ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
Глава-3
РАЗВОД И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА (1) ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ СВЗЯАННЫЕ С РАЗВОДОМ
1. Развод — самое ненавистное для Аллаха из области дозволенного
2. Развод в соответствии с Cунной
3. О словах Всевышнего: «Развод допускается дважды»
4. О разводе в период менструации
5. Правовые нормы развода и тройной развод
6. Разведённая трижды запретна для мужа, пока не станет свободной после замужества за другим
7. О разводе в состоянии потери самообладания
8. О разводе больного или под принуждением или пьяного или в шутку
9. О разводе умалишённого
10. О разводе, произнесённом иносказательно
11. Развод, обусловленный каким-либо условием
12. Развод до брака
13. Развод — это право того, кто держит за голень (т.е. обладает женой)
14. О том, кто предоставил жене право на развод
15. Предоставление жене выбора не считается разводом
16. Грех того, кто настраивает женщину против мужа
17. Возврат жены после развода и засвидетельствование этого
18. Содержание и жильё для женщины после третьего развода
19. Разведённой до уединения, полагается подарок
20. Ожидательный срок (‘идда) женщины после смерти мужа
21. Ожидательный срок (‘идда) разведённой женщины
22. Ожидательный срок (‘идда) женщины, муж которой пропал без вести
23. Выход женщины днём по своим нуждам в период ʻидды
24. О трауре во время ʻидды после смерти мужа
25. Право опеки над ребёнком
26. О предоставлении отсрочки для импотентного мужа
27. Привлечение двух судей из числа родственников для семейного разбирательства
28. О том, кто объявил жену запретной для себя подобно матери (аз-зыхар)
29. Расторжение брака через выкуп (аль-хуль‘) (2) ПРИЗЫВАЮЩИЕ НА СЕБЯ ПРОКЛЯТИЕ СУПРУГИ (аль-ли‘ан) (3) КЛЯТВА МУЖА ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ БЛИЗОСТИ С ЖЕНОЙ (аль-ийля)
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
1. Развод — самое ненавистное для Аллаха из области дозволенного
2447- عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ». ضعيف [د 2178، جه 2018]
2447 — От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всевышнего Аллаха из дозволенного — это развод».◊ Абу Дауд 2178, Ибн Маджа 2018. Шуʻаиб аль-Арнаут сказал: «Передатчики хадиса надёжные, однако правильным у имамов является то, что этот хадис — мурсаль (передатчик пропустил сподвижника)». (См. «Сунан Аби Дауд» 3/505).
2. Развод в соответствии с Cунной
Всевышний Аллах сказал:
﴿يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ إِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ﴾ [الطلاق: 1]
«О Пророк, когда вы разводитесь с женщинами, разводитесь с ними в установленное для них время(*)» (65:1).(*) То есть в период их чистоты (при отсутствии месячных или послеродового кровотечения), в котором у вас не было с ними половой близости. (См. «Тафсир ат-Табари» 23/23).
2448- عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ: فِي قَوْلِهِ عَزَّ وَجَلَّ: {يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ} [الطلاق: 1] قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: «قُبُلِ عِدَّتِهِنَّ». صحيح [ن 3393]
2448 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что относительно слов Всевышнего: «О Пророк, когда вы разводитесь с женщинами, разводитесь с ними в установленное для них время» (65:1), — он сказал: «В начале их ожидательного срока (ʻидды)».◊ ан-Насаи 3393.
2449- عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ، قَالَ: «طَلَاقُ السُّنَّةِ أَنْ يُطَلِّقَهَا طَاهِرًا فِي غَيْرِ جِمَاعٍ». صحيح [ن 3395، جه 2020]
2449 — От ‘Абду-Ллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Развод по Сунне — это когда мужчина разводится с женой, в период её чистоты, в котором он не вступал с ней в близость».◊ ан-Насаи 3395, Ибн Маджа 2020.
2450- عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: الطَّلاَقُ عَلَى أَرْبَعَةِ وُجُوهٍ وَجْهَانِ حَلاَلٌ وَوَجْهَانِ حَرَامٌ. فَأَمَّا الْحَلاَلُ فَأَنْ يُطَلِّقَهَا طَاهِرًا مِنْ غَيْرِ جِمَاعٍ أَوْ يُطَلِّقَهَا حَامِلاً مُسْتَبِينًا حَمْلَهَا وَأَمَّا الْحَرَامُ فَأَنْ يُطَلِّقَهَا حَائِضًا أَوْ يُطَلِّقَهَا حِينَ يُجَامِعُهَا لاَ يَدْرِى اشْتَمَلَ الرَّحِمُ عَلَى وَلَدٍ أَمْ لاَ. إسناده حسن [هق 7 /325 ]
2450 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Развод имеет четыре вида: два дозволенных и два запретных. Что касается дозволенных, — то это когда мужчина разводится с женой в период её чистоты, в котором он не вступал с ней в близость, или когда разводится с ней во время её очевидной беременности. А что касается запретных, — то это, когда он разводится с ней в период её менструации, или в период чистоты, в котором у него с ней была половая близость, и не знает, есть ли в её утробе ребёнок или нет».◊ аль-Байхакъи 7/325.
2451- عَنْ عَلِىٍّ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: مَا طَلَّقَ رَجُلٌ طَلاَقَ السُّنَّةِ فَيَنْدَمَ أَبَدًا. إسناده صحيح [هق 7 /325 ]
2451 — От ‘Али (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Ни один мужчина не сожалел о разводе, совершённом по Сунне».◊ аль-Байхакъи 7/325.
3. О словах Всевышнего: «Развод допускается дважды»
2452- عَنْ إِسْمَاعِيلُ بْنُ سُمَيْعٍ الْحَنَفِىُّ عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ قَالَ رَجُلٌ لِلنَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم -: إِنِّى أَسْمَعُ اللَّهَ يَقُولُ (الطَّلاَقُ مَرَّتَانِ) فَأَيْنَ الثَّالِثَةُ؟ قَالَ (فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ) هِىَ الثَّالِثَةُ. ضعيف [هق 7 /340 ] قال البيهقي: (كذا قال) عن انس رضى الله عنه والصواب عن اسمعيل بن سميع عن أبى رزين عن النبي صلى الله عليه وسلم مرسلا كذلك رواه جماعة من الثقات عن اسمعيل
2452 — От Исма‘иля ибн Сумай‘а аль-Ханафи сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Один человек обратился к Пророку ﷺ со словами: «Я слышу, что Аллах говорит: «Развод допускается дважды» (2:229). Так где же третий?» Он ответил: «…после чего, либо удержание по общепринятому, либо расставание по доброму» (продолжение аята, 2:229) — это и есть третий»».◊ аль-Байхакъи 7/340. Слабый хадис. аль-Байхакъи сказал: «Хадис передаётся в форме мурсаль (с пропущенным сподвижником в иснаде)».
2453- عَنْ مُجَاهِدٍ قَالَ: كُنْتُ عِنْدَ ابْنِ عَبَّاسٍ فَجَاءَهُ رَجُلٌ، فَقَالَ: إِنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ ثَلَاثًا، قَالَ: فَسَكَتَ حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ رَادُّهَا إِلَيْهِ، ثُمَّ قَالَ: «يَنْطَلِقُ أَحَدُكُمْ، فَيَرْكَبُ الْحُمُوقَةَ ثُمَّ يَقُولُ يَا ابْنَ عَبَّاسٍ، يَا ابْنَ عَبَّاسٍ، وَإِنَّ اللَّهَ قَالَ: {وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا} [الطلاق: 2]، وَإِنَّكَ لَمْ تَتَّقِ اللَّهَ فَلَمْ أَجِدْ لَكَ مَخْرَجًا، عَصَيْتَ رَبَّكَ، وَبَانَتْ مِنْكَ امْرَأَتُكَ، وَإِنَّ اللَّهَ قَالَ: «يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ فِي قُبُلِ عِدَّتِهِنَّ».
- وفي رواية: عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ: «إِذَا قَالَ: أَنْتِ طَالِقٌ ثَلَاثًا بِفَمٍ وَاحِدٍ فَهِيَ وَاحِدَةٌ». وفي رواية َجَعَلَهُ قَوْلَ عِكْرِمَةَ. صحيح [د 2197 ]
— В другой версии от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Если мужчина скажет жене одним выражением: «Ты разведена трижды», — то это считается одним разводом». Также есть версия, где эти слова принадлежат самому ‘Икриме.
◊ Абу Дауд 2197.
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
4. О разводе в период менструации
2454- (ق) عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: أَنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِيَ حَائِضٌ، عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، فَسَأَلَ عُمَرُ بْنُ الخَطَّابِ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ ذَلِكَ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لِيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدُ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ العِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ».
- وفي رواية لمسلم: «مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لِيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا، أَوْ حَامِلًا»
- وفي رواية له: قُلْتُ: فَاعْتَدَدْتَ بِتِلْكَ التَّطْلِيقَةِ الَّتِي طَلَّقْتَ وَهِيَ حَائِضٌ ؟ قَالَ: «مَا لِيَ لَا أَعْتَدُّ بِهَا، وَإِنْ كُنْتُ عَجَزْتُ وَاسْتَحْمَقْتُ». صحيح [خ 5251، م 1471]
— в другой версии у Муслима сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прикажи ему вернуть её, а затем пусть разведёт её в период её чистоты или когда она беременна».
— в другой версии у Муслима сообщается, что передатчик спросил Ибн ʻУмара: «Ты засчитал тот развод, когда у неё была менструация?» Он ответил: «Почему бы мне не считать его, даже если я поступил опрометчиво и неразумно?»».
◊ аль-Бухари 5251, Муслим 1471.
(*) Ибн Батталь сказал: «Когда мужчина разводит жену в запрещённое для развода время (во время месячных), ему повелевается вернуть её, чтобы развод был совершён по Сунне, и чтобы она не проводила в ожидательном периоде дольше, чем положено. Также если бы ему было разрешено развести её (разведённую во время месячных и возвращённую) сразу после первого же её очищения, то она оказалась бы подобна женщине, разведённой до интимной близости, не имеющей ‘идды. И тогда ей следовало бы отсчитывать от предыдущего ожидательного срока (‘идды). Поэтому Аллах устами Своего Пророка пожелал прекратить действие первого развода посредством половой близости, и чтобы муж не возвращал её с намерением снова развести, а действительно намеревался удержать её хотя бы один период чистоты. Ведь если он вступает с ней в близость в период чистоты, ему уже не дозволено разводить её в этот же период. Итак, второй период чистоты установлен для примирения, а также для того, чтобы возвращение не было ради причинения вреда, как сказал Всевышний: «И не удерживайте их для причинения вреда, будучи несправедливыми» (2:231)». (См «Шарх Сахих аль-Бухари» 7/378).
5. Правовые нормы развода и тройной развод
2455- (م) عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: «كَانَ الطَّلَاقُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم، وَأَبِي بَكْرٍ وَسَنَتَيْنِ مِنْ خِلَافَةِ عُمَرَ طَلَاقُ الثَّلَاثِ وَاحِدَةً، فَقَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ: إِنَّ النَّاسَ قَدِ اسْتَعْجَلُوا فِي أَمْرٍ قَدْ كَانَتْ لَهُمْ فِيهِ أَنَاةٌ، فَلَوْ أَمْضَيْنَاهُ عَلَيْهِمْ، فَأَمْضَاهُ عَلَيْهِمْ». صحيح [ م 1472]
2455 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Во времена Посланника Аллаха ﷺ, Абу Бакра и в течение первых двух лет правления ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) троекратный развод (без возвращений) считался одним. Затем ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Люди стали торопить то дело, в котором им было предоставлено время, так почему бы нам не применить это к ним?» — и он применил это к ним (и троекратный развод стал тремя полноценными разводами без права возвращения)».◊ Муслим 1472.
2456- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: طَلَّقَ رُكَانَةُ امْرَأَتَهُ ثَلاَثًا فِى مَجْلِسٍ وَاحِدٍ فَحَزِنَ عَلَيْهَا حُزْنًا شَدِيدًا فَسَأَلَهُ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم -: «كَيْفَ طَلَّقْتَهَا؟». قَالَ: طَلَّقْتُهَا ثَلاَثًا فَقَالَ: «فِى مَجْلِسٍ وَاحِدٍ». قَالَ: نَعَمْ قَالَ: «فَإِنَّمَا تِلْكَ وَاحِدَةٌ فَأَرْجِعْهَا إِنْ شِئْتَ». فَرَاجَعَهَا فَكَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهُمَا يَرَى أَنَّمَا الطَّلاَقُ عِنْدَ كُلِّ طُهْرٍ فَتِلْكَ السُّنَّةُ الَّتِى كَانَ عَلَيْهَا النَّاسُ وَالَّتِى أَمَرَ اللَّهُ لَهَا {فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ}. ضعيف [هق 7 /337 ] في إسناده: داود بن الحصين ، وثقه بعضهم وضعفه البعض، وفي روايته عن عكرمة -وهذا الحديث منها – نكارة. قال الذهبي في «ميزان الاعتدال» (2/ 5): قال سفيان ابن عيينة: كنا نتقى حديثه. وقال أبو زرعة: لين. وقال أبو حاتم: لولا أن مالكا روى عنه لترك حديثه. وقال على بن المديني: ما رواه عن عكرمة فمنكر.
2456 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Рукана развёл свою жену троекратно в одном собрании и сильно опечалился из-за этого. Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «Как ты развёл её?» Он ответил: «Я развёл её троекратно». Пророк ﷺ спросил: «В одном собрании?» Он ответил: «Да». Пророк ﷺ сказал: «Это считается одним разводом, поэтому верни её, если хочешь», — и он вернул её.Поэтому Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) считал, что развод должен происходить лишь в периоды чистоты, и что именно это соответствует Сунне, которой придерживались люди, о чём Аллах сказал: «Разводитесь с ними в установленное для них время» (65:1).
◊ аль-Байхакъи 7/337. Слабый хадис. В его иснаде Дауд ибн аль-Хусейн. Некоторые учёные считали его надёжным, а другие — слабым. Его передача от ‘Икримы отвергается. аз-Захаби в книге «Мизан аль-и‘тидаль» (2/5) писал, что Суфьян ибн ‘Уейна сказал: «Мы избегали его хадисов». Абу Зура‘а сказал: «Он слабый». Абу Хатим сказал: «Если бы не то, что Малик передавал от него, его хадисы следовало бы оставить». А ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Все, что он передаёт от ‘Икримы является отвергнутым (мункар)».
6. Разведённая трижды запретна для мужа, пока не станет свободной после замужества за другим
Всевышний Аллах сказал:
﴿فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُۥۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِۗ﴾ [البقرة: 230]
«Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого супруга. И если этот разведётся с ней, то на них (на прежних супругах) нет греха, если они вернуться друг к другу, полагая, что смогут блюсти границы Аллаха» (2:230).2457- (ق) عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: أَنَّ رِفَاعَةَ القُرَظِيَّ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ فَبَتَّ طَلاَقَهَا، فَتَزَوَّجَهَا بَعْدَهُ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ الزَّبِيرِ، فَجَاءَتِ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّهَا كَانَتْ عِنْدَ رِفَاعَةَ فَطَلَّقَهَا آخِرَ ثَلاَثِ تَطْلِيقَاتٍ، فَتَزَوَّجَهَا بَعْدَهُ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ الزَّبِيرِ، وَإِنَّهُ وَاللَّهِ مَا مَعَهُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِلَّا مِثْلُ هَذِهِ الهُدْبَةِ، لِهُدْبَةٍ أَخَذَتْهَا مِنْ جِلْبَابِهَا، قَالَ: وَأَبُو بَكْرٍ جَالِسٌ عِنْدَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، وَابْنُ سَعِيدِ بْنِ العَاصِ جَالِسٌ بِبَابِ الحُجْرَةِ لِيُؤْذَنَ لَهُ، فَطَفِقَ خَالِدٌ يُنَادِي أَبَا بَكْرٍ: يَا أَبَا بَكْرٍ، أَلاَ تَزْجُرُ هَذِهِ عَمَّا تَجْهَرُ بِهِ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، وَمَا يَزِيدُ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَلَى التَّبَسُّمِ، ثُمَّ قَالَ: «لَعَلَّكِ تُرِيدِينَ أَنْ تَرْجِعِي إِلَى رِفَاعَةَ، لاَ، حَتَّى تَذُوقِي عُسَيْلَتَهُ، وَيَذُوقَ عُسَيْلَتَكِ». صحيح [خ 6084، م 1433]
2457 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Рифа‘а аль-Къуразы развёл свою жену окончательным (третьим) разводом. После этого её взял в жёны ‘Абду-Ррахман ибн аз-Зубайр. Затем она пришла к Пророку ﷺ и сказала: «О Посланник Аллаха, я была женой Рифа‘и, и он развёл меня окончательным, третьим разводом. После него я вышла замуж за ‘Абду-Ррахмана ибн аз-Зубайра, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, у него нет ничего, кроме подобия этой тряпки», и указала на подол своей накидки (имея в виду отсутствие потенции). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) в это время сидел рядом с Пророком ﷺ, а (Халид) Ибн Са‘ид ибн аль-‘Ас находился у двери комнаты, ожидая разрешения войти. Тогда Халид обратился к Абу Бакру: «О Абу Бакр, разве ты не удержишь эту женщину от того, о чём она вслух говорит при Посланнике Аллаха?» А Посланник Аллаха ﷺ только улыбнулся и сказал: «Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа‘е? Нет, пока ты не вкусишь его сладость и пока он не вкусит твою сладость (имея в виду супружескую близость)».◊ аль-Бухари 6084, Муслим 1433.
2458- عَنْ ابْنِ عُمَرَ عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فِي الرَّجُلِ تَكُونُ لَهُ الْمَرْأَةُ يُطَلِّقُهَا ثُمَّ يَتَزَوَّجُهَا رَجُلٌ آخَرُ فَيُطَلِّقُهَا قَبْلَ أَنْ يَدْخُلَ بِهَا، فَتَرْجِعَ إِلَى زَوْجِهَا الْأَوَّلِ؟ قَالَ: «لَا، حَتَّى تَذُوقَ الْعُسَيْلَةَ». صحيح لغيره [ن 3414، جه 1933]
2458 — От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что относительно человека, у которого была жена, и он развёлся с ней, после чего она вышла замуж за другого мужчину, который развёлся с ней до того, как вступил с ней в близость, и может ли она вернуться к первому мужу, Пророк ﷺ сказал: «Нет, пока она не вкусит сладость (супружеской близости)».◊ ан-Насаи 3414, Ибн Маджа 1933.
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
7. О разводе в состоянии потери самообладания
2459- عَنْ عَائِشَةُ قَالَتْ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ: «لَا طَلَاقَ، وَلَا عَتَاقَ فِي غِلَاقٍ». ولفظ ابن ماجه: «لَا طَلَاقَ وَلَا عَتَاقَ فِي إِغْلَاقٍ» ضعيف [د 2193، جه 2046]
2459 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет развода и нет освобождения раба в состоянии полной потери самообладания».◊ Абу Дауд 2193, Ибн Маджа 2046. аль-Альбани и аль-Арнаут назвали хадис «хасан». Ясир Абу Тамим назвал слабым. (См. «Тахкъикъ аль-Ма‘алим» Ясир Абу Тамим).
8. О разводе больного или под принуждением или пьяного или в шутку
2460- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: «ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ». حسن لغيره [د 2194، ت 1184، جه 2039 ]
2460 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Три вещи, в которых и серьёзность является серьёзностью и шутка является серьёзностью: это — брак, развод и возвращение жены после развода (в течение ожидательного срока-ʻидды)».◊ Абу Дауд 2194, ат-Тирмизи 1184, Ибн Маджа 2039.
2461- عَنْ مَالِكٍ، أَنَّهُ سَمِعَ رَبِيعَةَ بْنَ أَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ، يَقُولُ: بَلَغَنِي أَنَّ امْرَأَةَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ سَأَلَتْهُ أَنْ يُطَلِّقَهَا، فَقَالَ: «إِذَا حِضْتِ ثُمَّ طَهُرْتِ فَآذِنِينِي، فَلَمْ تَحِضْ حَتَّى مَرِضَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عَوْفٍ، فَلَمَّا طَهُرَتْ آذَنَتْهُ فَطَلَّقَهَا الْبَتَّةَ أَوْ تَطْلِيقَةً لَمْ يَكُنْ بَقِيَ لَهُ عَلَيْهَا مِنَ الطَّلَاقِ غَيْرُهَا، وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عَوْفٍ يَوْمَئِذٍ مَرِيضٌ، فَوَرَّثَهَا عُثْمَانُ بْنُ عَفَّانَ مِنْهُ بَعْدَ انْقِضَاءِ عِدَّتِهَا». منقطع [ط 1209]
2461 — От Малика сообщается, что он слышал, как Раби‘а ибн Абу ‘Абду-Ррахман сказал: «До меня дошло, что жена ‘Абду-Ррахмана ибн ‘Ауфа попросила его развести её, и он сказал: «После того как у тебя будет менструация, а затем ты очистишься, сообщи мне». У неё не было менструаций, пока не заболел ‘Абду-Ррахман ибн ‘Ауф. Очистившись, она сообщила ему, и он развёл её окончательным разводом. Либо развёл разводом, после которого у него не оставалось других разводов помимо этого. И в это время ‘Абду-Ррахман ибн ‘Ауф болел. Затем ‘Усман ибн ‘Аффан включил её в число его наследников уже после окончания её ‘идды».◊ аль-Муатта 1209. Иснад прерван. (См. «Тахкъикъ аль-Ма‘алим» Ясир Абу Тамим).
2462- عَنْ ثَابِتِ بْنِ الْأَحْنَفِ، أَنَّهُ تَزَوَّجَ أُمَّ وَلَدٍ لِعَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ زَيْدِ بْنِ الْخَطَّابِ، قَالَ: فَدَعَانِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ زَيْدِ بْنِ الْخَطَّابِ فَجِئْتُهُ فَدَخَلْتُ عَلَيْهِ، فَإِذَا سِيَاطٌ مَوْضُوعَةٌ، وَإِذَا قَيْدَانِ مِنْ حَدِيدٍ، وَعَبْدَانِ لَهُ قَدْ أَجْلَسَهُمَا، فَقَالَ: طَلِّقْهَا وَإِلَّا وَالَّذِي يُحْلَفُ بِهِ فَعَلْتُ بِكَ كَذَا وَكَذَا، قَالَ: فَقُلْتُ: هِيَ الطَّلَاقُ أَلْفًا، قَالَ: فَخَرَجْتُ مِنْ عِنْدِهِ، فَأَدْرَكْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ بِطَرِيقِ مَكَّةَ فَأَخْبَرْتُهُ بِالَّذِي كَانَ مِنْ شَأْنِي، فَتَغَيَّظَ عَبْدُ اللَّهِ، وَقَالَ: «لَيْسَ ذَلِكَ بِطَلَاقٍ، وَإِنَّهَا لَمْ تَحْرُمْ عَلَيْكَ، فَارْجِعْ إِلَى أَهْلِكَ، قَالَ: فَلَمْ تُقْرِرْنِي نَفْسِي، حَتَّى أَتَيْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ الزُّبَيْرِ، وَهُوَ يَوْمَئِذٍ بِمَكَّةَ أَمِيرٌ عَلَيْهَا، فَأَخْبَرْتُهُ بِالَّذِي كَانَ مِنْ شَأْنِي، وَبِالَّذِي قَالَ لِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ قَالَ: فَقَالَ لِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ: لَمْ تَحْرُمْ عَلَيْكَ فَارْجِعْ إِلَى أَهْلِكَ، وَكَتَبَ إِلَى جَابِرِ بْنِ الْأَسْوَدِ الزُّهْرِيِّ، وَهُوَ أَمِيرُ الْمَدِينَةِ يَأْمُرُهُ أَنْ يُعَاقِبَ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، وَأَنْ يُخَلِّيَ بَيْنِي وَبَيْنَ أَهْلِي، قَالَ: فَقَدِمْتُ الْمَدِينَةَ، فَجَهَّزَتْ صَفِيَّةُ امْرَأَةُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ امْرَأَتِي حَتَّى أَدْخَلَتْهَا عَلَيَّ بِعِلْمِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ ثُمَّ دَعَوْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ يَوْمَ عُرْسِي لِوَلِيمَتِي فَجَاءَنِي». صحيح [ ط 1245]
2462 — От Сабита ибн аль-Ахнафа сообщается, что он сказал: «Я женился на матери ребёнка(*) ‘Абду-Ррахмана ибн Зейда ибн аль-Хаттаба и меня позвал (его сын) ‘Абду-Ллах ибн ‘Абду-Ррахман ибн Зайд ибн аль-Хаттаб, и я пришёл к нему. Когда я вошёл, увидел приготовленные плети, две железные оковы и его двух рабов, которых он усадил около себя. Он сказал: «Разведись с ней, а иначе, клянусь Тем, Кем клянутся, я сделаю с тобой то-то и то-то». Я сказал: «Она разведена тысячу раз». Затем я вышел от него и догнал ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) по дороге в Мекку и рассказал ему о случившемся. ‘Абду-Ллах разгневался и сказал: «Это не является разводом, и она не стала для тебя запретной, поэтому вернись к своей жене». Однако моя душа не успокоилась, и я пришёл к ‘Абду-Ллаху ибн аз-Зубайру (да будет доволен им Аллах), который в то время был правителем Мекки, и сообщил ему о своём деле и о том, что сказал мне ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар. ‘Абду-Ллах ибн аз-Зубайр сказал: «Она не стала тебе запретной, так что вернись к своей жене». Затем он написал Джабиру ибн аль-Асуаду аз-Зухри, который был правителем Медины, приказав ему наказать ‘Абду-Ллаха ибн ‘Абду-Ррахмана и позволить мне быть со своей женой. Затем я вернулся в Медину, и Сафийя, жена ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара, подготовила мою жену и ввела её ко мне с ведома ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара. После этого в день свадебного угощения я позвал ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара, и он пришёл на угощение».◊ аль-Муатта 1245.
(*) Мать ребёнка (умм уаляд) – так называли рабыню, которая родила ребёнка от своего хозяина. Со смертью хозяина, она становилась свободной.
2463- عَنْ مَالِكٍ أَنَّهُ بَلَغَهُ، أَنَّ سَعِيدَ بْنَ الْمُسَيِّبِ وَسُلَيْمَانَ بْنَ يَسَارٍ سُئِلَا عَنْ طَلَاقِ السَّكْرَانِ؟ فَقَالَا: «إِذَا طَلَّقَ السَّكْرَانُ جَازَ طَلَاقُهُ، وَإِنْ قَتَلَ قُتِلَ بِهِ» قَالَ مَالِكٌ: «وَعَلَى ذَلِكَ الْأَمْرُ عِنْدَنَا». صحيح [ ط 1249]
2463 — От Малика сообщается, что до него дошло, что Са‘ид ибн аль-Мусаййиб и Сулейман ибн Ясар были спрошены о разводе пьяного, и сказали: «Если пьяный разведётся со своей женой — его развод действителен. И если пьяный совершит убийство — его казнят за это». Малик сказал: «И таковым же является решение относительно этого у нас (в Медине)».◊ аль-Муатта 1249.
9. О разводе умалишённого
2464- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «كُلُّ طَلَاقٍ جَائِزٌ، إِلَّا طَلَاقَ المَعْتُوهِ المَغْلُوبِ عَلَى عَقْلِهِ». ضعيف جدا [ ت 1191]
2464 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждый развод действителен, кроме развода слабоумного, не владеющего своим рассудком».(*)◊ ат-Тирмизи 1191. Слабый хадис. Достоверен, как высказывание самого Абу Хурайры (См. «Тахкъикъ аль-Ма‘алим» Ясир Абу Тамим).
(*) Ибн аль-Къайим передал: «Наш шейх (Ибн Таймия) сказал: закрытость (аль-игълякъ) — это отсутствие у человека осознания и намерения. Поэтому к этому относится развод, произнесённый лишённым рассудка, или одержимым, или пьяным, или принуждённым, или разгневанным до такой степени, когда он не понимает, что говорит; потому что для каждого из этих людей закрыта дверь осознания и намерения. А развод действителен только от того, кто стремится к нему и осознаёт его. А Аллаху это ведомо лучше». (См. «Тахзиб Сунан Аби Дауд» 1/524).
10. О разводе, произнесённом иносказательно
2465- عَنْ أَبِي بَكْرِ بْنِ حَزْمٍ، أَنَّ عُمَرَ بْنَ عَبْدِ الْعَزِيزِ قَالَ لَهُ «الْبَتَّةُ مَا يَقُولُ النَّاسُ فِيهَا؟» قَالَ أَبُو بَكْرٍ فَقُلْتُ لَهُ كَانَ أَبَانُ بْنُ عُثْمَانَ يَجْعَلُهَا وَاحِدَةً، فَقَالَ عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ: لَوْ كَانَ الطَّلَاقُ أَلْفًا مَا أَبْقَتِ الْبَتَّةُ مِنْهَا شَيْئًا، مَنْ قَالَ: الْبَتَّةَ فَقَدْ رَمَى الْغَايَةَ الْقُصْوَى». إسناده صحيح [ ط 1170]
2465 — От Абу Бакра ибн Хазма сообщается, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз спросил его: «Что говорят люди (учёные) о выражении «аль-батта» в разводе?» Абу Бакр ответил: «Абан ибн ‘Усман считал, что это — один развод». Тогда ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал: «Если бы разводов (дозволяющих возвращение) было хоть тысяча, выражение «аль-батта» (окончательно) не оставило бы из них ни одного. Кто сказал «аль-батта», тот уже достиг крайней границы».◊ аль-Муатта 1170.
2466- عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، عن مَرْوَانَ بْنَ الْحَكَمِ أَنَّه كَانَ يَقْضِي فِي الَّذِي يُطَلِّقُ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ أَنَّهَا ثَلاَثُ تَطْلِيقَاتٍ. إسناده صحيح [ ط 1171]
2466 — От Ибн Шихаба сообщается, что Маруан ибн аль-Хакам в отношении того, кто давал развод своей жене словами: «аль-батта» (окончательно), выносил постановление, что это — три развода.◊ аль-Муатта 1171.
2467- عَنْ نَافِعٍ، أَنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ كَانَ يَقُولُ: «فِي الْخَلِيَّةِ وَالْبَرِيَّةِ، إِنَّهَا ثَلَاثُ تَطْلِيقَاتٍ كُلُّ وَاحِدَةٍ مِنْهُمَا». إسناده صحيح [ ط 1174]
2467 — От Нафи‘а сообщается, что ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Что касается выражений «аль-халия» (полностью свободная) и «аль-бария» (полностью избавленная), то каждое из этих выражений означает три развода».◊ аль-Муатта 1174.
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
11. Развод, обусловленный каким-либо условием
2468- عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ رَضِىَ اللَّهُ عَنْهُ: فِى رَجُلٍ قَالَ لاِمْرَأَتِهِ: إِنْ فَعَلَتْ كَذَا وَكَذَا فَهِىَ طَالِقٌ فَتَفْعَلُهُ قَالَ: هِىَ وَاحِدَةٌ وَهُوَ أَحَقُّ بِهَا. ضعيف منقطع [هق 7 /356 ]
2468 — От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается относительно мужчины, который сказал своей жене: «Если ты сделаешь то-то и то-то, ты разведена», — и она это сделала. Он сказал: «Это один развод, и муж вправе вернуть её».◊ аль-Байхакъи 7/356. Иснад прерван. (См. «Тахкъикъ аль-Ма‘алим» Ясир Абу Тамим).
2469- عَنْ إِبْرَاهِيمَ فِي رَجُلٍ قَالَ لِامْرَأَتِهِ: هِيَ طَالِقٌ إِلَى سَنَةٍ قَالَ: «هِيَ امْرَأَتُهُ يَسْتَمْتِعُ مِنْهَا إِلَى سَنَةٍ» وَرُوِيَ مِثْلُ ذَلِكَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا وَبِهِ قَالَ عَطَاءٌ وَجَابِرُ بْنُ زَيْدٍ. إسناده صحيح [هق 7 /356 ]
2469 — От Ибрахима сообщается о человеке, который сказал своей жене: «Ты разведена с истечением года». Он сказал: «Она остаётся его женой, и он может вступать с ней в супружескую близость до истечения года». Подобное сообщение приводится также от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Такого же мнения придерживались ‘Ата и Джабир ибн Зейд.◊ аль-Байхакъи 7/356.
2470- عَنِ الشَّعْبِيِّ فِي رَجُلٍ قَالَ لِامْرَأَتِهِ: أَنْتِ طَالِقٌ إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ قَالَ: «هِيَ امْرَأَتُهُ يَوْمَ طَلَّقَهَا حَتَّى يَجِيءَ رَمَضَانُ». ضعيف [هق 7 /356 ] في إسناده:جابر- وهو بن يزيد الجعفي. وهو متروك
2470 — От аш-Ша‘би сообщается о человеке, который сказал своей жене: «Ты разведена с приходом Рамадана». Он сказал: «Она остаётся его женой с момента развода до наступления Рамадана».◊ аль-Байхакъи 7/356. Слабое сообщение. В его иснаде — Джабир Ибн Язид аль-Джу‘фи, который является неприемлемым среди ученых, как передатчик. (См. «Тахкъикъ аль-Ма‘алим» Ясир Абу Тамим).
12. Развод до брака
2471- عَنْ الْمِسْوَرِ بْنِ مَخْرَمَةَ عَنْ النَّبِيِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «لَا طَلَاقَ قَبْلَ نِكَاحٍ، وَلَا عِتْقَ قَبْلَ مِلْكٍ». حسن [ جه 2048]
2471 — От аль-Мисуара ибн Махрамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Нет развода до брака и нет освобождения раба до обладания им».◊ Ибн Маджа 2048.
2472- عَنْ مُعَاوِيَةَ بْنِ أَبِي عَيَّاشٍ الْأَنْصَارِيِّ أَنَّهُ كَانَ جَالِسًا مَعَ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الزُّبَيْرِ وَعَاصِمِ بْنِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ، قَالَ فَجَاءَهُمَا مُحَمَّدُ بْنُ إِيَاسِ بْنِ الْبُكَيْرِ فَقَالَ: إِنَّ رَجُلًا مِنْ أَهْلِ الْبَادِيَةِ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ ثَلَاثًا قَبْلَ أَنْ يَدْخُلَ بِهَا، فَمَاذَا تَرَيَانِ؟ فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ إِنَّ هَذَا الْأَمْرَ مَا لَنَا فِيهِ قَوْلٌ، فَاذْهَبْ إِلَى عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ وَأَبِي هُرَيْرَةَ فَإِنِّي تَرَكْتُهُمَا عِنْدَ عَائِشَةَ، فَسَلْهُمَا ثُمَّ ائْتِنَا فَأَخْبِرْنَا، فَذَهَبَ فَسَأَلَهُمَا، فَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ لِأَبِي هُرَيْرَةَ: أَفْتِهِ يَا أَبَا هُرَيْرَةَ فَقَدْ جَاءَتْكَ مُعْضِلَةٌ، فَقَالَ أَبُو هُرَيْرَةَ: " الْوَاحِدَةُ تُبِينُهَا، وَالثَّلَاثَةُ تُحَرِّمُهَا، حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ وَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ مِثْلَ ذَلِكَ». إسناده صحيح [ ط 1206]
2472 — От Му‘ауии ибн Абу ‘Айяша аль-Ансари сообщается, что он сказал: «Когда я сидел с ‘Абду-Ллахом ибн аз-Зубайром и ‘Асымом ибн ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, к ним пришёл Мухаммад ибн Ийяс ибн аль-Букейр и сказал: «Один бедуин развёл свою жену трижды до того, как уединился с ней. Что вы можете сказать по этому поводу?». ‘Абду-Ллах ибн аз-Зубайр сказал: «В этом вопросе у нас не может быть собственного мнения. Иди к ‘Абду-Ллаху ибн ‘Аббасу и Абу Хурайре, поистине, я оставил их у ‘Аиши, и спроси их, а потом приди и расскажи нам». Тот пошёл и спросил их. Тогда ‘Абду-Ллах ибн ‘Аббас сказал Абу Хурайре: «Дай ему фетву, о Абу Хурайра, ведь к тебе пришёл трудный вопрос». Абу Хурайра сказал: «Первый из этих разводов полностью освобождает её от него, а три развода делают её запретной для него, пока она не выйдет замуж за другого супруга (и не разведётся с ним)». Затем Ибн ‘Аббас сказал то же самое».◊ аль-Муатта 1206.
13. Развод — это право того, кто держит за голень (т.е. обладает женой)
2473- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: أَتَى النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم رَجُلٌ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ سَيِّدِي زَوَّجَنِي أَمَتَهُ، وَهُوَ يُرِيدُ أَنْ يُفَرِّقَ بَيْنِي وَبَيْنَهَا، قَالَ: فَصَعِدَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم الْمِنْبَرَ، فَقَالَ: «يَا أَيُّهَا النَّاسُ، مَا بَالُ أَحَدِكُمْ يُزَوِّجُ عَبْدَهُ أَمَتَهُ، ثُمَّ يُرِيدُ أَنْ يُفَرِّقَ بَيْنَهُمَا، إِنَّمَا الطَّلَاقُ لِمَنْ أَخَذَ بِالسَّاقِ». حسن لغيره [ جه 2081]
2473 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к Пророку ﷺ пришёл человек и сказал: «О Посланник Аллаха, мой господин женил меня на своей рабыне, а теперь он хочет разлучить нас». Тогда Посланник Аллаха ﷺ поднялся на минбар и сказал: «О люди, почему один из вас сначала женит своего раба на своей рабыне, а потом желает разлучить их? Поистине, право на развод принадлежит только тому, кто держит за голень (то есть обладает женой)».◊ Ибн Маджа 2081.
14. О том, кто предоставил жене право на развод
2474- عَنْ مَالِكٍ أَنَّهُ بَلَغَهُ، أَنَّ رَجُلًا جَاءَ إِلَى عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ، فَقَالَ: يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ إِنِّي «جَعَلْتُ أَمْرَ امْرَأَتِي فِي يَدِهَا، فَطَلَّقَتْ نَفْسَهَا»، فَمَاذَا تَرَى؟ فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ: " أُرَاهُ كَمَا قَالَتْ، فَقَالَ الرَّجُلُ: لَا تَفْعَلْ يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ، فَقَالَ ابْنُ عُمَرَ: «أَنَا أَفْعَلُ؟ أَنْتَ فَعَلْتَهُ». صحيح لغيره [ ط 1177]
2474 — От Малика сообщается, что до него дошло, что один человек пришёл к ‘Абду-Ллаху ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О Абу ‘Абду-Ррахман, я передал право развода своей жене, и она развела себя. Каково твоё мнение относительно этого?» ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар ответил: «Я считаю, что дело обстоит так, как она сказала». Тогда тот человек сказал: «Не делай так, о Абу ‘Абду-Ррахман!» На что Ибн ‘Умар ответил: «Я что ли делаю? Ты сам это сделал».◊ аль-Муатта 1177.
2475- عَنْ خَارِجَةَ بْنِ زَيْدِ أَنَّهُ كَانَ جَالِسًا عِنْدَ زَيْدِ بْنِ ثَابِتٍ، فَأَتَاهُ مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عَتِيقٍ , وَعَيْنَاهُ تَدْمَعَانِ، فَقَالَ لَهُ زَيْدٌ بن ثابت: مَا شَأْنُكَ؟ فَقَالَ: مَلَّكْتُ امْرَأَتِي أَمْرَهَا فَفَارَقَتْنِي، فَقَالَ لَهُ زَيْدٌ بن ثابت: مَا حَمَلَكَ عَلَى ذَلِكَ؟ فقَالَ له: الْقَدَرُ، فَقَالَ له زَيْدٌ بن ثابت: ارْتَجِعْهَا إِنْ شِئْتَ، فَإِنَّمَا هِيَ وَاحِدَةٌ , وَأَنْتَ أَمْلَكُ بِهَا". إسناده صحيح [ ط 1179]
2475 — От Хариджа ибн Зайда сообщается, что как-то он сидел рядом с Зейдом ибн Сабитом (да будет доволен им Аллах), когда к нему пришёл Мухаммад ибн Абу ‘Атикъ с глазами полными слёз. Зейд ибн Сабит спросил его: «Что с тобой?» Он ответил: «Я предоставил своей жене право её развода, и она разлучилась со мной». Тогда Зейд ибн Сабит сказал: «Что побудило тебя к этому?» Он ответил: «Предопределение». Зейд ибн Сабит сказал ему: «Если хочешь, верни её, ведь это только один развод, и ты больше всех имеешь право на неё».◊ аль-Муатта 1179.
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
15. Предоставление жене выбора не считается разводом
2476- (ق) عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: «خَيَّرَنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، فَاخْتَرْنَا اللَّهَ وَرَسُولَهُ، فَلَمْ يَعُدَّ ذَلِكَ عَلَيْنَا شَيْئًا».
- وفي رواية لهما: عَنْ مَسْرُوقٍ، قَالَ: سَأَلْتُ عَائِشَةَ، عَنِ الخِيَرَةِ، فَقَالَتْ: «خَيَّرَنَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم، أَفَكَانَ طَلاَقًا؟». صحيح [خ 5263] صحيح [خ 5262، م 1477]
— В другой версии от Масрукъа сообщается, что он сказал: «Я спросил ‘Аишу о предоставлении выбора, и она сказала: «Посланник Аллаха ﷺ предоставил нам выбор, но разве это стало разводом?»».
◊ аль-Бухари 5263, 5262, Муслим 1477.
(*) Речь идёт об аятах: «О, Пророк! Скажи своим жёнам (которые собрались у тебя, прося увеличить расходы на них): «Если вы желаете земной жизни и её прикрас, то придите, и я наделю вас благами (из того, что у меня есть) и отпущу вас прекрасным способом (дав развод). А если вы хотите довольства Аллаха и довольства Его Посланника и Обители Вечности, то (проявляйте терпение и знайте, что) Аллах приготовил искренне добродеющим из вас великую награду»». (33:28,29).
2477- عَنْ عَائِشَةَ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ - رضي الله عنها - أَنَّهَا خَطَبَتْ عَلَى عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ أَبِي بَكْرٍ، قُرَيْبَةَ بِنْتَ أَبِي أُمَيَّةَ , فَزَوَّجُوهُ، ثُمَّ إِنَّهُمْ عَتَبُوا عَلَى عَبْدِ الرَّحْمَنِ، فقَالُوا: مَا زَوَّجْنَا إِلاَّ عَائِشَةَ، فَأَرْسَلَتْ عَائِشَةُ إِلَى عَبْدِ الرَّحْمَنِ، فَذَكَرَتْ ذَلِكَ لَهُ، فَجَعَلَ أَمْرَ قُرَيْبَةَ بِيَدِ قريبة فَاخْتَارَتْ زَوْجَهَا فَلَمْ يَكُنْ ذَلِكَ طَلاَقًا. إسناده صحيح [ ط 1181]
2477 — От ‘Аиши, матери верующих (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что она засватала Къурайбу бинт Абу Умайя за ‘Абду-Ррахмана ибн Абу Бакра. Брак был заключён, но затем родственникам Къурайбы не понравилось что-то в поведении ‘Абду-Ррахмана, и они сказали: «Мы не выдали её замуж, кроме как из-за ‘Аиши». Тогда ‘Аиша послала к ‘Абду-Ррахману и передала ему их слова. Тогда он предоставил Къурайбе самой решить относительно себя (уйти или остаться с ним), и она выбрала остаться со своим мужем. И это не считалось разводом.◊ аль-Муатта 1181.
[ وانظر:3697]
Смотрите также хадис № 3697
3697-(ق) عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: أَنَّهُ قَالَ: مَكَثْتُ سَنَةً أُرِيدُ أَنْ أَسْأَلَ عُمَرَ بْنَ الخَطَّابِ عَنْ آيَةٍ، فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَسْأَلَهُ هَيْبَةً لَهُ، حَتَّى خَرَجَ حَاجًّا فَخَرَجْتُ مَعَهُ، فَلَمَّا رَجَعْنَا وَكُنَّا بِبَعْضِ الطَّرِيقِ عَدَلَ إِلَى الأَرَاكِ لِحَاجَةٍ لَهُ، قَالَ: فَوَقَفْتُ لَهُ حَتَّى فَرَغَ ثُمَّ سِرْتُ مَعَهُ، فَقُلْتُ: يَا أَمِيرَ المُؤْمِنِينَ مَنِ اللَّتَانِ تَظَاهَرَتَا عَلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم مِنْ أَزْوَاجِهِ؟ فَقَالَ: تِلْكَ حَفْصَةُ وَعَائِشَةُ، قَالَ: فَقُلْتُ: وَاللَّهِ إِنْ كُنْتُ لَأُرِيدُ أَنْ أَسْأَلَكَ عَنْ هَذَا مُنْذُ سَنَةٍ، فَمَا أَسْتَطِيعُ هَيْبَةً لَكَ، قَالَ: فَلاَ تَفْعَلْ مَا ظَنَنْتَ أَنَّ عِنْدِي مِنْ عِلْمٍ فَاسْأَلْنِي، فَإِنْ كَانَ لِي عِلْمٌ خَبَّرْتُكَ بِهِ. صحيح [خ 4913، م 1479]
(3697) — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Я целый год хотел спросить ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) об одном аяте, но из уважения и почтения к нему не мог решиться на это. Когда он отправился в Хадж, я отправился вместе с ним. А когда мы возвращались и были на одном из путей, он свернул к деревьям арак для справления нужды. Я ждал, пока он закончит, затем пошёл сопровождая его и сказал: «О повелитель правоверных, кто были те две женщины из его жён (упомянутых в Коране (66:4)), которые поддержали друг друга против Пророка ﷺ?» Он ответил: «Это были Хафса и ‘Аиша». Я сказал: «Клянусь Аллахом, я хотел спросить тебя об этом уже на протяжении года, но не осмеливался из почтения к тебе». Он сказал: «Не делай так. Если ты думаешь, что у меня есть знание о чём-то, то спрашивай меня, и если я буду знать, то сообщу тебе»».◊ аль-Бухари 4913, Муслим 1479.
16. Грех того, кто настраивает женщину против мужа
2478- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «مَنْ خَبَّبَ زَوْجَةَ امْرِئٍ، أَوْ مَمْلُوكَهُ فَلَيْسَ مِنَّا».
- وفي رواية: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ». صحيح [د 2175، 5170]
— В другой версии сказано: «Не из нас тот, кто настроил женщину против её мужа или раба против его господина».
◊ Абу Дауд 2175, 5170.
17. Возврат жены после развода и засвидетельствование этого
Всевышний Аллах сказал:
﴿يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ إِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحۡصُواْ ٱلۡعِدَّةَۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمۡۖ لَا تُخۡرِجُوهُنَّ مِنۢ بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخۡرُجۡنَ إِلَّآ أَن يَأۡتِينَ بِفَٰحِشَةٖ مُّبَيِّنَةٖۚ وَتِلۡكَ حُدُودُ ٱللَّهِۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَقَدۡ ظَلَمَ نَفۡسَهُۥۚ لَا تَدۡرِي لَعَلَّ ٱللَّهَ يُحۡدِثُ بَعۡدَ ذَٰلِكَ أَمۡرٗا 1 فَإِذَا بَلَغۡنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمۡسِكُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ فَارِقُوهُنَّ بِمَعۡرُوفٖ وَأَشۡهِدُواْ ذَوَيۡ عَدۡلٖ مِّنكُمۡ ﴾ [الطلاق: 1-2]
«О Пророк, когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они сами не покидают их, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, возможно, Аллах решит иначе (так, чтобы он вернул её). Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему и призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (65:1,2).2479- عَنْ عُمَرَ: «أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم طَلَّقَ حَفْصَةَ، ثُمَّ رَاجَعَهَا». صحيح [د 2283، ن 3562، جه 2016، مي 2310]
2479 — От ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ развёлся с Хафсой, а затем вернул её обратно.◊ Абу Дауд 2283, ан-Насаи 3562, Ибн Маджа 2016, ад-Дарими 2310.
2480- عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ، أَنَّهُ سُئِلَ عَنِ الرَّجُلِ يُطَلِّقُ امْرَأَتَهُ، ثُمَّ يَقَعُ بِهَا، وَلَمْ يُشْهِدْ عَلَى طَلَاقِهَا، وَلَا عَلَى رَجْعَتِهَا، فَقَالَ: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ عَلَى طَلَاقِهَا، وَعَلَى رَجْعَتِهَا، وَلَا تَعُدْ». حسن [د 2186، جه 2025]
2480 — От ‘Имрана ибн Хусейна (да будет доволен им Аллах) сообщается, что его спросили о человеке, который развёлся со своей женой, затем сошёлся с ней, не засвидетельствовав ни развод, ни возвращение. Он сказал: «Ты развёлся не по Сунне и вернул не по Сунне. Засвидетельствуй же (сейчас) и то, что ты дал ей развод, и то, что ты её вернул, и больше так не поступай».◊ Абу Дауд 2186, Ибн Маджа 2025.