عن عوف بن مالك رضي اللّه عنه؛أن النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم قضى بين رجلين فقال المقضيّ عليه لمّا أدبر: حَسْبِيَ اللَّهُ وَنِعْمَ الوَكِيلُ، فقال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم: "إِنَّ اللَّهَ تَعالى يَلُومُ على العَجْزِ، وَلَكِنْ عَلَيْكَ بالكَيْسِ فإذَا غَلَبَكَ أمْرٌ فَقُلْ حَسْبِيَ اللَّهُ ونِعْمَ الوَكِيلُ".
345. Передают со слов ‘Ауфа бин Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассудил спор между двумя людьми, и тот, против кого было вынесено решение, удаляясь, сказал:
«Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! /Хасбийа-Ллаху, ва ни‘ма-ль-Вакиль!/» (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний порицает проявление слабости. Тебе следует действовать с умом, если же ты не сумеешь справиться с чем-либо, скажи: “Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!”» Этот хадис приводит Абу Дауд 3627.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 1759, «аль-Калим ат-таййиб» 137.
Салим Хиляли сказал: «Этот хадис является слабым, и в нем есть два недостатка: первая - это Бакъиййа ибн аль-Валид, который был мудаллисом; вторая - Сайф аш-Шами, который является неизвестным, как об этом сказал аз-Захаби, а на подтверждение о его надежности Ибн Хиббана и аль-‘Иджли не следует обращать внимания, так как они (известны) послаблением». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/305.
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما، عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال:"ما يمْنَعُ أحَدَكُمْ إذَا عَسُرَ عَلَيْهِ أمْرُ مَعِيشَتِهِ أنْ يَقُولَ إذا خَرَجَ مِنْ بَيْتِهِ: بِسْمِ اللَّهِ على نَفْسِي ومَالي ودِينِي، اللَّهُمَّ رضّنِي بِقَضائِك، وباركْ لي فِيما قُدّرَ لي حتَّى لا أُحِبَّ تَعْجِيلَ ما أخَّرْتَ ولا تأخيرَ ما عَجَّلْتَ".
347. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кому-либо из вас пропитание достаётся с большим трудом, то что мешает ему говорить при выходе из своего дома: “С именем Аллаха надо мной, моим имуществом и моей религией. О Аллах, сделай так, чтобы я довольствовался Твоим предустановлением, и сделай благословенным для меня то, что мне предопределено, чтобы не желал я ускорить то, что Ты отсрочил, и не желал отсрочить то, что Ты ускорил /Би-сми-Лляхи ‘аля нафси, ва мали, ва дини. Аллахумма, радды-ни би-када’и-кя, ва барик ли фи-ма куддира ли хатта ля ухибба та‘джиля ма аххарта, ва ля та’хыра ма ‘аджжальта”?» Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 352.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис неизвестный. Его передали Ибн ас-Сунни и Ибн ‘Ади в “аль-Камиль”. В его иснаде присутствует ‘Иса ибн Маймуна, который является очень слабым». См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 4/26.
Салим Хиляли сказал: «Его иснад является слабым, так как в нем присутствует ‘Иса ибн Маймуна, который является матрук*». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/306.
______________________________________________________
*Слово “матрук” является причастием страдательного залога от глагола “тарака” (оставлять). В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи. См. М. Таххан: «Пособие по терминологии хадисов». Пер. В. Нирша.
عن أنس بن مالك رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "ما أنْعَمَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ على عَبْدٍ نِعْمَةً في أهْلٍ ومَالٍ وَوَلَدٍ فَقالَ: ما شاءَ اللَّهُ لا قُوَّةَ إِلاَّ باللَّهِ، فَيَرَى فِيها آفَةً دونَ المَوْتِ".
348. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если раб (Аллаха) станет говорить: “Как хорошо, нет силы ни у кого, кроме Аллаха! /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях!/” − в случае оказания Всемогущим и Великим Аллахом любой милости в том, что коснётся его жены, имущества или детей, не постигнет их никакое бедствие, если не считать смерти ». Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 359.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2012, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 5026.
Салим Хиляли сказал: «Его иснад является слабым. В нем присутствует ‘Иса ибн ‘Аун хадисы которого являются недостоверными, о чем сказал аль-Азди. Другой передатчик ‘Абдуль-Малик ибн Зурара является слабым, как сказал об этом аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (10/140)». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/306.
عن أبي هريرة قال: قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "لِيَسْتَرْجِعْ أحَدُكُمْ فِي كُلِّ شَيْءٍ حتَّى فِي شِسْعِ نَعْلِهِ، فإنَّها مِنَ المَصَائِبِ".
349. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть каждый из вас произносит слова “поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся /инна лиЛляхи, ва инна илейхи раджи’ун”/, даже если дело коснётся ремня его сандалии, ибо (слова эти служат защитой) от бедствий».
Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни 354.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Хадис неизвестный/гъариб/, в его иснаде присутствуют передатчики которых называли слабыми». См. «аль-Футухат ар-Раббаниййа» 4/28. Также этот хадис назвали слабым хафиз аль-Бусайри и ас-Суюты. См. «Итхаф аль-хайра» 6/158, «аль-Джами’ ас-сагъир» 7566.
Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 5595, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 4999, «аль-Калим ат-таййиб» 141.
ВаЛлаху а’лям!