بسم الله الرحمن الرحيم
Сомнения вокруг иснадов до сборников хадисов и тем, кто отрицает Сунну Пророка ﷺ
Сомнения вокруг иснадов до сборников хадисов и тем, кто отрицает Сунну Пророка ﷺ
Хвала Аллаху, Владыке небес и земель, Кто оживляет и умерщвляет, и Кто способен на всякую вещь. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, посланному Господом в качестве свидетеля, доброго предвестника, предостерегающего увещевателя, призывающего к Аллаху с Его дозволения, и подобно лучезарному светильнику.
А затем:
Сунна Пророка Мухаммада ﷺ занимает исключительное и неотъемлемое место в Исламе. Это не просто дополнение к Корану — это живое разъяснение, воплощение и практическое применение Божественного откровения. Без Сунны невозможно полноценно понять и реализовать учения Корана, будь то в вопросах молитвы, поста, закята, хаджа или в этике, судопроизводстве и семейных отношениях.
С самого начала Ислама Сунна передавалась с величайшей точностью — устно и письменно — через наивысшую цепочку надёжных передатчиков (иснад), что стало отличительной чертой исламской традиции. Многие сподвижники, такие как Абу Хурайра, Ибн Умар и Айша (да будет доволен ими Аллах), посвятили свою жизнь сохранению слов и дел Пророка ﷺ. Более того, учёные хадиса выработали уникальные методы проверки достоверности сообщений, которым нет аналогов в других религиозных или исторических системах.
Однако враги Ислама никогда не прекращали свои попытки посеять сомнения в сердцах мусульман. Сегодня это проявляется в новых формах: под видом «рациональности» и «возвращения к истокам» выступают так называемые «коранисты» — люди, которые утверждают, что признают только Коран, отвергая Сунну. Но как можно соблюдать намаз, закят или хадж, если ограничиваться только Кораном, где нет детального описания этих обрядов?
Поэтому сегодня, как никогда, важно разъяснять значимость Сунны, защищать её от искажений и твёрдо стоять на позиции, на которой стояли лучшие поколения мусульман — сподвижники, табиʿины и имамы четырёх мазхабов. Ведь Сунна — это свет, без которого путь верующего остаётся неосвещённым.
Определение Сунны Пророка ﷺ
Сунна — это все, что достоверно передано от нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): его слова, поступки, одобрения, а также его физические и нравственные качества. («Энциклопедия исламского права», Мухаммад ат-Тувайджири, т. 2, с. 269).
Подробнее можно почитать здесь. viewtopic.php?t=6582
Сунна — это мудрость
Всевышний Аллах в Своей Книге упомянул мудрость наряду с Кораном:
«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости» (аль-Бакара, 129).
Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Аллах обязал людей следовать Своему откровению и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), сказав в Книге:
«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (Али Имран, 164).
В других аятах также упоминаются Писание и мудрость. Под Писанием подразумевается Коран, а под мудростью — Сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». («Ма‘рифа ас-Сунан ва аль-Асар», аль-Байхаки, т. 1, с. 104, № 29-30).
Следование Сунне — повеление Господа миров
Всевышний Аллах во многих аятах Корана повелевает нам следовать за Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), например:
1. «Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи" (Али Имран, 31).
2. «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними» (ан-Ниса, 65).
3. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (ан-Ниса, 80).
4. «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Именно они являются преуспевшими» (ан-Нур, 51-52).
5. «Для верующего и верующей нет выбора, когда Аллах и Его Посланник приняли решение» (аль-Ахзаб, 36).
6. «Берите то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7).
Усердие сподвижников в сохранении и передаче Сунны
Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) усердно изучали Сунну, повторяли ее друг с другом, тщательно запоминая слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), следуя его наставлениям.
1. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Мы сидели с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), нас было около шестидесяти человек. Он рассказывал нам что-то, затем уходил, а мы пересказывали это друг другу, и когда вставали, слова его были словно посеяны в наших сердцах». («Аль-Факих ва аль-Мутафаких», аль-Хатиб аль-Багдади, с. 264).
2. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я делил ночь на три части: треть для сна, треть для молитвы и треть для повторения хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». («Сунан ад-Дарими», 264).
3. Ахмад передал от Шакика:
«Ибн Мас‘уд и Абу Муса (да будет доволен ими Аллах) сидели, вспоминая хадисы». (Достоверный хадис, «Муснад Ахмад», 19497).
4. Аль-Хаким приводит от ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):
«Повторяйте хадисы, иначе они исчезнут» (т.е. будут забыты). («Мустадрак аль-Хакима», 324).
5. Ад-Дарими приводит от ‘Ата ибн Абу Рабаха, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:
«Если услышите от нас хадис, повторяйте его между собой». («Сунан ад-Дарими», 607).
Сунна Пророка необходима для понимания Корана
Приведем несколько примеров, показывающих, что мусульманин не может обойтись без Сунны нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и ответим тем, кто отрицает доводы достоверной Сунны.
1. Намаз
Намаз — второй столп Ислама, упомянутый в Коране в общих чертах.
Но как именно совершать намаз? Только Сунна Пророка дает ответ на этот вопрос. Она разъясняет:
количество обязательных молитв,
число ракаатов,
порядок их совершения,
условия,
столпы и слова поминания, которые произносятся в намазе.
2. Закят
Обязательный закят часто упоминается в Коране вместе с намазом, например:
«Совершайте намаз и выплачивайте закят» (аль-Бакара, 43).
«Отдавайте должное в день уборки урожая» (аль-Ан‘ам, 141).
Однако размер, условия, категории получателей и закят аль-фитр подробно разъяснены только в Сунне.
3. Пост
Хотя пост описан в Коране (сура «аль-Бакара»), многие вопросы остаются без ответа, например:
• Каково положение того, кто поел или выпил по забывчивости?
• Каково положение того, кто вступил в близость с женой днем в Рамадан?
Эти детали разъясняет только Сунна.
4. Хадж
Аллах предписал хадж и упомянул некоторые его положения в Коране, но полное разъяснение его обрядов пришло через Сунну, как в хадисах о прощальном хадже.
5. Брак
В Коране (ан-Ниса, 22–24) упомянуты женщины, на которых запрещено жениться, но не упомянут запрет на одновременный брак с тетей и племянницей. Сунна разъясняет:
«Нельзя жениться одновременно на женщине и ее тете (по отцу или матери)» (аль-Бухари, 5109; Муслим, 1408).
6. Торговля
Коран дозволил торговлю и запретил ростовщичество:
«Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (аль-Бакара, 275).
Но запретные виды сделок разъяснены в Сунне, например:
1. Перебивание сделки брата.
2. Намеренное добавление цены без намерения купить (нуджш).
3. Продажа «на ощупь» (без осмотра).
4. Продажа встречным путникам (обман).
5. Продажа того, чем не владеешь.
6. Продажа животного с подделанным выменем.
Любая сделка, содержащая неясность (гарар), запрещена согласно Сунне.
7. Наказания (худуд)
Коран говорит о наказании за воровство:
«Вору и воровке отсекайте руки» (аль-Маида, 38).
Но с какого размера кражи это применяется? Где именно отсекать руку?
Сунна разъясняет:
• Отсечение — только за кражу от 1/4 динара (примерно 1 г золота).
• Рука отсекается по запястье.
8. Пища
Коран запрещает мертвечину, кровь, свинину и т. д. (аль-Маида, 3).
Но Сунна уточняет:
• Мертвые рыба и саранча дозволены.
• Печень и селезенка (несмотря на кровь) разрешены.
«Нам дозволены две мертвечины и две крови: рыба и саранча, печень и селезенка» (достоверный хадис, «Сахих аль-Джами‘», 210).
9. Одежда и украшения
Коран говорит:
«Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам?» (аль-А‘раф, 32).
Но Сунна запрещает мужчинам носить золото и шелк:
«Золото и шелк разрешены женщинам моей уммы и запрещены мужчинам» (достоверный хадис, «Сахих ан-Насаи», 3/376).
Эти примеры ясно показывают: Сунна — необходимый источник шариата, без которого невозможно правильно понять и исполнить многие предписания Корана. Отрицающие Сунну лишают себя руководства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и впадают в заблуждение.
10. Аяты, которые нельзя правильно понять без Сунны
1. Аят о вере без несправедливости
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (аль-Ан‘ам, 82).
Когда был ниспослан этот аят, сподвижники спросили:
— О Посланник Аллаха, кто из нас не поступает несправедливо по отношению к себе?
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
— Речь не об этом. «Не облекли свою веру в несправедливость» — значит, не смешали ее с ширком. Разве вы не слышали слова Лукмана: «О сын мой, не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие — великая несправедливость» (Лукман, 13)? (аль-Бухари, 3360).
Без Сунны можно было бы ошибочно понять этот аят как указание на любую несправедливость, тогда как речь идет о ширке.
2. Аят о сокращении намаза в пути
«Когда вы передвигаетесь по земле, то на вас не будет греха, если вы сократите некоторые из намазов, если опасаетесь искушения со стороны неверующих» (ан-Ниса, 101).
Поверхностное понимание: Сокращение намаза разрешено только при страхе перед врагами.
Но Сунна разъясняет:
Я‘ля ибн Умайя спросил Умара ибн аль-Хаттаба:
— Люди теперь в безопасности, так почему мы продолжаем сокращать намаз?
Умар ответил:
— Я тоже удивился этому и спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: «Это милость Аллаха к вам — примите же Его милость» (Муслим, 686).
Вывод: Сокращение намаза в пути — общее разрешение, а не только при опасности.
Достоверная Сунна не противоречит Корану
Невозможно, чтобы между аятами Корана и достоверными хадисами было противоречие. Если кажется, что есть расхождение, ученые согласуют их, учитывая:
• Общее и частное (‘ам и хасс).
• Отменяющее и отмененное (насих и мансух).
Примеры из истории:
1. Один человек сказал Са‘иду ибн Джубайру:
— Твой хадис противоречит Корану!
Са‘ид ответил:
— Разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не знал Коран лучше тебя? («Сунан ад-Дарими», 590, достоверный иснад).
2. Имам аш-Шафи‘и сказал:
«Хадис не противоречит Корану. Сунна разъясняет смысл Корана — что конкретно, что обобщенно, что отменено, а что действует. Принявший Сунну — принял повеление Аллаха» («Ма‘рифа ас-Сунан», аль-Байхаки, 1/117).
Защита Сунны сподвижниками
1. Умайя ибн Абдуллах спросил Ибн Умара:
— В Коране есть аяты о намазе в обычных условиях и в опасности, но нет о намазе в пути. Почему мы сокращаем его?
Ибн Умар ответил:
— Аллах послал к нам Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а мы не знали ничего. Мы просто следуем тому, как поступал он («Муснад Ахмад», 5683, достоверный иснад).
2. Однажды Имран ибн Хусайн рассказывал хадисы, когда один человек прервал его:
— Говори нам только Коран!
Имран ответил:
— Скажи, разве в Коране указаны размеры закята для золота, верблюдов, коров и других видов имущества? Нет. Это разъяснил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Позже этот человек стал одним из знающих мусульман («Муснад ат-Табарани», 18/165).
Эти примеры доказывают:
• Сунна — ключ к пониманию Корана.
• Отрицающие Сунну лишают себя полноценного руководства.
• Сподвижники строго следовали и защищали Сунну.
Наш Пророк (мир ему и благословение) предостерегает нас от отрицающих Сунну
1. Приводит Абу Дауд от аль-Микдама ибн Ма‘дикариба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Воистину, мне был дан Книга (Коран) и нечто подобное вместе с ней (Сунна). Но вот, скоро найдется пресытившийся человек, развалившийся на своем диване, который скажет: "Держитесь только этого Корана! Что найдете в нем дозволенным — считайте дозволенным, а что запретным — запрещайте!"» (достоверный хадис, «Сахих Абу Дауд», 3848).
Комментарий шейха Абади:
«В этом хадисе — суровое порицание тех, кто отвергает Сунну, довольствуясь Кораном. Что же сказать о тех, кто ставит свои мнения выше Сунны или заявляет: "Мне не обязательно следовать ей, у меня есть своя методология"?» («Аун аль-Ма‘буд», 12/233).
2. Приводит Ибн Маджах от того же сподвижника:
«Скоро сидящий на своем диване человек, услышав мой хадис, скажет: "Между нами — Книга Аллаха! Что найдем в ней дозволенным — будет дозволенным (для нас), что запретным — запретим". Но знайте: что запретил Посланник Аллаха — подобно запрещенному Самим Аллахом!» (достоверный хадис, «Сахих Ибн Маджа», 12).
Сомнения отрицающих Сунну и ответы на них
Сомнение 1:
«Аллах сказал: "Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его" (аль-Хиджр, 9). Это доказывает, что только Коран сохранен Аллахом. Если бы Сунна была доказательством, как Коран, Аллах сохранил бы и её».
Опровержение (имам Ибн Хазм):
• «Это ложное утверждение без доказательств. Слово "Напоминание" (аз-Зикр) относится ко всему, что ниспослано Пророку (мир ему и благословение) — и к Корану, и к Сунне, разъясняющей его. Аллах сказал: "Мы ниспослали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано" (ан-Нахль, 44). В Коране много общего (например, о намазе, закяте, хадже), и без Сунны мы не узнаем деталей. Если бы разъяснения Пророка не были сохранены, большая часть Шариата стала бы неясной!» («Аль-Ихкам», 1/122).
Сомнение 2:
«Если Сунна — доказательство, почему Пророк (мир ему и благословение) запрещал записывать её? Например, в хадисе у Муслима: "Не записывайте от меня ничего, кроме Корана. Кто записал что-то иное — пусть сотрет" (Муслим, 3004).
Опровержение (имам ан-Навави):
1. Запрет был временным — в начале Ислама, чтобы Коран не смешивался с другими текстами. Позже, когда Коран утвердился, запись Сунны разрешили.
2. Запрет касался только тех, кто полагался на записи, забывая устную передачу. Остальным было позволено записывать.
Доказательство:
Абдуллах ибн Амр рассказывал:
«Я записывал всё, что слышал от Пророка (мир ему и благословение). Курайшиты сказали: "Ты записываешь всё, а Посланник Аллаха — человек, говорит и в гневе, и в радости?" Я перестал писать, но Пророк (мир ему и благословение) указал на свои уста и сказал: "Пиши! Клянусь Тем, в Чьей Душе моя жизнь, исходит оттуда только истина!"" (достоверный хадис, «Сахих Абу Дауд», 3099).
Сомнение 3:
«Аллах сказал: "Мы не упустили в Писании ничего" (аль-Ан‘ам, 38) и "Ниспослали тебе Писание как разъяснение всякой вещи" (ан-Нахль, 89). Значит, в Коране есть всё, и Сунна не нужна».
Опровержение:
1. Имам аш-Шафи‘и: «Сунна поясняет Коран двумя путями:
- Либо подтверждая прямое указание Корана.
- Либо разъясняя общие положения (например, как совершать намаз, кому давать закят).
Оба случая — следствие Корана» («Ар-Рисаля», 168).
2. Яхья ибн Абу Касир: «Сунна выносит решения на основе Корана, а не наоборот» («Сунан ад-Дарими», 586, хороший иснад).
3. Макхуль аш-Шами: «Коран больше нуждается в Сунне, чем Сунна в Коране» («Ас-Сунна», аль-Марвази, 33).
Нет сомнения, что тот, кто посягает на чистую Сунну и её достоверность, посягает на религию Аллаха, на доверенное Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), а также на доверенное его сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), их благочестивым последователям и великим имамам из числа праведных предков. Тот, кто отвергает Сунну, отвергает и Коран, ведь носители Корана и его хранители — это и есть носители Сунны и её хранители.
Тот, кто отрицает Сунну, отрицает столпы религии, её законы и установления. Такой человек — заблудший, следующий своим страстям без знания. А если кто-то называет достоверные хадисы «сказаниями древних», то:
• Если он невежда, не понимающий, что говорит, или новообращенный, или вырос в среде, далёкой от учёных, — его следует учить, привести ему доводы и строго осудить его слова.
• Если же после разъяснения он упорствует в своём порочном мнении или осознанно противится истине, следуя своим желаниям, — такой вышел за пределы исламской общины.
Во-вторых:
Ответ таким людям, отвергающим Сунну, прост, ведь Коран обязал подчиняться Посланнику (мир ему и благословение) почти в сотне аятов, приравняв его повеления к повелениям Аллаха и пригрозив суровым наказанием тем, кто противится ему:
• «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (ан-Ниса, 80).
• «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём, что между ними» (ан-Ниса, 65).
• «А кто противится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и следует не путём верующих, того Мы оставим в том, к чему он обратился, и сожжём в Аду» (ан-Ниса, 115).
В-третьих:
Учёные всех времён подробно опровергали отрицающих Сунну.
Имам ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Знайте, что тот, кто отрицает хадисы Пророка (мир ему и благословение) — будь то его слова, дела или одобрения — как доказательство в религии, впал в неверие и будет воскрешён с иудеями и христианами (или с кем пожелает Аллах).
Однажды имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) передал достоверный хадис, и кто-то спросил:
— Ты следуешь этому, о Абу Абдуллах?
Он возмутился:
— Разве я христианин?! Разве я вышел из церкви?! Разве на мне пояс неверующих?! Как я могу передавать хадис от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и не следовать ему?!
Корень этой ереси — в убеждениях зиндиков (еретиков) и крайних рафидитов, которые отрицали Сунну, ограничиваясь Кораном. Их цели различались:
• Одни считали, что пророчество принадлежало Али (да будет доволен им Аллах), а Джибриль (мир ему) «ошибся», ниспослав откровение Мухаммаду (мир ему и благословение) — Пресвят Аллах над их ложью!
• Другие признавали пророчество Мухаммада (мир ему и благословение), но утверждали, что халифат был «украден» у Али, а потому отвергали все хадисы, переданные «лжецами»-сподвижниками. Да проклянёт их Аллах!
Эти заблудшие существовали уже во времена четырёх имамов, которые опровергали их в своих трудах и диспутах.
Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Аллах возложил на людей обязанность следовать Своему откровению и Сунне Посланника (мир ему и благословение), сказав:
«Аллах оказал милость верующим, отправив к ним Посланника, который обучает их Писанию и мудрости» (Али Имран, 164).
Под «мудростью» понимается Сунна.
Аль-Байхаки добавил:
«Если бы Сунна не была доказательством, Пророк (мир ему и благословение) не велел бы передавать его слова:
«Пусть присутствующий передаст отсутствующему!»
Этот хадис достоверен и широко известен.
Имам аш-Шафии продолжил:
«Раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел запоминать и передавать его слова, это означает, что они — доказательство. Ведь передаётся только то, что связано с дозволенным, запретным, наказаниями, имущественными вопросами и наставлениями в религии и мирской жизни».
Отрицание Сунны — это отрицание самого Ислама, ведь без неё теряется понимание Корана, молитвы, закята и других столпов. Да убережёт нас Аллах от заблуждений!
Что касается современных иснадов доходящих до сборников хадисов в наше время.
Некоторые уважаемые шейхи действительно высказывают критику в адрес современных иснадов из-за наличия в них неизвестных передатчиков. И такая критика небезосновательна: ведь существует тысячи цепочек, через которые дошли до нас книги по хадисам — от «аль-Бухари» до трудов более поздних имамов. В этих цепочках нередко встречаются передатчики, о которых ничего не известно, и это вызывает закономерные сомнения.
Удивительно, но сегодня на этот вопрос стали указывать даже так называемые «коранисты» — несмотря на то, что они в целом отрицают Сунну, а значит, не имеют никакого отношения к её передаче или критике. Впрочем, это не должно вводить нас в заблуждение.
Важно знать: иснады, в которых от начала и до конца передают хадисы известные и признанные учёные, действительно существуют. Да, они редки — но они есть. АльхамдулиЛлях, их сохранила умма, и они служат ярким доказательством подлинности и точности передачи исламских знаний.
Вот примеры только части таких иснадов, которые имеются у преподавателей «Академии передатчиков книг хадисов».
Сказал Абу аль-Хаджжадж Юсуф ибн Ахмад аль-ʿАляуи — да простит его Аллах:
«Некоторые уважаемые шейхи критикуют современные иснады за наличие в них неизвестных передатчиков. Поэтому я пожелал собрать цепочки передатчиков, в которых от начала и до конца упоминаются известные учёные.
И начал я с этой благой цепочки (иснад до имама Ибн Хузеймы):
أولا: أروي عن شيخنا العلامة المقرئ محمد بن موسى آل نصر (1372 – 1439)
عن الشيخ بديع الدين شاه ابن شاه إحسان الله الراشدي السندي (1342 – 1416)
عن الشيخ المعمر عبد الحق بن عبد الواحد الهاشمي المكي محدث الحرمين (1302 – 1393).
عن الشيخ أحمد بن عبد الله بن سالم البغدادي المدني.
عن الشيخ عبد الرحمن بن حسن بن محمد بن عبد الوهاب التميمي (1193 - 1285).
عن الشيخ محمد بن عبد الوهاب بن سليمان التميمي (1115 - 1206)
عن الشيخ عبد الله بن سالم بن محمد بن سالم البصري المكي (1048 - 1134)
عن الشيخ عيسى بن محمد بن أحمد بن عامر الثعالبي الجعفري المغربي (1020 - 1082)
عن قاضي القضاة الشيخ شهاب الدين أحمد الخفاجي المصري (977 - 1069)
عن الشيخ إبراهيم بن عبد الرحمن بن علي بن أبي بكر العلقمي ( 923 – 994)
عن الحافظ عبد الرحمن بن أبي بكر السيوطي (849 – 911)
عن الشيخ صالح بن عمر بن رسلان البلقيني (791 – 868)
عن الإمام عمر بن رسلان بن نصير بن صالح البلقيني (724 – 805)
عن الإمام عبد الله بن عبد الرحمن بن عبد الله ابن عقيل النحوي (694 – 769)
عن الإمام أبي حيان النحوي محمد بن يوسف بن حيان (654 – 745)
عن الإمام أبي اليمن عبد الصمد بن عبد الوهاب ابن عساكر الدمشقي (614 – 686)
عن الإمام ابن نقطة الحنبلي محمد بن عبد الغني البغدادي (579 – 629)
عن الإمام ضياء الدين المقدسي محمد بن عبد الواحد (569 – 643)
عن الحافظ أبي الطاهر أحمد بن محمد بن سِلفة الأصبهاني السِّلفي (472 – 576)
عن الشريف أبي الفضل محمد بن عبد السلام الأنصاري البزار ( / 498)
عن الإمام أبي بكر أحمد بن محمد بن غالب البرقاني (336 – 425)
عن الإمام أبي بكر أحمد بن إبراهيم بن إسماعيل الإسماعيلي (297 – 371)
عن الإمام ابن خزيمة أبي بكر محمد بن إسحاق بن خزيمة السلمي (223 – 311)
عن الشيخ بديع الدين شاه ابن شاه إحسان الله الراشدي السندي (1342 – 1416)
عن الشيخ المعمر عبد الحق بن عبد الواحد الهاشمي المكي محدث الحرمين (1302 – 1393).
عن الشيخ أحمد بن عبد الله بن سالم البغدادي المدني.
عن الشيخ عبد الرحمن بن حسن بن محمد بن عبد الوهاب التميمي (1193 - 1285).
عن الشيخ محمد بن عبد الوهاب بن سليمان التميمي (1115 - 1206)
عن الشيخ عبد الله بن سالم بن محمد بن سالم البصري المكي (1048 - 1134)
عن الشيخ عيسى بن محمد بن أحمد بن عامر الثعالبي الجعفري المغربي (1020 - 1082)
عن قاضي القضاة الشيخ شهاب الدين أحمد الخفاجي المصري (977 - 1069)
عن الشيخ إبراهيم بن عبد الرحمن بن علي بن أبي بكر العلقمي ( 923 – 994)
عن الحافظ عبد الرحمن بن أبي بكر السيوطي (849 – 911)
عن الشيخ صالح بن عمر بن رسلان البلقيني (791 – 868)
عن الإمام عمر بن رسلان بن نصير بن صالح البلقيني (724 – 805)
عن الإمام عبد الله بن عبد الرحمن بن عبد الله ابن عقيل النحوي (694 – 769)
عن الإمام أبي حيان النحوي محمد بن يوسف بن حيان (654 – 745)
عن الإمام أبي اليمن عبد الصمد بن عبد الوهاب ابن عساكر الدمشقي (614 – 686)
عن الإمام ابن نقطة الحنبلي محمد بن عبد الغني البغدادي (579 – 629)
عن الإمام ضياء الدين المقدسي محمد بن عبد الواحد (569 – 643)
عن الحافظ أبي الطاهر أحمد بن محمد بن سِلفة الأصبهاني السِّلفي (472 – 576)
عن الشريف أبي الفضل محمد بن عبد السلام الأنصاري البزار ( / 498)
عن الإمام أبي بكر أحمد بن محمد بن غالب البرقاني (336 – 425)
عن الإمام أبي بكر أحمد بن إبراهيم بن إسماعيل الإسماعيلي (297 – 371)
عن الإمام ابن خزيمة أبي بكر محمد بن إسحاق بن خزيمة السلمي (223 – 311)
Иснад до имама аль-Бухари:
أروي عن شيخنا العلامة أ. د. باسم بن فيصل الجوابرة - حفظه الله
عن الشيخ حماد بن محمد الأنصاري الخزرجي السعدي (1343 - 1418)
عن الشيخ حمود بن عبد الله بن حمود بن عبد الرحمن التويجري (1334 – 1413)
عن الشيخ عبد الله بن عبد العزيز العنقري التميمي (1290 – 1373)
عن الشيخ سعد بن حمد بن عتيق (1277 – 1349)
عن الشيخ أبي الطيب صديق حسن خان القنوجي الهندي (1248 – 1307)
عن الشيخ أبي الفضل عبد الحق بن فضل الله المحمدي الهندي (1206 – 1286)
عن الشيخ عبد الله بن محمد بن إسماعيل الأمير الصنعاني (1160 – 1244)
عن والده الإمام محمد بن إسماعيل الأمير الصنعاني (1099 – 1182)
عن الشيخ عبد الْقَادِر بن علي البدري الثلائي (1070 – 1160)
عن الشيخ صالح بن المهدي بن علي بن عبد الله المقبلي (1047 – 1108)
عن الشيخ محمد بن إبراهيم بن المفضل الشبامي (1022 – 1085)
عن الشيخ عبد الرَّحْمَن بن مُحَمَّد بن نهشل الحيمي ( - 1068)
عن المحدث محمد علي بن علان الصديقي المكي (996 – 1057)
عن نور الدين علي بن أحمد الحميري
عن وجيه الدين عبد الرحمن ابن فهد المكي ( - 995)
عن عمه الحافظ محمد جار الله بن فهد (891 – 954)
عن الحافظ شمس الدين محمد بن عبد الرحمن بن محمد السخاوي (831 – 902)
عن الحافظ أحمد بن علي ابن حجر العسقلاني (773 – 852).
عن الحافظ زين الدين عبد الرحيم بن الحسين بن عبد الرحمن العراقي (725 – 806)
عن الشيخ ابن شاهد الجيش عبد الرحيم بن عبد الله بن يوسف الأنصاري (659 – 746)
عن الشيخ معين الدين أحمد بن علي بن يوسف بن بندار الدمشقي (586 – 670)
عن الشيخ أبي القاسم هبة الله بن علي بن سعود البوصيري (506 – 598)
عن الشيخ محمد بن بركات السعيدي النحوي (420 - 520)
عن الشيخة كريمة بنت أحمد المروزية (365 - 463)
عن الإمام أبي الهيثم محمد بن مكي الكشميهني ( - 389)
عن الإمام محمد بن يوسف الفربري (231 – 320)
عن الإمام الحافظ أبي عبد الله محمد بن إسماعيل البخاري (194 – 256)
عن الشيخ حماد بن محمد الأنصاري الخزرجي السعدي (1343 - 1418)
عن الشيخ حمود بن عبد الله بن حمود بن عبد الرحمن التويجري (1334 – 1413)
عن الشيخ عبد الله بن عبد العزيز العنقري التميمي (1290 – 1373)
عن الشيخ سعد بن حمد بن عتيق (1277 – 1349)
عن الشيخ أبي الطيب صديق حسن خان القنوجي الهندي (1248 – 1307)
عن الشيخ أبي الفضل عبد الحق بن فضل الله المحمدي الهندي (1206 – 1286)
عن الشيخ عبد الله بن محمد بن إسماعيل الأمير الصنعاني (1160 – 1244)
عن والده الإمام محمد بن إسماعيل الأمير الصنعاني (1099 – 1182)
عن الشيخ عبد الْقَادِر بن علي البدري الثلائي (1070 – 1160)
عن الشيخ صالح بن المهدي بن علي بن عبد الله المقبلي (1047 – 1108)
عن الشيخ محمد بن إبراهيم بن المفضل الشبامي (1022 – 1085)
عن الشيخ عبد الرَّحْمَن بن مُحَمَّد بن نهشل الحيمي ( - 1068)
عن المحدث محمد علي بن علان الصديقي المكي (996 – 1057)
عن نور الدين علي بن أحمد الحميري
عن وجيه الدين عبد الرحمن ابن فهد المكي ( - 995)
عن عمه الحافظ محمد جار الله بن فهد (891 – 954)
عن الحافظ شمس الدين محمد بن عبد الرحمن بن محمد السخاوي (831 – 902)
عن الحافظ أحمد بن علي ابن حجر العسقلاني (773 – 852).
عن الحافظ زين الدين عبد الرحيم بن الحسين بن عبد الرحمن العراقي (725 – 806)
عن الشيخ ابن شاهد الجيش عبد الرحيم بن عبد الله بن يوسف الأنصاري (659 – 746)
عن الشيخ معين الدين أحمد بن علي بن يوسف بن بندار الدمشقي (586 – 670)
عن الشيخ أبي القاسم هبة الله بن علي بن سعود البوصيري (506 – 598)
عن الشيخ محمد بن بركات السعيدي النحوي (420 - 520)
عن الشيخة كريمة بنت أحمد المروزية (365 - 463)
عن الإمام أبي الهيثم محمد بن مكي الكشميهني ( - 389)
عن الإمام محمد بن يوسف الفربري (231 – 320)
عن الإمام الحافظ أبي عبد الله محمد بن إسماعيل البخاري (194 – 256)
Иснад до имама Малика:
الموطأ
قال أبو الحجاج - عفا الله عنه -: أروي الموطأ سماعا كاملا عن عدد من مشايخي بإسناد مسلسل بالسماع الكامل، وهو مسلسل أيضا بالعلماء المعروفين، منهم:
شيخنا المعمَّر أحمد حسن خان الطّونكي (1328 - 1438)
عن الشيخ حيدر حسن بن أحمد حسن بن غلام حسين خان الطّونكي (1281 - 1361)
عن الشيخ المعمر محمد نذير حسين الدهلوي (1220 - 1320).
عن الشيخ محمد أسحاق بن محمد أفضل الدهلوي (1197 - 1262).
عن جده لأمه الشيخ سراج الهند عبد العزيز بن أحمد الدهلوي (1159 - 1239).
عن والده الشيخ ولي الله أحمد بن عبد الرحيم الدهلوي (1110 - 1176).
عن محمد وفد الله بن محمد بن محمد بن سليمان المغربي المكي (كان حيا 1149)
عن الشيخ حسن بن علي بن يحيى العجيمي (1049 - 1113).
عن الشيخ عيسى بن محمد بن أحمد بن عامر الثعالبي الجعفري المغربي (1020 - 1082).
عن الشيخ سلطان بن أحمد بن سلامة المزاحي المصري الشافعي (985 - 1075)
عن الشهاب أحمد بن خليل بن إبراهيم السبكي. (939 - 1032).
عن النجم محمد بن أحمد بن علي السكندري الغيطي (910 - 981).
عن الشّرف عبد الْحق بن مُحَمَّد السنباطي القاهري الشَّافِعِي (842 - 931).
عن الحسن بن محمّد بن أيوب النّسّابة (767 - 866)
عن عمي بدر الدّين الحسن بن أيوب النّسابة (ت 809)
عن محمد بن جابر القيسي الوادي آشي (673 - 749)
عن أبي محمّد عبد اللّه بن هارون الطّائي القرطبي (603 - 702)
عن القاضي أبي القاسم أحمد بن يزيد بن عبد الرّحمن بن بقي (537 - 625)
عن أبي عبد اللّه محمد بن عبد الحق بن أحمد الخزرجي القرطبي (ت 560)
عن أبي عبد اللّه محمّد بن فرج الفقيه مولى الطّلاع (404 - 497)
عن القاضي يونس بن عبد اللّه بن مغيث ابن الصفار القرطبي (338 - 429)
عن أبي عيسى يحيى بن عبد الله بن يحيى بن يحيى الليثي القرطبي (ت 367)
عن عم والده عبيد اللّه بن يحيى بن يحيى الليثي (ت 298)
عن والده يحيى بن يحيى الليثي المصمودي (152 - 234)
عن الإمام مالك بن أنس الأصبحي (93 - 179)
رحم الله الجميع
И последняя наша мольба:
«Хвала Аллаху, Господу миров!»
«Хвала Аллаху, Господу миров!»