Основы и правила в фикхе
Основы и правила в фикхе
Ас-Саляму аляйкум!
Здесь хотелось бы обсуждать об основах и правилах в фикхе.
Какие есть правила? Откуда взяты эти правила? Какие есть исключения? Почему? И т.д.и т.п..
Если мы поймем вещи по основам, усвоим правила, то инша Аллах, думаю дальше многие вещи сами по себе раскроются.
Итак, одно из правил шариата, которое я усвоил, гласило: Поклоняться Аллаху запрещено другим способом, кроме того, как научил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует.
Довод: «Если кто-нибудь совершит поступок, несовместимый с нашим делом, он будет отвергнут». Имам Муслим.
Есть ли еще доводы на это правило?
Какие есть еще правила?
Дай, Аллах, нам всем правильное понимание шариата и укрепи тех, кто учит нас этому!
Здесь хотелось бы обсуждать об основах и правилах в фикхе.
Какие есть правила? Откуда взяты эти правила? Какие есть исключения? Почему? И т.д.и т.п..
Если мы поймем вещи по основам, усвоим правила, то инша Аллах, думаю дальше многие вещи сами по себе раскроются.
Итак, одно из правил шариата, которое я усвоил, гласило: Поклоняться Аллаху запрещено другим способом, кроме того, как научил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует.
Довод: «Если кто-нибудь совершит поступок, несовместимый с нашим делом, он будет отвергнут». Имам Муслим.
Есть ли еще доводы на это правило?
Какие есть еще правила?
Дай, Аллах, нам всем правильное понимание шариата и укрепи тех, кто учит нас этому!
Re: Основы и правила в фикхе
Ас-Саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Правила по фикху изучает наука Усуль-фикх. Есть на этом сайте книга Шейха Уаймина под названием Усуль-мин гильми усуль". Также на одном из Уфимских сайтах есть книга одного брата по Уфуль-фикх ханафитской школы.
Правила по фикху изучает наука Усуль-фикх. Есть на этом сайте книга Шейха Уаймина под названием Усуль-мин гильми усуль". Также на одном из Уфимских сайтах есть книга одного брата по Уфуль-фикх ханафитской школы.
Re: Основы и правила в фикхе
Уа алейкум салам уа рахматуллах!
Я думаю, брат, что правило которое ты привел лучше было бы преподнести в паре с другим. С каким? Предоставим слово уважаемому шейху Абдур-Рахману ибн Насыру ас-Саъди, да помилует его Аллах:
"Основой в обрядах поклонения является запрещенность (хазр), поэтому ничто не может быть узаконено как обряд поклонения, кроме того, что было узаконено Аллахом и Его посланником.
Основой же в бытовых вопросах является дозволенность (ибаха), поэтому ничто из этого не может считаться запрещенным, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник.
Это правило содержит в себе две великие основы, на которые не единожды указывают Кур’ан и Сунна!
Относительно первой основы в пример можно привести следующие слова Всевышнего: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» («аш-Шура», 21),
а также неоднократное повеление поклоняться только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого.
Все ученые единодушны в том, что поклонение заключается в повелениях, как обязательного (уаджиб), так и желательного (мустахабб) характера.
Относительно же второй основы в пример можно привести следующий аят: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». («аль-Бакара», 29). То есть, чтобы мы использовали все вещи, которые заключают в себе хоть какую то пользу, кроме тех, относительно которых существует текст шариата запрещающий их. А также слова Аллаха: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благой удел?» («аль-Аъраф», 32). Таким образом мы видим, что Всевышний порицает тех, кто запрещает то, что Он создал для Своих рабов, подобно запрету чего-либо из пищи, напитков, одежды и прочих вещей.
Итак, любое обязательное или желательное деяние, которые вменили Аллах и Его посланник являются поклонением посредством которого надлежит поклоняться Единому Аллаху! Поэтому тот, кто объявляет нечто обязательным или желательным, относительно чего нет указаний ни в Кур’ане ни в Сунне, вводит нововведение (бидъа) в религию, которое не дозволил Аллах, и подобное деяние не принимается от совершившего его, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто совершил нечто, на что не было нашего повеления, это является отвергнутым». Хадис согласован.
Прежде мы уже говорили о том, что условием любого поклонения, является искреннее посвящение его Аллаху, и следование в нем примеру посланника Аллаха.
Знайте же, что нововведения (бидъа) в обрядах поклонения бывают двух видов:
Либо это привнесение нового, в основе своей, вида поклонения, не узаконенного ни Аллахом, ни Его посланником. Либо выполнение существующего обряда поклонения в новом виде, не в том, который был установлен для него Аллахом и Его посланником.
Что же касается всех бытовых вопросов, как пищи, напитков, одежды, повседневных деяний, взаимоотношений между людьми, профессий и ремесел, то в их основу положена абсолютная допустимость. Поэтому тот, кто запретит что-либо из этого, относительно чего нет запрета ни в Кур’ане ни в Сунне, тот является приверженцем нововведений (мубтадиъ), подобно многобожникам, запретившим себе некоторые виды скота, которые дозволили Аллах и Его посланник, или же подобно тому, кто по своему невежеству желает запретить некоторые виды одежд, профессий, современных изобретений, не имея для этого никакого шариатского довода. Однако следует отметить, что вредные и скверные вещи и поступки, относящиеся к категории бытовых, являются запретными, что подробно разъяснено в Кур’ане и Сунне. И тот, кто внимательно исследует сущность подобных вещей, найдет, что они содержат в себе различные виды вреда и пагубных последствий.
Польза, извлекаемая из этих основ – велика! Ибо посредством них мы выявляем нововведения, как в обрядах поклонения, так и в бытовых вопросах. И тот, кто строго будет держаться этих двух основ, тот будет стоек на прямом пути. Тот же, кто не согласен с какой-либо из них - обязан привести довод!"
См. "аль-Кауаъид уаль-Усуль аль-Джамиъа, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бадиъа ан-нафиъа"/31-33.
Я надеюсь, что в будущем, с позволения Аллаха, мы сможем вкратце рассмотреть и другие важные правила фикха с приведением доводов!
Я думаю, брат, что правило которое ты привел лучше было бы преподнести в паре с другим. С каким? Предоставим слово уважаемому шейху Абдур-Рахману ибн Насыру ас-Саъди, да помилует его Аллах:
"Основой в обрядах поклонения является запрещенность (хазр), поэтому ничто не может быть узаконено как обряд поклонения, кроме того, что было узаконено Аллахом и Его посланником.
Основой же в бытовых вопросах является дозволенность (ибаха), поэтому ничто из этого не может считаться запрещенным, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник.
Это правило содержит в себе две великие основы, на которые не единожды указывают Кур’ан и Сунна!
Относительно первой основы в пример можно привести следующие слова Всевышнего: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» («аш-Шура», 21),
а также неоднократное повеление поклоняться только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого.
Все ученые единодушны в том, что поклонение заключается в повелениях, как обязательного (уаджиб), так и желательного (мустахабб) характера.
Относительно же второй основы в пример можно привести следующий аят: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». («аль-Бакара», 29). То есть, чтобы мы использовали все вещи, которые заключают в себе хоть какую то пользу, кроме тех, относительно которых существует текст шариата запрещающий их. А также слова Аллаха: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благой удел?» («аль-Аъраф», 32). Таким образом мы видим, что Всевышний порицает тех, кто запрещает то, что Он создал для Своих рабов, подобно запрету чего-либо из пищи, напитков, одежды и прочих вещей.
Итак, любое обязательное или желательное деяние, которые вменили Аллах и Его посланник являются поклонением посредством которого надлежит поклоняться Единому Аллаху! Поэтому тот, кто объявляет нечто обязательным или желательным, относительно чего нет указаний ни в Кур’ане ни в Сунне, вводит нововведение (бидъа) в религию, которое не дозволил Аллах, и подобное деяние не принимается от совершившего его, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто совершил нечто, на что не было нашего повеления, это является отвергнутым». Хадис согласован.
Прежде мы уже говорили о том, что условием любого поклонения, является искреннее посвящение его Аллаху, и следование в нем примеру посланника Аллаха.
Знайте же, что нововведения (бидъа) в обрядах поклонения бывают двух видов:
Либо это привнесение нового, в основе своей, вида поклонения, не узаконенного ни Аллахом, ни Его посланником. Либо выполнение существующего обряда поклонения в новом виде, не в том, который был установлен для него Аллахом и Его посланником.
Что же касается всех бытовых вопросов, как пищи, напитков, одежды, повседневных деяний, взаимоотношений между людьми, профессий и ремесел, то в их основу положена абсолютная допустимость. Поэтому тот, кто запретит что-либо из этого, относительно чего нет запрета ни в Кур’ане ни в Сунне, тот является приверженцем нововведений (мубтадиъ), подобно многобожникам, запретившим себе некоторые виды скота, которые дозволили Аллах и Его посланник, или же подобно тому, кто по своему невежеству желает запретить некоторые виды одежд, профессий, современных изобретений, не имея для этого никакого шариатского довода. Однако следует отметить, что вредные и скверные вещи и поступки, относящиеся к категории бытовых, являются запретными, что подробно разъяснено в Кур’ане и Сунне. И тот, кто внимательно исследует сущность подобных вещей, найдет, что они содержат в себе различные виды вреда и пагубных последствий.
Польза, извлекаемая из этих основ – велика! Ибо посредством них мы выявляем нововведения, как в обрядах поклонения, так и в бытовых вопросах. И тот, кто строго будет держаться этих двух основ, тот будет стоек на прямом пути. Тот же, кто не согласен с какой-либо из них - обязан привести довод!"
См. "аль-Кауаъид уаль-Усуль аль-Джамиъа, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бадиъа ан-нафиъа"/31-33.
Я надеюсь, что в будущем, с позволения Аллаха, мы сможем вкратце рассмотреть и другие важные правила фикха с приведением доводов!
-
- Сообщения: 31
- Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 00:42
Re: Основы и правила в фикхе
A mojno nayti etu kinigu na rsukom yazike, katoriy ti pisal sitata? Po moemu nazivaetsya: "60 pravila fiqha" avtor Sadiy rahimahullah, Ibn Usaymiy napisal emu sharh. Mni nado perevod na ruskom. A esli netu , brat Jalil Abu ramazan, mojesh perevodit po nemnojku i postavit zdes? Ya dumayu vsem budut polezno!
Re: Основы и правила в фикхе
Полное названеи книги такое: "аль-Кауаъид уаль-Усуль аль-Джамиъа, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бадиъа ан-нафиъа". Однако надо отметить, что в ней действительно содержится именно 60 правил. Вероятно мы говорим об одной и той же книге. На русском языке насколько я знаю ее нет. В будущем, иншаАллах, постараюсь выставлять по порядку ее правила.
-
- Сообщения: 102
- Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08
Re: Основы и правила в фикхе
Уалейкум Ассалям уа рахматуллахи уа баракятух
В дополнение к лекции "основы фикха"
Советую просшулать и выучить лекцию на небольшую работу Насра Ас-Саади, которую он написал в 20 лет. Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)
В дополнение к лекции "основы фикха"
Советую просшулать и выучить лекцию на небольшую работу Насра Ас-Саади, которую он написал в 20 лет. Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)
- abuYusuf.kz
- Сообщения: 107
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22
Re: Основы и правила в фикхе
Салямуалейкум уа рахматуЛлахи. А вот мне интересен довод, на такое правило: "то, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) не оставлял какое-либо дело, на протяжение своей жизни, является - уаджибом" ? Братья, кто об этом правило указывал?
-
- Сообщения: 202
- Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
- Откуда: Татарстан, Набережные Челны
Re: Основы и правила в фикхе
Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Братья, какую книгу по таким правилам фикха выделяют учёные? Какая лучше?
БаракаЛлаху фикум.
Братья, какую книгу по таким правилам фикха выделяют учёные? Какая лучше?
БаракаЛлаху фикум.
- Саляфит
- Сообщения: 949
- Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
- Откуда: https://t.me/mystatus30
Re: Основы и правила в фикхе
Ассаляму'алайкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! Братья, кто нибудь знает на что опирается известное правило в фикъхе: "утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим"?
ДжазакумуЛлаху хайр!
ДжазакумуЛлаху хайр!
- abuYusuf.kz
- Сообщения: 107
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22
Re: Основы и правила в фикхе
Саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Братья баракаЛлахуфикум, хотелось бы узнать о тех "пяти правилах"-единогласно признаной всей Уммой. Знаю, что одно из них: " уаджиб спадает , при неимение возможности его совершить." Об этом в кратце говорил брат Наиль (хафизахуЛлах) в своих лекциях "40 хадисов имама Науауи", хотелось бы узнать об этих основных правилах!
-
- Сообщения: 102
- Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08
Re: Основы и правила в фикхе
уаляйкум асСаляму уа рахматуЛлахи уа баракятух!
В ступлении к лекции Абу Яхъя говорит:
Правила фикха деляться на 2 вида
1 Общие правила (касаются многих вопросов), деляться на 2 вида:
а) Правила касаются всех областей фикха, из ни 5 больших правил фикха:
1. Вещи оцениваются по намерениям
2. Убежденность не устраняется сомнением
3. Сложность становится причиной прощения
4. Вред должен устраняться
5. Традиция учитывается в хукме
б) Правила касаются многих областей фикха.
Например, правило о жребии, когда бросается жребий при равных правах людей. Или если харам и халяль объединяются вместе, то перевес хараму)
2 Отдельные правила (касаются отдельных областей фикха) — называется не каида, а бауабид
Например, Худуд отстраняются от человека при наличие сомнений.
Первый когда отрицал, отрицал потому что не видел, а второй подтвеждал потому что увидел. Ведь если первый чего-то не видел это не означает, что этого нету, а второй не мог с головы взять, то, что видел. Аллаху Алям.кто нибудь знает на что опирается известное правило в фикъхе: "утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим"?
Это можно найти в лекции "Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)", там разбирают основывные правила фихка.хотелось бы узнать об этих основных правилах!
В ступлении к лекции Абу Яхъя говорит:
Правила фикха деляться на 2 вида
1 Общие правила (касаются многих вопросов), деляться на 2 вида:
а) Правила касаются всех областей фикха, из ни 5 больших правил фикха:
1. Вещи оцениваются по намерениям
2. Убежденность не устраняется сомнением
3. Сложность становится причиной прощения
4. Вред должен устраняться
5. Традиция учитывается в хукме
б) Правила касаются многих областей фикха.
Например, правило о жребии, когда бросается жребий при равных правах людей. Или если харам и халяль объединяются вместе, то перевес хараму)
2 Отдельные правила (касаются отдельных областей фикха) — называется не каида, а бауабид
Например, Худуд отстраняются от человека при наличие сомнений.
- антивирус северный
- Сообщения: 490
- Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37
Re: Основы и правила в фикхе
ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.
Прошу Всевышнего Аллаха всем нам помочь в приобретении шариатских знаний!
На началном этапе овладения основами фикха нужна по-этапность.Тем кто изучит книгу по "усулюль -фикх" легче будет понять првила фикха...А книг с правилами написано много и с разным количеством.Например ,Ибн Усаймин,рахимахуЛлах:"Основы фикха и его правила в стихах"-шарх самого же автора всего 384 стр.(на араб.языке.Шарх необходим.Просто без шарха взять 1,5 или 60 правил и применять их не понимая не возможно.
По русски очень хороший разбор книги по правилам фикха тоже есть,по-этому ,присоединяюсь к совету брата:
Адиль Абу Бакр:
"Советую просшулать и выучить лекцию на небольшую работу Насра Ас-Саади, которую он написал в 20 лет. Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)" ..
.Книга действительно,не большая,но очень легка в понимании и включает базовые правила фикха.
А наизусть учить матн требуют все ученые (и преподаватели ).Это тоже ,как правило для требующего шариатские знания.
Да прибавит Аллах нам и всем мусульманам в понимании Религии Ислам.
Прошу Всевышнего Аллаха всем нам помочь в приобретении шариатских знаний!
На началном этапе овладения основами фикха нужна по-этапность.Тем кто изучит книгу по "усулюль -фикх" легче будет понять првила фикха...А книг с правилами написано много и с разным количеством.Например ,Ибн Усаймин,рахимахуЛлах:"Основы фикха и его правила в стихах"-шарх самого же автора всего 384 стр.(на араб.языке.Шарх необходим.Просто без шарха взять 1,5 или 60 правил и применять их не понимая не возможно.
По русски очень хороший разбор книги по правилам фикха тоже есть,по-этому ,присоединяюсь к совету брата:
Адиль Абу Бакр:
"Советую просшулать и выучить лекцию на небольшую работу Насра Ас-Саади, которую он написал в 20 лет. Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)" ..
.Книга действительно,не большая,но очень легка в понимании и включает базовые правила фикха.
А наизусть учить матн требуют все ученые (и преподаватели ).Это тоже ,как правило для требующего шариатские знания.
Да прибавит Аллах нам и всем мусульманам в понимании Религии Ислам.
- abuYusuf.kz
- Сообщения: 107
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22
Re: Основы и правила в фикхе
Саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху, братья баракаЛлахуфикум, у меня следующий вопрос! Правда, ли что Шейхуль-Ислям ибн Теймиййа (рахимахуЛлах) приводил такое правило: "Оставление Сунны - является Сунной". Приводя в довод хадис Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) где он обратившись к Аише (да будет доволен ею Аллах) сказал: "Если бы твой народ небыл близок к джахилии, то я бы приказал разрушать Каабу, и построить ее на фундаменте Иброхима!" Если, это так, то можно об этом немного по-подробнее? ДжазакумуЛлахухайрун
- abuYusuf.kz
- Сообщения: 107
- Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22
Re: Основы и правила в фикхе
Саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Хотелось бы поднять этот вопрос, заданный мною выше, и уточнить; этот вопрос мне нужен не для того чтобы, найти в этом прослабление для себя, а для предостережение своих братьев, если это ошибочное мнение! Просто очень уж часто встречаешь стороников этого мнения((
Хотелось бы поднять этот вопрос, заданный мною выше, и уточнить; этот вопрос мне нужен не для того чтобы, найти в этом прослабление для себя, а для предостережение своих братьев, если это ошибочное мнение! Просто очень уж часто встречаешь стороников этого мнения((