Можно ли заучивать Коран тому, кто не понимает его смысл?

Ответить
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Можно ли заучивать Коран тому, кто не понимает его смысл?

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас Саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Такой вопрос возник: можно ли заучивать Коран (аяты, суры), не понимая смыслов?
Просто некоторые призывающие порицают это, ссылаясь на саляфов. В частности, приводят порицание от имама Малика, что он порицал заучивание Корана детьми, поскольку они не понимают смыслов заучиваемого. Вообще, достоверно ли это от имама Малика? Просто в биографии многих имамов упоминается о том, что они заучили Коран ещё будучи детьми.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Можно ли заучивать Коран тому, кто не понимает его смысл?

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Порицаемо ли заучивание Корана детьми или теми, кто не понимает его смысла?





Содержание

Порицаемо ли заучивание Корана детьми или теми, кто не понимает его смысла?
Аргументы порицавших
Аргументы дозволявших
Слова сподвижников и саляфов, указывающие на желательность заучивания Корана детьми
Саляфы и имамы, выучившие Коран в детстве
О том, как саляфы устраивали угощение, когда их дети выучивали Коран
Слова саляфов и имамов о том, что обучение детей Корану – это источник блага и отличительная особенность нашей общины
Проявление мудрости в обучении детей Корану
О великом достоинстве родителей, обучивших своих детей Корану

Записывается ли награда за чтение Корана тому, кто не понимает его смысла?
О заучивании Корана иностранцами, не понимающими его смысла



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Порицается ли ребёнку, не понимающему смысл Корана или иностранцу, не знающему арабского языка, заучивать Коран? Этот вопрос является спорным среди учёных.

Аргументы порицавших
Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Они (саляфы) считали нежелательным обучать своих детей Корану, пока те не достигнут возраста различения”. Ибн Аби Шейба (32286).
Однако хафиз Ибн Касир пояснил эти слова тем, что речь идёт о ребёнке, который ещё не понимает то, что ему говорят, а не о ребёнке в общем. См. “Фадаиль аль-Къуран” (стр. 226).

Кстати, относительно запретности этого передаётся и один недостоверный хадис:
Со слов Му’ауии ибн Аби Суфьяна (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не обучайте Корану женщину, ребёнка и раба».
Аль-Халляль передал, что имам Ахмад отверг этот хадис, сказав: “Насколько же он отвергаем!” См. “аль-Мунтахаб мин ‘Иляль аль-Халляль” (1/122).

Также сторонники порицания опирались на следующие асары от сподвижников:
Джундуб ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: “Находясь с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), мы были молодыми и крепкими юношами. И мы обучались Иману прежде, чем изучать Коран, а затем, изучив Коран, увеличивали посредством него свой Иман”. Ибн Маджах (61), ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” (799, 825). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусыри, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль ибн Хади. См. “Мисбах аз-зуджаджа” (1/12), “Сахих Сунан Ибн Маджах” (52), “ас-Сахих аль-муснад” (278).
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Человек из нас (сподвижников) выучив десять аятов, не заучивал больше, пока не начинал понимать их смысл и воплощать их в делах”. ат-Табари в “ат-Тафсир” (1/89), аль-Хаким (1/557). Имам ат-Табари, хафиз аз-Захаби, шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Тафсир ат-Табари” (1/89), “ат-Тальхыс” (2/117), “Тахридж аль-Муснад” (38/467).
Маймун ибн Михран сказал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) учил суру «аль-Бакъара» четыре года”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (4/164). Сообщение достоверное. См. “ас-Сахих аль-мунтахаль” (стр. 358).
Но слова упомянутых сподвижников не указывают на то, что запрещено или порицаемо детям или иностранцам учить Коран, не понимая его. Однако они указывают на то, как лучше поступать и правильнее. Тем более известно, что среди сподвижников были те, кто выучил Коран, будучи ребёнком и побуждал к этому других.

Что касается имама Малика, то да, он порицал заучивание Корана ребёнком.
Ашхаб сказал: “Спросили Малика о мальчике семи лет, выучившем наизусть Коран, и Малик сказал: «Я не считаю это правильным»”. Ибн Аби Зейд в «аль-Джами’» (стр. 166).
Маликитский имам Абу Бакр ат-Туртуши сказал: “Из числа нововведений людей относительно Корана – это ограничение лишь заучиванием его текста без постижения его смысла.
Малик передал в «аль-Мууатта», что ‘Абдуллах ибн ‘Умар потратил восемь лет, изучая суру «аль-Бакъара».
Наши учёные говорили: «Смысл этого в том, что Ибн ‘Умар изучал её предписания, законоположения, дозволенное (халяль) и запретное (харам), побуждения и предостережения, а также другие установления, содержащиеся в этой суре».
В книге «аль-‘Утбийя» передано от Малика: «Как-то ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) написали из Ирака, сообщая, что некие люди выучили Книгу Аллаха. На это ‘Умар написал им в ответ: «Назначьте им удел из казны». После этого стало много желающих выучить Коран. На следующий год ему написали, что Коран выучило уже семьсот человек. Тогда ‘Умар сказал: «Поистине, я опасаюсь того, что они спешат с заучиванием Корана прежде, чем постигают понимание религии». И он написал, чтобы им ничего не давали».
Малик сказал: «Смысл слов ‘Умара в опасении, что они станут толковать Коран не надлежащим образом».
Это и есть положение чтецов Корана в наше время. Поистине, ты видишь, как один из них передаёт Коран по сотне способов чтения и оттачивает его буквы с величайшей точностью, будучи при этом величайшим невеждой в отношении его законоположений! Если спросить его о сущности намерения при омовении и его положениях, он не сможет дать ответа, хотя всю свою жизнь читает аят: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то омойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и мойте ноги до щиколоток» (5: 6).
Более того, если спросить его о самых простых вещах, как: «Веление Всевышнего Аллаха относится к обязательному, желательному, или дозволенному?», и потребовать от него понимания этих тонкостей, их аспектов и порядка, то он не найдёт, что ответить!
Спросили Малика о мальчике семи лет, выучившем наизусть Коран, и он сказал: «Я не считаю это правильным».
Причина его порицания заключалась в том, что было установлено среди сподвижников неодобрение поспешности в заучивании Корана без постижения его смысла”. См. «аль-Хауадис уаль-бида’» (стр. 96-98).
А до него другой маликитский имам – Абу Бакр аль-Абхари, комментируя слова имама Малика: «Я не считаю это правильным» о ребёнке, выучившем Коран, сказал: “Он порицал это потому, что если ребёнок выучит Коран с такой поспешностью, то не сможет усвоить его должным образом и понять его установления. А путь для изучающего Коран заключается в том, чтобы учить его и разбирать его постановления и положения по мере своих возможностей. А ребёнок, как правило, не в состоянии этого достичь. И сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проводили длительное время над заучиванием одной суры, изучая её и постигая то, что она содержит из постановлений”. См. “Шарх аль-Мухтасар аль-кабир” (4/617).
Кстати, маликитский имам Ибн Рушд дал другое пояснение этому порицанию имама Малика, сказав: “Поистине, Малик сказал, что не следует заучивать Коран ребёнку по той причине, что это обычно сопровождается принуждением ребёнка к обучению и строгостью в воспитании в очень раннем возрасте, оставляя при этом проявление мягкости по отношению к нему в этом деле”. См. “аль-Баян уа-ттахсыль” (18/287).

Нет сомнений в том, что упомянутое, включая и разъяснение имама ат-Туртуши, содержит в себе истину и мудрость. Однако это, скорее, частное исключение, нежели общее правило в религии и шариатское постановление. И слова порицания некоторых имамов могут быть уместны в определённых обстоятельствах, в зависимости от времени и места. Однако недопустимо воспринимать это мнение как окончательную истину! Это всё равно, что использовать хадисы и асары о том, что большинство лицемеров нашей общины – это чтецы Корана и прийти к нелепому выводу, что заучивание Корана порицаемо даже для взрослых и понимающих Его.
Более того, следует знать, что однозначная категоричность в порицании обучения детей Корану противоречит не только словам и делам большинства саляфов, но и шариатским доводам, а также пути сподвижников.

Аргументы дозволявших
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто выучил Коран в юности, у того он смешивается с плотью и кровью. А кто выучил его в старости, от того он ускользает (из памяти). Но если несмотря на это человек не оставляет Коран, то ему полагается двойная награда». аль-Байхакъи в “ас-Сунан ас-сугъра” (989), в “аль-Мадхаль” (637), в “Шу‘аб аль-иман” (1800), Ибн Батта в “аль-Ибана” (5/363). Иснад хадиса хороший. См. “Тахридж аль-Мадхаль” (стр. 374), “Тахридж Шу’аб аль-иман” (3/344).
Этот хадис ясным образом побуждает изучать Коран с детства.

Также в хадисе со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наступит время, когда люди лишатся знания, и они не смогут его приобрести», Зияд ибн Лябид сказал: “Как мы лишимся знания, если среди нас Коран, и мы заучили его?! Клянусь Аллахом, мы будем учить Коран и переменно обучать ему наших женщин и детей!” Ахмад (4/160), ат-Тирмизи (2653), Ибн Маджах (4048). Хадис достоверный. См. “аль-Мадхаль” (2/435), “ас-Сахих аль-муснад” (473).
Если бы в обучении детей Корану было что-то порицаемое, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно указал бы на это, когда Зияд ибн Лябид сказал перед ним: “Клянусь Аллахом, мы будем учить Коран и переменно обучать ему наших женщин и детей!”

Ведь память детей намного лучше, чем память взрослых, тем более после того, как ребёнок, знающий Коран наизусть станет совершеннолетним, ему будет проще изучать Книгу Аллаха и понимать её. Поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал: “Доводом тех, кто разрешает заучивание Корана детьми, является то, что это способствует его прочному закреплению и укоренению в их сознании. Как говорится: «Обучение в детстве подобно высеканию на камне»”. См. “Фатхуль-Бари” (9/83).

Слова сподвижников и саляфов, указывающие на желательность заучивания Корана детьми
Обучение Корану детей – это явление, которое было общеизвестно и массово распространено среди саляфов во главе со сподвижниками.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я выучил суры «аль-Мухкам» (краткие), а мне было десять лет”. аль-Бухари (5035, 5036).
Также Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я выучил Коран, когда я был ещё маленьким”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (6/333), аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” (1/494). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” (9/84).
Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привёл эти сообщения от Ибн ‘Аббаса, следующим образом: “Глава об обучении детей Корану”. См. “Сахих аль-Бухари” (6/193).
Комментируя слова аль-Бухари, хафиз Ибн Хаджар сказал: “Словно этим самым он опровергает порицавших это”. См. “Фатхуль-Бари” (9/83).

Со слов ‘Амра ибн Салямы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступит время молитвы, пусть один из вас произнесёт азан, а руководит вашей молитвой тот, кто больше всех знает Коран».
И ‘Амр ибн Саляма сказал: “Они (люди моего племени) посмотрели, и не оказалось никого, кто знал бы Коран больше меня, так как я заучивал его от путников (проезжавших мимо). И они выдвинули меня вперёд (в качестве имама), а мне тогда было шесть или семь лет”. аль-Бухари (4302).
Важно обратить внимание на то, что в его племени были и другие, кто знал Коран, однако он знал наизусть из Корана больше других, поэтому его и выдвинули на место имама, несмотря на то, что ему было всего шесть-семь лет. И в этом наоборот, содержится поощрение тому, чтобы дети заучивали Коран.

Са’ид ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если я обучил своего ребёнка Корану, помог ему совершить Хадж и женил его, то я выполнил его права на меня, после чего остались мои права на него”. Ибн Аби Шейба (28004), Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” (1/304). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (14/420).
Имам Ибн Аби ад-Дунья привёл этот асар вместе с другими в главе: «Об обучении малых (детей) Корану». См. “аль-‘Ийяль” (1/478 ).

Сообщается, что однажды сподвижник – аль-Аш’ас ибн Къайс (да будет доволен им Аллах) выдвинул (на место имама) маленького мальчика, и люди стали укорять его за это. Тогда он сказал: “Не я выдвинул его, а Коран!” Ибн Аби Дауд. Ибн Хаджар назвал иснад этого асара достоверным. См. “Фатх аль-Бари” (83/9).

Аль-Хасан ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды отец привёл меня к Са’иду ибн Джубайру, когда я был маленьким, и он сказал: «Обучи его Корану»”. Ибн Аби Шейба (32285).
Сказал аль-Маймуни: “Я спросил имама Ахмада: «Что для тебя предпочтительнее, чтобы я начал обучение сына с Корана или с хадисов?»
Он ответил: «Нет, с Корана, с Корана!»
Я спросил: «Обучить его всему Корану?»
Он сказал: «Если только это не будет слишком трудно для него, в таком случае обучай его части Корана».
Затем он сказал: «Ведь если он начнёт с Корана, то привыкнет к чтению и будет следовать этому»”. См. “Табакъат аль-Ханабиля” (1/214).
Хафиз аль-Байхакъи сказал: “Следует обучать ребёнка Корану, арабскому языку, рассказывать ему о Суннах, высказываниях саляфов, а также обучать положениям религии, в которых он нуждается”. См. “Шу’аб аль-иман” (11/126).

Саляфы и имамы, выучившие Коран в детстве
Сложно сосчитать количество великих имамов из числа саляфов, которые выучили Коран ещё в детстве.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Я выучил весь Коран, когда мне было семь лет”. аль-Хатыб в “Тариху Багъдад” (2/401).
Имам Сахль ат-Тустури сказал: “Я устремился к Книге Аллаха и выучил её, когда мне был шесть или семь лет”. См. “аль-Ихья” (3/72).
Хафиз аль-Къасталяни сказал: “Суфьян ибн ‘Уяйна выучил Коран, когда ему было четыре года”. См. “Иршад ас-сарий” (15/625).
Также среди имамов Сунны, которые выучили Коран в детстве: Ахмад ибн Ханбаль, Дауд аз-Захири, Ибн Аби Хатим, ад-Даракъутни, аль-Хатыб аль-Багъдади, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Хаджар и многие другие.

О том, как саляфы устраивали угощение, когда их дети выучивали Коран
Более того, среди саляфов даже была традиция – когда их дети выучивали весь Коран, они созывали гостей и устраивали угощение по этому поводу.
Аль-Хасан ибн ‘Али сказал: “Раньше, когда мальчик выучивал Коран, закалывали верблюда и готовили еду для детей”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ийяль” (318).
Хумайд ат-Тауиль сказал: “Они (саляфы) любили, если ребёнок выучил Коран, чтобы человек (отец) закалывал верблюда и созывал своих друзей”. ад-Дури в “Ахбар ас-сыбьян” (34).
Воистину, это прекрасная традиция, о которой не знают в наше время многие мусульмане.

Слова саляфов и имамов о том, что обучение детей Корану – это источник блага и отличительная особенность нашей общины
‘Абдуллах ибн ‘Иса аль-Ансари – шейх Суфьяна ас-Саури, говорил: “Эта община не перестанет пребывать во благе, пока будет обучать своих детей Корану”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” (309).
Сказал Ибн Хальдун: “Знай, что обучение детей Корану – это отличительный обряд из числа обрядов нашей религии. Все приверженцы исламской общины взяли это за правило и повсеместно следовали ему во всех своих городах. Это из-за того, что укрепление веры и её основ, прежде всего, проникает в сердца через аяты Корана и некоторые тексты хадисов. И Коран стал основой обучения, на которой строится всё последующее приобретение знания. Причина этого в том, что знания, полученные в детстве, укореняются глубже всего и являются фундаментом для последующего (образования)”. См. “аль-Мукъаддима” (4/1239).
Сказал Ибн аль-Хадж: “Родителю следует воплощать Сунну в обучении ребёнка Корану. И в число этого входит то, что саляфы, да будет доволен ими Аллах, обучали своих детей Корану с семилетнего возраста, потому что это то время, когда опекуну велено приучать ребёнка к молитве и к шариатскому воспитанию”. См. “аль-Мадхаль” (2/315).
Примечательно то, что Ибн аль-Хадж был из числа маликитских имамов.
Сказал ас-Суюты: “Обучение детей Корану – это одна из основ Ислама. Благодаря этому дети воспитываются в соответствии с врождённым от Аллаха естеством (аль-фитра), и лучи мудрости проникают в их сердца, прежде чем страсти овладеют ими и омрачат их мраком греха и заблуждения”. См. “Масалик аль-Джаляля” (1/35).

Проявление мудрости в обучении детей Корану
Однако в обучении детей Корану следует проявлять мудрость, а также учитывать возраст ребёнка и то, может ли он уже правильно произносить аяты Корана.
Хафиз Ибн Касир в своей книге, посвящённой достоинствам Корана, в главе: «Обучение детей Корану» привёл асары от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), выучившего Коран в детстве, после чего сказал: “В этом содержится доказательство на дозволенность обучения Корану в детском возрасте, и это является очевидным. Более того, это может быть желательным или даже обязательным. Ведь когда ребёнок изучает Коран, он достигает совершеннолетия, уже зная, что читать во время молитвы. Заучивание же Корана в детстве предпочтительнее, чем заучивание его в зрелом возрасте, поскольку так он глубже проникает в сознание ребёнка, укореняется прочнее и сохраняется надёжнее, как это общеизвестно среди людей.
Однако некоторые саляфы считали, что в детстве ребёнку следует дать немного времени для игр, чтобы затем направить его стремление к изучению Корана. Это делалось, чтобы не получилось так, что его сразу принудят к чтению Корана, а он пресытится им и оставит его ради игр.
Другие саляфы считали нежелательным обучение ребёнка Корану, пока он не начнёт понимать то, что ему говорят. Они считали, что следует подождать, пока ребёнок не обретёт сознание и способность различать, и лишь затем обучать его понемногу, в зависимости от его усердия, желания, памяти и степени сообразительности.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал, что лучше всего заучивать по пять аятов. И мы передавали это сообщение от него с отличным иснадом”. См. “Фадаиль аль-Къуран” (стр. 226-227).

О великом достоинстве родителей, обучивших своих детей Корану
Исходя из всего сказанного, мусульманину не следует обольщаться высказываниями некоторых имамов, порицавших заучивание Корана детьми. Напротив, ему следует обучать своего сына Корану, особенно если у ребёнка проявляется усердие и стремление к этому благому делу. И тогда, в Судный День, он окажется среди тех, кто удостоился великого почёта и награды, о чём сообщается в достоверных хадисах.
Так, со слов Бурайды и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный День родителей того, кто читал Коран, оденут в украшения, которые будут превосходить этот мир и всё, что в нём есть.
Они спросят: “О Господь, за что нам это?!”
И им будет сказано: “За обучение вашего ребёнка Корану”». Ахмад (5/348), Ибн Аби Шейба (10/493), аль-Хаким (1/756). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Касир, аль-Бусыри, Ибн Хаджар, аль-Альбани. См. “Тафсир Ибн Касир” (1/43), “аль-Итхаф” (2/189), “аль-Маталиб аль-‘алия” (3478), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2829).

Здесь также уместно рассмотрение и следующего вопроса: «Записывается ли награда за чтение Корана, если ребёнок не понимает смысла Корана или человек не знает арабского языка?»
Нет сомнения в том, что Коран ниспослан для того, чтобы читать его, размышлять над его значением и воплощать его в жизнь. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами» (38: 29).

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Коран был ниспослан с тремя целями.
Первая: чтение Корана ради поклонения Всевышнему Аллаху посредством этого, поскольку за это полагается награда. Ведь тот, кто прочитал букву с Книги Аллаха, тому запишется десять наград за это.
Второе: размышление над смыслом Корана.
И третье: увещевание посредством Корана людей”. См. “Ликъа Баб аль-мафтух” (1/47).

Однако ребёнок или мусульманин, не знающий арабского языка, может задаться вопросом: «А записывается ли награда в десятикратном размере за каждую прочтённую букву из Корана, если человек не понимает его смысла?»
Ответ на этот вопрос: «Да», ибо Всевышний Аллах сделал само чтение Корана поклонением, следовательно, награда записывается в любом случае, если человек читал Коран искренне ради Аллаха. Ведь в хадисе со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. И я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет, однако “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква». ат-Тирмизи (2910), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (4/548). Имам ат-Тирмизи, имам Ибн Къудама, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (901), “аль-Футухат ар-Раббанийя” (1/18), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3327), “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” (8/498).
А ведь люди не знают истинного значения начальных букв арабского алфавита, упоминаемых в некоторых сурах Корана, как «алиф, лям, мим» или «алиф, лям, ра» и т.п. Но, тем не менее, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что за каждую прочитанную букву из Корана человек получает десять наград, и привёл в пример именно тот аят, значение которого люди до конца не знают.

Спросили хафиза Ибн Хаджара о награде того, кто читает Коран, не понимая его смысла: «Получит ли он вознаграждение?», как об этом передаётся от шейха Абу Исхакъа (аш-Ширази) – автора «ат-Танбих», который в книге «аль-Лума’» опирался в качестве довода на то, что нельзя передавать Коран по смыслу, поскольку поклонение (чтением Корана) связанно с его буквами, в отличие от передачи пророческих хадисов по смыслу.
На что хафиз Ибн Хаджар ответил: “То, что сказал шейх (Абу Исхакъ), является правильным. Однако он имел в виду случай, когда читающий вообще не понимает арабского языка. В противном же случае (если он что-то понимает), ему полагается вознаграждение за чтение того, что он понимает из Корана, пусть даже немного. В достоверном хадисе сказано, что за каждую прочитанную букву из Корана полагается награда прочитавшему.
Затем, тому, кто не понимает смысла того, что читает, не дозволено читать что-либо (из Корана), ибо он не застрахован от того, что исказит или заменит что-то в тексте. Но если допустить, что он читает по (экземпляру) то, что чётко и прочно заучено, где для него не остается ничего неясного, поскольку он читает правильно, то он получает вознаграждение за своё чтение”. См. “аль-Футухат ар-Раббанийя” (1/22).

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Получает ли человек награду за чтение Корана, даже если он не понимает его смысла?»
Шейх ответил: “Великий Коран является благословенным, как сказал Всевышний Аллах: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами, и дабы обладающие разумом помянули назидание» (38: 29).
Человек получает награду за чтение Корана, независимо от того, понимает он его смысл или нет.
Однако не следует верующему, достигшему возраста, когда на него возлагаются обязанности, читать Коран, не понимая его смысла. Ведь если человек, скажем, желает изучить медицину и станет читать книги по медицине, то ведь он не сможет извлечь пользу из этого, пока не начнёт понимать смысл. Он будет изучать, читать разъяснения, и будет прилагать все усилия, дабы понимать, чтобы воплотить это в делах. Тогда что же сказать о Книге Всевышнего Аллаха, которая является исцелением для душ и увещеванием для людей? Разве может человек читать Коран, не понимая его и не размышляя над его смыслом?
Таким образом, человек получает награду за чтение Корана, независимо от того, понимает он его смысл или нет, однако ему необходимо приложить все усилия, чтобы понимать его смысл”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 85).

Нет никаких препятствий для того, кто умеет читать Коран, но не понимает его смысла, после прочтения каких-то сур обратиться к переводу их смыслов на своём языке, чтобы понимать прочитанное. Ведь по великой милости Аллаха переводы смыслов Корана сегодня доступны практически на всех языках мира.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Необходимо внести ясность касательно заучивания Корана теми, кто не понимает его смысла (в частности неарабоязычными мусульманами). Речь никоим образом не идёт о сравнении «Что лучше?», так как нет абсолютно никаких сомнений, что заучивание Священного Корана с пониманием его смысла, а главное, с воплощением его предписаний в жизнь – является одной из наивысших целей мусульман. Более того, тот, кто выучил Коран, понимает его, но не следует ему, заслуживает самого сурового порицания.
Однако суть обсуждения заключается в определении шариатского положения (хукм) самого действия: считается ли в основе своей заучивание Корана наизусть человеком, не понимающим арабский язык и смысл аятов, запретным или порицаемым в религии?
Трудно представить, чтобы кто-то стал утверждать, что иностранцу-мусульманину запрещается выучить наизусть те аяты или суры Корана, которые ему нравятся.
Например, человек узнал о достоинстве чтения аята «аль-Курси» после каждого намаза или трёх последних сур (аль-Му’аууизат) и решил выучить их и читать. Кто может сказать, что ему харам выучить аят «аль-Курси» без понимания его смысла, чтобы читать его после намазов или по утрам и вечерам? Или же сказать, что мусульманину харам выучить три последние суры Корана без понимания смысла, чтобы читать их в намазе, после намаза, а также по утрам и вечерам, как на это указывает Сунна?
А кто может утверждать, что совершил нововведение или нечто запретное тот, кто, узнав хадисы о достоинствах суры «Власть» (аль-Мульк), что она защищает от мучений в могиле и будет заступаться в Судный День за читавшего её мусульманина, выучил её ради Аллаха, не понимая смысла?
Если кто-то скажет: «Да, это всё дозволено», то возникает вопрос: «А где та грань, после которой дозволенное внезапно превращается в запретное?» Разве кто-либо скажет: «Выучить одну суру Корана, не понимая её значения – дозволено, три – дозволено, половину Корана – уже сомнительно, а весь Коран – нельзя»? Учитывая, что подобные умозаключения и выводы не опираются даже на косвенный довод Шариата.
К тому же иностранец из числа мусульман, узнав о следующем великом хадисе, может пожелать выучить наизусть вообще весь Коран, а не только какие-то аяты и суры:
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто знал Коран, будет сказано: “Читай и восходи, и отчетливо произноси слова, как делал ты это в земной жизни, ибо, поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту”». Ахмад (2/192), Абу Дауд (1464), Ибн Маджах (3780). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (8122).
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Из данного хадиса следует, что этой величайшей награды удостоится лишь тот, кто выучил Коран и в совершенстве овладел его произношением и чтением, выполняя это так, как подобает”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (4/237).
Так вот, прочитав этот хадис с таким великим достоинством, человек, не знающий арабского языка и не понимающий Коран, решил выучить его ради Аллаха, совершает ли он тем самым запретное и порицаемое деяние или нет? И разве награда, обещанная за знание Корана, обусловлена изначально тщательным пониманием его смысла?
Или, скажем, он решил выучить Коран, потому что прочитал слова саляфов о том, что чтецов Корана не постигает старческий маразм. Как говорил ‘Абдуль-Малик ибн ‘Умайр: “Было сказано: «Больше всех из людей сохраняют свой рассудок – это чтецы Корана»”. Ибн Аби Шейба (31949).
Так совершает ли он запретное деяние или нововведение в таком случае?
А что если человек обладает отличной памятью и легко заучивает Коран с правильным его чтением, но при этом испытывает трудности в освоении различных шариатских наук из-за слабого понимания, будет ли в таком случае заучивание Корана также считаться запретным нововведением?
В Коране и Сунне нет ни прямых, ни косвенных доказательств на то, что иностранцам или детям, не понимающим смыслов Корана, запрещено или считается нововведением его заучивание. Более того, абсолютный запрет на изучение Корана иностранцами – это позиция, которую порицали многие обладатели знания. И как может быть иначе, если в трудах по жизнеописанию праведных халифов и сподвижников (да будет доволен ими Аллах) упоминается их историческая практика, как покоряя различные страны, они обучали иностранцев Корану.
Шейх Хамуд ат-Тууейджири говорил: “Известно сколько иностранных земель персов, византийцев, берберов и других были покорены сподвижниками. И они обучали их Корану в упрощенной форме, удобной для их языков”. См. “Итхаф аль-джама’а” (2/123).
Этот факт недвусмысленно указывает на то, что обучение Корану новообращённых в Ислам иностранцев, которые наверняка не все понимали смысл заучиваемого, было общепринятой и дозволенной практикой во времена сподвижников. Ведь их целью было приобщить их к Книге Аллаха, научить их основам поклонения, а понимание приходило постепенно с изучением арабского языка и религии.

Что же касается высказываний некоторых сподвижников и имамов, порицавших заучивание Корана без понимания, то здесь важно понимать контекст. Ведь их критика была направлена не против самого факта заучивания непонимающим (особенно иностранцем), а против конкретных опасных последствий и искажений, которые могли возникнуть, преимущественно как раз-таки среди арабов. И на это указывает упомянутая передача имамом ат-Туртуши: “Как-то ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) написали из Ирака, сообщая, что некие люди выучили Книгу Аллаха. На это ‘Умар написал им в ответ: «Назначьте им удел из казны». После этого стало много желающих выучить Коран. На следующий год ему написали, что Коран выучило уже семьсот человек. Тогда ‘Умар сказал: «Поистине, я опасаюсь того, что они спешат с заучиванием Корана прежде, чем постигают понимание религии». И он написал, чтобы им ничего не давали».
Малик сказал: «Смысл слов ‘Умара в опасении, что они станут толковать Коран не надлежащим образом». См. «аль-Хауадис уаль-бида’» (стр. 96-98).
То есть речь шла о людях, которые, спешно заучив текст Корана, могли взяться толковать его без должных знаний, что могло привести к заблуждению. Это опасение касалось в первую очередь носителей языка, способных формально понять слова, но не обладающих глубиной религиозного знания.
И все упомянутые слова ат-Туртуши касаются именно тех, кто ограничивается лишь заучиванием Корана без постижения его смысла, а это касается в первую очередь арабов, как уже было упомянуто.
К тому же, данное опасение в наименьшей мере относится к иностранцу, который с детства выучил Коран, читает его правильно и красиво, как того требует Шариат, не занимается его толкованием, осознаёт своё место, но при этом, являясь имамом мечети, прекрасно проводит обязательные молитвы и молитву тарауих в месяц Рамадан.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек. И ‘Умар стал расспрашивать его о людях (в его местности), и тот сказал: «О повелитель правоверных! Столько-то и столько-то из них выучили Коран».
Услышав это, я сказал: «Клянусь Аллахом, мне не нравится, что они в их время так поспешно устремились к заучиванию Корана!»
Тогда ‘Умар резко оборвал меня, сказав: «Замолчи!»
После этого я ушёл к себе домой опечаленный и удручённый. Я подумал: «Раньше я занимал у ‘Умара почётное место, и, боюсь, теперь я упал в его глазах».
Я лёг на свою постель, и ко мне пришли женщины моей семьи, думая, что я заболел, хотя у меня ничего не болело. И вот, пребывая в таком состоянии, мне сказали: «Иди к повелителю правоверных!»
Я вышел и увидел, что он стоит у ворот и ждёт меня. Он взял меня за руку, отвел в сторону и спросил: «Что тебе не понравилось в том, что сказал тот человек ранее?»
Я ответил: «О повелитель правоверных! Если я провинился, то я прошу у Аллаха прощения и каюсь перед Ним, и я готов занять любое место, какое ты пожелаешь».
Он сказал: «Ты должен мне сообщить о причине того, что тебе не понравилось в словах того человека!»
Я сказал: «О повелитель правоверных! Как только они начнут с такой поспешностью заучивать Корана, каждый из них станет заявлять, что истина с ним. А когда они станут заявлять, что истина с ними, то начнут препираться. А когда они начнут препираться, то станут разделяться. А когда они станут разделяться во мнениях, то начнут сражаться друг с другом».
Тогда ‘Умар сказал: «Да благословит Аллах твоего отца за то, что он породил такого, как ты! Клянусь Аллахом, я скрывал это от людей, пока ты не произнёс это»”. ‘Абдур-Раззакъ (20368), аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” (1/516). Сообщение достоверное. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” (493).
В этом асаре также речь идёт не об иностранцах, однако о порицании того, что заучивающие так быстро Коран могут впасть в разногласия и препирательства, которые приведут их к сражению между собой. Поэтому имам ‘Абдур-Раззакъ упомянул это асар в главе: «О препирательстве относительно Корана». См. “аль-Мусаннаф” (11/217).
Ключевой риск здесь – это фанатизм и раскол среди уже заучивших Коран, когда каждый воспринимает своё поверхностное понимание как абсолютную истину. Этот риск касается как арабов, так и иностранцев, однако его источник – не сам факт заучивания иностранцем Корана без изначального понимания, а отсутствие должного обучения смыслу Корана и Сунны в понимании саляфов!
Одним словом, причина порицания заучивания Корана без понимания его смысла в том, что это может привести к искажению Корана;
в том, что это может привести к разногласиям и расколу;
в том, что хафизы зачастую уделяют внимание только правильному произношению букв, видам чтения Корана и т.п., а не смыслу Корана, что куда важней.

И мне также удалось пообщаться с шейхами ‘Усманом ас-Салими и ‘Адилем ас-Субай’и по поводу данного вопроса. И они ответили, что порицание связано не с самим заучиванием Корана, а с пренебрежением к его смыслам и к Сунне, разъясняющей Коран, подобно тому, как поступали хариджиты, игнорировавшие Сунну и делавшие акцент только на Коране. И в этом случае иностранцы и арабы имеют одно положение.
Также для всех запрещено заучивать Коран, если это используется как средство для достижения мирских благ.
То есть порицание и запрет связаны со скверным намерением, которое портит благое деяние.
Что же касается иностранца, который учит Коран ради Аллаха, пусть даже не понимая его смысла, то они сказали, что это дозволено и является благим деянием. Ведь чтение Корана само по себе является поклонением и наградой, даже если человек не понимает его смысла. Более того, шейх ас-Салими сказал, что следует побуждать людей учить Книгу Аллаха, даже если это будет сопровождаться призами и подарками.
Также они сказали, что не каждый бедуин, который принимал Ислам во времена саляфов, понимал Коран так, как это требуется. Да и в наше время, не только иностранцы, но и многие арабы-хафизы, к сожалению, не понимают Коран должным образом. Но разве это повод запрещать им всем учить Коран наизусть, в котором содержится барака и великое благо?

И как уже было сказано, нет сомнений, что наилучшее чтение и заучивание Корана – это чтение с пониманием и размышлением, за которым следует дело!
Сообщается, что имам-муфассир Ибн Джарир ат-Табари говорил: “Я удивляюсь тому, кто читает Коран и не знает его толкования, как он сможет наслаждаться его чтением?” См. “Му’джам аль-удаба” (18/63).
Ведь Аллах ниспослал Коран для руководства, и понимание – это ключ к этому руководству.
Также дозволенность самого действия не отменяет того, что следует стремиться к пониманию смысла заученного Корана! Как говорил шейх Ибн Баз: “Чтение Корана является поклонением, приближением к Аллаху и проявлением покорности, даже если человек не понимает (прочитанного). Это – поклонение и приближение, за каждую букву которого записывается одна награда, а за каждую награду – десятикратное воздаяние. Однако верующему мужчине и верующей женщине предписано уделять внимание размышлению и осмыслению прочитанного, чтобы извлечь пользу и понять Слово Аллаха. Ведь Аллах ниспослал Коран для того, чтобы по нему действовали и понимали его”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.

Одним словом, умеренная позиция в этом вопросе заключается в том, чтобы не запрещать и не порицать само по себе заучивание иностранцем Корана ради Аллаха. Напротив, следует признавать дозволенность и достоинства этого. Однако при этом необходимо напоминать, побуждать и создавать условия для того, чтобы это заучивание сопровождалось пониманием смысла Корана, изучением Сунны и применением знаний в жизни. То есть, порицать следует не само заучивание, а отсутствие понимания Корана у тех, кто способен его достичь при должном усердии, а также отсутствие деяний в соответствии с Кораном и неправильное намерение, когда цель его заучивания – это мирские блага, а не довольство Аллаха.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Ответить