Слово «الْقَضَاءِ» - /къада/ - приходит в Коране, либо, приписываясь к Аллаху, либо, приписываясь к рабу.
Если слово «الْقَضَاءِ» отнесено к Аллаху, то речь может идти о двух видах «الْقَضَاءِ», то есть решений Аллаха: решение Аллаха в шариате и решение Аллаха в бытие. Шариатское решение Аллаха - это Его повеления. Например, Всевышний Аллах сказал:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям». (Сура аль-Исра, аят 23)
А также:
«Аллах решает по справедливости». (Сура Гъафир, аят 20)
А бытийное решение (къада) Аллаха - это предопределение. Из того, что Он предопределил есть как любимое Ему, так и то, чем Он недоволен. Всевышний Аллах говорит:
«Мы предопределили (или сообщили) сынам Исраила в Писании: "Вы дважды будете бесчинствовать на земле"». (Сура аль-Исра, аят 4)
Если же слово «الْقَضَاءِ» относится к человеку, то это означает «судопроизводство». Это разъяснение человеку шариатского постановления и обязывание его к выполнению этого постановления. Шариатский судья (къады) разъясняет человеку шариатское постановление и обязывает его к выполнению этого. Здесь становится ясной разница между шариатским судьей и муфтием. Муфтий разъясняет шариатский текст, но не может обязывать к его исполнению. Шариатский судья не может выносить решение, не выслушав обе стороны, а фетва может быть выдана даже если одна из сторон отсутствует. Например, жена Абу Суфйана пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и пожаловалась на то, что Абу Суфйан скупится в отношении своей семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Бери из его имущества то, что необходимо». Так как Абу Суфйан не присутствовал при этом, это не считается судопроизводством, а называется фетвой.
Судопроизводство относится к коллективной обязанности (фард уль-кифайа). Если в каком-либо обществе есть шариатский судья, то с других спадает эта ответственность. Но если в обществе есть человек, и кроме него никто не способен проводить шариатский суд, тогда для него это становится индивидуальной обязанностью (фард уль-айн).
Должность шариатского судьи, это одна из лучших должностей, которую может занимать мусульманин. Через судопроизводство осуществляется решение Всевышнего Аллаха. Если достойные люди откажутся от этой должности, тогда на их место придут те, кто этого недостоин. Поэтому ученые говорят: «Ведение судопроизводства является коллективной обязанностью (фард уль-кифайа), если достаточно людей, которые могут этим заниматься. А если таковых людей мало, то для них это становится индивидуальной обязанностью (фард уль-айн)».
Кто-то может спросить: «А почему предшественники убегали от подобных должностей?»
В их время было много ученых и всегда находился достойный человек, занимавший эту должность. Если же ученых мало, то не следует им отказываться от этой должности.
Кто-то может сказать: «Я боюсь занимать такую должность, так как может допущу ошибку в каком-либо решении. Как мне быть?»
Если даже человек, делающий иджтихад, ошибется, то ему запишется награда, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». аль-Бухари 3/268, Муслим 1716.
Всевышний Аллах сказал:
«О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха». (Сура Сод, аят 26)
Это одна из лучших миссий для человека, так как через нее осуществляются права людей, наказываются преступники, которые проливают невинную кровь и сеют нечестие на земле.
Судья должен иметь такую вещь, как проницательность (фираса). Он должен также разбираться в состояниях людей. Например, два человека обратились за судом, и вроде как, первый прав, но судья, обладая проницательностью (фираса) и зная о положении людей, понимает, что истина со вторым человеком. Как в истории Сулеймана и Дауда (мир им), когда две женщины вышли в путь и волк съел ребенка одной из них, а другой ребенок остался жив. Тогда они начали спорить, и каждая заявила, что выживший ребенок является ее сыном. Тогда они пошли к Дауду (мир ему) и он принял решение, что ребенок останется со старшей из женщин, так как она уже стара, а молодая еще успеет родить других детей. Затем они обратились за решением к Сулейману (мир ему) и он сказал: «Я разрежу ребенка пополам и каждой из вас достанется его половина». Старшая женщина сразу согласилась, а вторая сказала: «Нет, лучше пусть он достанется той». И тогда Сулейман (мир ему) присудил ребенка младшей. Этот хадис передал Муслим, 1720. Благодаря своей проницательности (фираса), он понял, что старшая согласилась разделить ребенка пополам, так как это не ее ребенок.
Шариатский судья может судить даже правителя мусульман. Отсюда мы понимаем величие и важность данной должности.