الرد على جميع المبطلين
[/arabic]
ВИДЫ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ЛЖИ
В суре «аль-Фатиха» опровержение всем сторонникам лжи. В ней есть два вида опровержения: общее и подробное.
1 - Общее опровержение.
Прямой путь включает в себя познание истины, предпочтение ее пред ложью, любовь к ней, подчинение ей, призыв к ней и джихад с врагами истины по мере возможностей. Истина /хакъ/ - это то, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Это то, что сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха) словами или действиями по поводу атрибутов Всевышнего Аллаха, по поводу Его имен, по поводу запретов и приказов, по поводу обещаний и угроз, по поводу основ имана. И в этих вопросах нужно полностью подчиниться пророку (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на взгляды и мысли некоторых людей.
Всякое знание, деяние, сущность и положение, исходящее от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) относится к прямому пути. А если это не так, значит оно относится к пути тех, которые под гневом и пути заблудших. Поэтому Абдуллах ибн Аббас и Джабир ибн Абдуллах сказали:
«Прямой путь - это Ислам». Абдуллах ибн Мас’уд и Али ибн Аби Талиб сказали:
«Прямой путь - это Коран». Сахль ибн Абдуллах сказал:
«Прямой путь - это путь сунны и джама’а». Бакр ибн Абдуллах аль-Музани сказал:
«Прямой путь - это путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». И нет никакого сомнения в том, что то, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники - это и есть прямой путь. Все вышеприведенные слова предшественников указывают на это.
Это общее опровержение лжи, так как все, что противоречит прямому пути - это ложь.
2 - Подробное опровержение.
В этой суре содержутся слова, которые опровергают убеждения отдельных заблудших групп. Люди делятся на две части:
1 - Те, кто подтверждают существование Творца.
2 - Те, кто отрицают Его существование.
1 - Опровержение тем, кто отрицает существование Творца.
И первое опровержение в этой суре адресовано тем, кто отрицает существование Творца.
Задумайся об этом мире, о его положении, и ты увидишь, что этот мир свидетельствует о своем Творце и Владыке. Отрицание Творца подобно отрицанию всего мира. Некоторые люди видят в существовании творений доказательство на существование Творца. Однако знающие люди видят в существовании Творца доказательство на существование Его творений, а не наоборот. Несомненно, оба пути правильные. Указаний на Всевышнего Аллаха посредством творений больше, но доказательство этого мира посредством существования Творца - это особый разговор. Именно на это указывали посланники, обращаясь к своим общинам со словами:
﴿ أَفِي اللّهِ شَكٌّ ﴾
[/arabic]
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе?» (Сура Ибрахим, аят 10)
То есть как можно вообще сомневаться в существовании Всевышнего Аллаха и просить доказательство на Его существование? Какой может быть более очевидный довод, чем Сам Аллах? Как можно менее явное использовать в качестве довода на более явное? Но если вы хотите довод, то:
﴿فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ﴾
[/arabic]
«Творец небес и земли». (Сура Ибрахим, аят 10)
Я слышал шейх уль-Ислама Такъию-д-дина ибн Теймию (къаддаса Ллаху рухаху), который сказал:
«Как можно просить доказательство на существовании Того, Кто Сам является доводом на существования всего другого?» И он очень часто говорил:
وليس يصح في الأذهان شيء
إذا احتاج النهار إلى دليل
[/arabic]
«Нет ничего разумного в рассудке того,
Кто требует доказательство даже на существование дня».
Известно, что существование Господа более очевидно для разума и для /фитры/, чем существование дня, а тот, кто не видит этого, то пусть винит свой разум.
2 - Опровержение тем, кто отрицает пророчество.
Первое опровержение: В этой суре содержится полная и совершенная хвала Всевышнему Аллаху. Совершенная хвала подразумевает, что Аллах обладает совершенной мудростью. Это значит, что Он не создал творения просто так, не предоставил их самим себе, ничего не приказывая и ничего не запрещая. Поэтому в Своей книге Всевышний Аллах отрицает подобные убеждения. Те, которые говорят, что не было пророков и посланников, и Аллах никого не посылал, они не познали Его истинным знанием. Они возвеличили Его так, как положено и не оценили Его должным образом. Они приписали Ему то, что Ему не подобает. Если человек по-настоящему восхваляет Всевышнего Аллаха, то он из хвалы извлечет свидетельство о том, что «Мухаммад - посланник Аллаха» подобно тому, как истекает из этих слов свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Человек должен понимать, что отрицание пророчества несовместимо с хвалой. Это все равно, что отрицать атрибуты совершенства и утверждать у Аллаха наличие сотоварищей.
Второе опровержение: Он - Аллах. Он - Тот, Кто заслуживает поклонения. А как поклоняться, если не было посланников?
Третье опровержение: Он - Господь, а Господь приказывает и запрещает Своим рабам, затем либо наказывает, либо воздает добром. Господство может быть совершенным, только если посылаются посланники и пророки.
Четвертое опровержение: Он Милостивый /ар-Рахман/ и Милосердный /ар-Рахим/. Если Он обладает совершенной милостью, то Он сообщает Своим рабам о Себе, о Своих атрибутах, разъясняет им то, что приближает к Нему и отдаляет от Него. Он сообщает им о том, что наградит их за покорность, наградит их лучшим. Это все осуществляется только через посланников.
Пятое опровержение: Он - Царь /аль-Малик/. Он распоряжается посредством Своего Слова. Он - Тот, Кто распоряжается Своими действиями и Своими словами и распоряжается, чтобы Его повеления выполнялись. Распоряжение словом бывает двух видов:
а) Распоряжение бытовыми словами.
б) Распоряжение религиозными словами.
Совершенство власти возможно только посредством этих двух видов. Отправление посланников обязательно, так как оно вытекает из Его власти. И это понятно для разума и здоровой /фитры/ человека. Таким же путем мы узнаем о существовании ангелов. Вера в ангелов вытекает из веры в Его власть, так как ангелы посылались для того, чтобы донести Его повеление.
Шестое опровержение: Слова «День Суда» /йауму-д-дин/. Это день воздаяния. Всевышний Аллах воздаст рабам за их деяния либо добром, либо наказанием. Это опровержение тем, кто отрицают пророков и посланников, так как воздаяние возможно только после предоставления довода.
Седьмое опровержение: Он - Тот, Кому поклоняются. Поклоняться можно только посредством того, что Он любит и того, чем Он доволен. А как это узнать, если не было пророков и посланников?
Восьмое опровержение: Он ведет людей по прямому пути. Прямой путь - это познание истины и действия в соотвестсвии с ней. Это самый короткий путь, который ведет к цели. Прямая линия - это самая короткая линия между двумя точками. Узнать о прямом пути можно только посредством посланников.
Девятое опровержение: Он облагодетельствовал тех, кто идет по прямому пути. И это не может быть полным, пока не посылаются посланники.
Десятое опровержение: Деление людей на три группы. Деление происходит в зависимости от познания истины и следования за ней. Люди, которые знают об истине и следуют за ней - они облагодетельствованы. Люди, которые знают об истине, но не следуют за ней, они под гневом. И невежественные люди, они в заблуждении. Это деление стало возможным, только после отправления посланников. А если бы не были посланы посланники, то люди были бы одной общиной.
3 - Опровержение пантеистам.
Люди, признающие существование Творца также делятся на два вида. К первому виду относятся те, кто говорят, что Всевышний Аллах не отделен от Своих творений. Они говорят, что Аллах и не с миром, и не отделен от него; не входит в мир и не выходит из него; не над миром и не под миром; и не справа, и не слева; и не сзади, и не спереди.
Сура «аль-Фатиха» содержит опровержение подобных взглядов. В этой суре утверджается, что Аллах - Господь миров. Господство подразумевает то, что Всевышний Аллах отделен от этого мира. Всевышний Аллах возвышен над творениями. Те, которые отрицают возвышение Аллаха, они не отрицают то, что атрибуты Всевышнего возвышены над атрибутами творений. Тот, кто отрицает, что Аллах над творениями, на самом деле отрицает Самого Господа. Так как из этого отрицания вытекает два следствия:
1 - Всевышний Аллах и есть сам мир. Тогда слова отрицающего обретают какой-то смысл. В эту дверь вошли пантеисты.
2 - Значит Всевышний Аллах вообще не существует, так как лучшего описания для небытия не существует.
И те, которые придумали третье мнение, попытались собрать воедино несовместимые вещи. Они говорят, что Аллах не в этом мире, но в тоже время отрицают то, что Он отделен от Своих творений. Это является абсурдом, так как разум вообще не принимает этого. Ведь, то описание, которое они дали, присуще только небытию. И такое описание, с точки зрения здорового разума и /фитры/, не подходит для Господа миров.
Однако правы те, кто говорят, что Аллах не растворен в мире, и мир не растворен в Нем, а, поистине, Он возвышен над мирами.
Проснись, подумай ради Аллаха в глубине души, уединись где-нибудь, отрекись от разных слов и мнений, правдиво надеясь найти истину. На самом деле этот вопрос очень простой.
4 - Опровержение маджусам и кадаритам.
Люди, признающие Творца, делятся на два вида со стороны их отношения к Таухиду: люди таухида и люди ширка. Люди ширка делятся на две группы:
1 - Те, которые совершают ширк и в /рубубийа/ и в /улюхийа/. Как например, огнепоклонники /маджусы/ и къадариты. Они говорят, что существует другой творец, помимо Всевышнего Аллаха. Конечно они не говорят, что этот творец равен Аллаху. Огнепоклонники /маджусы/ говорили, что существует два бога: бог зла и бог добра. Къадариты утверждают наличие творцов для действий человека, помимо Всевышнего Аллаха. По их мнению действия людей не предопределены Аллахом и не созданы Им. Они происходят без воли Всевышнего Аллаха и нет у Него мощи над этими действиями. То есть Он не создает действия людей, а они сами делают, что хотят и когда хотят, без Его воли.
Но Его совершенное господство опровергает их речи. Так как Он - Господь всего, всех сущностей, всех качеств, всех движений и всех действий.
И эти две группы косвенно заявили о том, что Всевышний Аллах не является Господом для действий людей. Хотя восхваление Его включает в себя и восхваление за благие дела творений, так как Он - Тот, Кто помогает совершать эти поступки и желает, чтоб они свершились. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴾
[/arabic]
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров». (Сура ат-Такуир, аят 29)
И Он достоин хвалы за то, что Он пожелал для Своих творений. Он сделал так, чтобы они совершили нечто, по Его воле. А у этих групп Всевышний Аллах не заслуживает хвалы за дела творений, а напротив творения сами по себе достойны похвалы, награды и воздаяния. Ведь, они считают, что сами действия совершаются без воли Всевышнего Аллаха, и потому творения получают награду не по Его милости, а благодаря самим себе.
Всевышний Аллах сказал:
﴿إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾
[/arabic]
«Тебя одного молим о помощи». (Сура аль-Фатиха, аят 5)
В этих словах явное опровержение им. Ведь, если человек просит о помощи, значит эта помощь в руках Того, Кого он просит. А если власть над действиями в руках человека, зачем тогда обращаться к Аллаху?
Также в суре «аль-Фатиха» пришел аят:
﴿اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ ﴾
[/arabic]
«Веди нас прямым путем». (Сура аль-Фатиха, аят 6)
Это также опровержение этим двум группам. Если человек просит /хидайа/ у Всевышнего Аллаха, значит она находится в Его руках. А полная /хидайа/ включает в себя указание /иршад/ и разъяснение /байан/, а затем помощь /тауфик/ и Его воля. И мы не просим просто указание /иршад/ и разъяснение /байан/, как думают къадариты. Ведь эта часть, сама по себе еще не обеспечивает /хидайа/, так как неверующие тоже слышат разъяснение, но затем выбирают слепоту, вместо прямого пути.
2 - Те, которые совершают ширк только в /улюхийа/.
Они признают, что Аллах - Господь всего сущего, Он управляет всем и все создает. Он их Господь, Господь их отцов, Господ семи небес и Господь великого Трона. Но несмотря на это, они поклоняются другим божествам. Они отклоняются от Всевышнего Аллаха к другим в любви, в покорности и в возвеличивании. Они сравняли других с Аллахом. Они не следуют аяту:
﴿إِيَّاكَ نَعْبُدُ﴾
[/arabic]
«Тебе одному мы поклоняемся». (Сура аль-Фатиха, аят 5)
То есть поклоняемся Тебе с любовью, страхом, надеждой, покорностью и возвеличиванием. Эти слова относятся к таухиду /улюхийа/. А слова:
﴿إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾
[/arabic]
«Тебя одного молим о помощи». (Сура аль-Фатиха, аят 5)
Это воплощение таухида /рубубийа/. Слова:
﴿اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ ﴾
[/arabic]
«Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал». (Сура аль-Фатиха, аяты 6-7)
Они сказаны о людях таухида, тех людях, которые воплотили в себе слова:
﴿إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾
[/arabic]
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». (Сура аль-Фатиха, аят 5)
5 - Опровержение джахмитам.
Опровержение им пришло с разных сторон:
1 - Всевышний Аллах сказал:
﴿الْحَمْدُ للّهِ ﴾
[/arabic]
«Хвала Аллаху». (Сура аль-Фатиха, аят 2)
Это утверждение о том, что всей хвалы достоин только Всевышний Аллах. Это подразумевает обладание Им атрибутами совершенства и качествами величия. Потому что тот, кто не обладает атрибутами совершенства, абсолютно не достоин хвалы. О таком можно сказать только то, что он с какой-то стороны достоин похвалы, а с другой нет. И если человек отрицает хотя бы один атрибут, значит хвала уменьшается.
2 - Также Всевышний Аллах приписал Себе милость /рахма/. Из этого атрибута вытекают и другие атрибуты. Тот, Кто описал Себя милостью, Он Живой, у Него есть воля /ирада/, Он Могущественный, Слыщащий и Видящий.
3 - Он описал Себя тем, что Он - Господь. Отсюда вытекает наличие всех атрибутов действия. А из атрибутов /улюхийа/ вытекают все остальные атрибуты совершенства. Он достоин похвалы, Он - Единственный заслуживающий поклонения, Он - Господь, Милостивый и Милосердный, Царь, только Его просят о помощи, только Он ведет прямым путем и так далее. Если Он таков, значит невозможно отрицать другие атрибуты.
Отсюда также вытекает наличие у Него атрибутов /хабарийа/ (то есть тех атрибутов, о которых человек может узнать только из откровений).
Как например, возвышение над Троном. вытекает из Его атрибута Возвышенности. Нисхождение на ближнее небо каждую последнюю треть ночи вытекает из атрибутов милости и Господства. Также Он сообщил о Себе это. Если же кто-то искажает или отрицает эти атрибуты, значит он отрицает то, о чем сообщил Всевышний Аллах.
6 - Опровержение джабритам.
1 - Всей хвалы достоин только Всевышний Аллах. Поэтому Он не наказывает Своих рабов за то, на что у них не было мощи. По их мнению получается, что грехи совершают не люди, а Всевышний Аллах, а потом Он еще наказывает за это людей. Это никак несовместимо с хвалой. Все Его действия справдливы и в них есть благо.
2 - Он приписал к Себе милость. И не может Милостивый наказывать людей за то, на что у них не было мощи и за действия, которые не являются их действиями. Он не возлагает на них поверх того, что они могут. Здоровый разум не может совместить абсолютную милость с этим.
3 - Он - Тот, Кому поклоняются и Он - Тот, Кого просят о помощи. И Всевышний Аллах отнес в этой суре поклонение и просьбу о помощи к действиям рабов. А по их словам, Аллах поклоняется Самому Себе и Сам Себя просит о помощи.
7 - Опровержение рафидитам.
Опровержение им содержится в словах:
﴿اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ ﴾
[/arabic]
«Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших». (Сура аль-Фатиха, аяты 6-7)
Всевышний Аллах разделил людей на три группы. Облагодетельствованные им, это те, которые идут по прямому пути, зная истину и следуя за ней. Те, на кого пал гнев, они знают истину, но отрицают ее. Заблудшие - это те, кто не знают истины.
И тот, кто более всех знает истину и сильнее других следует за ней, он больше всего достоин прямого пути. И нет никакого сомнения в том, что сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были гораздо ближе к прямому пути, чем рафидиты. Невозможно, чтоб сподвижники не знали истины, однако рафидиты узнали ее. Невозможно, чтобы они отвергали истину, а рафидиты принимали ее.
Давайте посмотрим на плоды этих групп, и эти плоды покажут нам, кто из них на истине. Сподвижники открыли своими мечами страны неверных, открыли сердца людей посредством Корана и знания. Это все указывает на их нахождение на прямом пути. Теперь взгляните на рафидитов, какой бы враг не поднимался против мусульман, они всегда помогали этому врагу против Ислама. Сколько бед они принесли исламу и мусульманам? Разве не из-за рафидитов многобожники из числа монголов вознесли свои мечи над головами мусульман? Опустели мечети и были сожжены /мусхафы/, были убиты лучшие из мусульман, были убиты ученые, праведники и халифы. Разве неизвестно вам то, как они помогали многобожникам и христианам? Так какая из этих групп достойна прямого пути?
Поэтому саляфы говорили, что прямой путь - это Абу Бакр и Умар, и все остальные сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они и есть те, кто последовали за своим пророком (мир ему и благословение Аллаха). Сказали Абу ’Алийа и Хасан аль-Басри:
«Прямой путь - это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его два сподвижника». Абу ’Алийа также сказал:
«Прямой путь - это семья посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар». Это истина, так как все они были на одной дороге и не было среди них разногласий. Зейд ибн Аслям сказал:
«Те, кого облагодетельствовал Аллах - это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар».
Те, кого облагодетельствовал Аллах - это последователи Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). А те, на кого пал гнев, вышли из следования ему. Самые верные последователи Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - это сподвижники и его семья, а самые покорные среди сподвижников - это Абу Бакр и Умар. А сильнее всех противились сунне рафидиты. Они ненавидят приверженцев сунны и враждуют с ними. Они враги семейства пророка (мир ему и благословение Аллаха) и враги их последователей. И тоже самое можно сказать про хариджитов, ведь их вражда к сподвижникам также известна.