек находится в мечети, то ему позволено положить коврик в первом ряду или оставить что-либо, обозначающее занимание им этого места, а затем отойти в дальнюю часть мечети, скажем, для сна, чтения Корана или изучения книги. В данном случае он имеет на это право, поскольку он остаётся в мечети. Однако если ряды начали заполняться, то он обязан вернуться на своё место, чтобы ему не приходилось переступать через других молящихся.
Также исключением является то, о чём упомянул автор (аль-Хаджауи), сказав: «А если человек покинул своё место по уважительной причине и вскоре вернулся, то он имеет больше прав на него». То есть, если человек занял место, затем вынужденно покинул мечеть по причине, которая его настигла, но вскоре вернулся, то он имеет на это место больше прав. Такой уважительной причиной может быть необходимость совершения омовения или иная срочная нужда. В таком случае ему дозволено покинуть мечеть, а вернувшись, он имеет больше прав, на то место.
Однако автор поставил условие: «И вскоре вернулся», что указывает на то, что если человек задержался надолго, то он уже не имеет на это место приоритета, и любой другой может его занять.
Но некоторые учёные говорили: «Человек имеет приоритет за своим местом даже после долгого отсутствия, если его причина всё ещё сохраняется». И это мнение является более правильным, поскольку продолжающаяся уважительная причина подобна её первоначальному возникновению. Ведь если было разрешено выйти из мечети и оставить коврик по уважительной причине, то это также остаётся допустимым, если причина не исчезла.
Однако общеизвестно, что если молитва уже началась, а человек всё ещё отсутствует, то его коврик убирают”.
См. «аш-Шарх аль-мумти’» (5/135).
Эти слова необходимо прочитать полностью и внимательно, чтобы правильно понять их суть, а также мнение, о котором говорит шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“Правильное мнение в вопросе занимания места в мечети заключается в том, что занимание места с последующим выходом из мечети не дозволено. И другому человеку позволено убрать разостланный им (для боронования) молитвенный коврик, так как тут действует правило: «То, что установлено без права, может быть убрано по праву».
Однако если существует опасность возникновения вражды, неприязни или тому подобного по причине убирания того, что было положено на это место, то не следует это убирать, потому что предотвращение вреда важнее, чем достижение пользы. Если Аллах увидит твоё намерение, что если бы не этот разостланный коврик, то ты бы встал на это место, то, возможно, Аллах дарует тебе награду занявших передние ряды, так как ты оставил это место по уважительной причине.
Слова автора (аль-Хаджауи): «Пока не начнётся молитва» означают: если молитва началась с произнесением икъамата, то разрешается нам убрать этот коврик, так как в этом случае он не имеет уже неприкосновенности. А если мы оставим его на месте, то это приведёт к появлению пустого места в ряду, что противоречит Сунне.
Из общего запрета на занимание места в мечети можно выделить исключение: если человек находится в мечети, то ему позволено положить коврик в первом ряду или оставить что-либо, обозначающее занимание им этого места, а затем отойти в дальнюю часть мечети, скажем, для сна, чтения Корана или изучения книги. В данном случае он имеет на это право, поскольку он остаётся в мечети. Однако если ряды начали заполняться, то он обязан вернуться на своё место, чтобы ему не приходилось переступать через других молящихся.
Также исключением является то, о чём упомянул автор (аль-Хаджауи), сказав: «А если человек покинул своё место по уважительной причине и вскоре вернулся, то он имеет больше прав на него». То есть, если человек занял место, затем вынужденно покинул мечеть по причине, которая его настигла, но вскоре вернулся, то он имеет на это место больше прав. Такой уважительной причиной может быть необходимость совершения омовения или иная срочная нужда. В таком случае ему дозволено покинуть мечеть, а вернувшись, он имеет больше прав, на то место.
Однако автор поставил условие: «И вскоре вернулся», что указывает на то, что если человек задержался надолго, то он уже не имеет на это место приоритета, и любой другой может его занять.
Но некоторые учёные говорили: «Человек имеет приоритет за своим местом даже после долгого отсутствия, если его причина всё ещё сохраняется». И это мнение является более правильным, поскольку продолжающаяся уважительная причина подобна её первоначальному возникновению. Ведь если было разрешено выйти из мечети и оставить коврик по уважительной причине, то это также остаётся допустимым, если причина не исчезла.
Однако общеизвестно, что если молитва уже началась, а человек всё ещё отсутствует, то его коврик убирают”.
См. «аш-Шарх аль-мумти’» (5/135).