Ассаляму алейкум! Хочу узнать достоверный ли хадис о том,что тыква-это овощ пророка Йунуса сына Мута(мир им)?
А также достоверный ли хадис: "О,Аиша! Когда поставишь котел,то увеличивай в нем тыкву. Она делает радостным печальное сердце."?
Хадис о тыкве
Re: Хадис о тыкве
Уа ‘алейкум ас-салям уа рахматуллахи уа баракатух!
Что касается вашего вопроса о хадисе, о том, является ли тыква овощем пророка Йунуса ибн Матта (кстати, правильно писать не Мута, а Матта, как это разъясняется в «Фатх аль-Бари»), мир ему, то нам известен аят Корана об этом, однако есть ли на эту тему хадис, Аллаху ведомо лучше! Вот эти аяты:
«Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены. Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. Мы взрастили над ним (или возле него) тыкву». (Стоящие в ряд, 139-146).
Что касается хадиса о полезных свойствах тыквы, то данный хадис Ибн аль-Каййим в «Заду ль-Ма’ад» 4/404 и ибн Муфлих в «аль-Адаб» 3/93 отнесли к книге «аль-Гайляният», однако умолчали о степени его достоверности, и в этой книге они приводятся под номерами 956 и 957. Книга «аль-Гайляният» более известна под названием «Китаб аль-Фауаид» Хафиза Абу Бакра аш-Шафи’и аль-Баззаза.
Он привел его через два пути передачи, от Хишама ибн ‘Урвы, а тот от своего отца, а тот от ‘Аиши. В первой версии он звучит так:
يا عائشة إذا طبخت فأكثري فيه الدباء ؛ فإنه يشد قلب الحزين
«О ‘Аиша, когда ты готовишь, то увеличивай в этом тыкву, ибо она укрепляет печальное сердце!»
Во второй – так:
يا عائشة إذا طبختم قدرا فأكثروا فيها من الدباء ؛ فإنه يشد قلب الحزين
«О ‘Аиша, когда вы готовите в котле, то увеличивайте в нем тыкву, ибо она укрепляет печальное сердце».
После того как исследователь книги «аль-Гайляният» (изданной "Мактабой ибн аль-Джаузи") указал на слабость обоих иснадов этого хадиса, он передал слова аль-Мунауи (аль-Файд 5/207), о том, что Хафиз аль-‘Ираки сказал об этом хадисе: «Не достоверный».
Что касается вашего вопроса о хадисе, о том, является ли тыква овощем пророка Йунуса ибн Матта (кстати, правильно писать не Мута, а Матта, как это разъясняется в «Фатх аль-Бари»), мир ему, то нам известен аят Корана об этом, однако есть ли на эту тему хадис, Аллаху ведомо лучше! Вот эти аяты:
«Йунус (Иона) также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены. Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. Мы взрастили над ним (или возле него) тыкву». (Стоящие в ряд, 139-146).
Что касается хадиса о полезных свойствах тыквы, то данный хадис Ибн аль-Каййим в «Заду ль-Ма’ад» 4/404 и ибн Муфлих в «аль-Адаб» 3/93 отнесли к книге «аль-Гайляният», однако умолчали о степени его достоверности, и в этой книге они приводятся под номерами 956 и 957. Книга «аль-Гайляният» более известна под названием «Китаб аль-Фауаид» Хафиза Абу Бакра аш-Шафи’и аль-Баззаза.
Он привел его через два пути передачи, от Хишама ибн ‘Урвы, а тот от своего отца, а тот от ‘Аиши. В первой версии он звучит так:
يا عائشة إذا طبخت فأكثري فيه الدباء ؛ فإنه يشد قلب الحزين
«О ‘Аиша, когда ты готовишь, то увеличивай в этом тыкву, ибо она укрепляет печальное сердце!»
Во второй – так:
يا عائشة إذا طبختم قدرا فأكثروا فيها من الدباء ؛ فإنه يشد قلب الحزين
«О ‘Аиша, когда вы готовите в котле, то увеличивайте в нем тыкву, ибо она укрепляет печальное сердце».
После того как исследователь книги «аль-Гайляният» (изданной "Мактабой ибн аль-Джаузи") указал на слабость обоих иснадов этого хадиса, он передал слова аль-Мунауи (аль-Файд 5/207), о том, что Хафиз аль-‘Ираки сказал об этом хадисе: «Не достоверный».