Болезнь и смерть шейха
В 1420 году хиджры (1999 г.) шейх почувствовал недомогание, однако он не придал этому значения. После завершения учебного года он отправился в Эр-Рияд, чтобы навестить некоторых родственников. Там шейх посетовал на ухудшение зрения, и сын отвез его в больницу к офтальмологу.
Врач посоветовал пройти комплексное обследование, чтобы выяснить причину ухудшения зрения. Он согласился, и в тот же день было проведено обследование, в результате которого был вынесен смертельный диагноз - рак
*.
Шейху не нравилось, когда рак называли "плохой болезнью". Он говорил, что лучше называть этот недуг "серьезной болезнью". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 177).
Для повторного обследования его направили в онкологическую больницу, где врачи подтвердили диагноз и сообщили об этом шейху. Он воспринял эту новость спокойно, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха.
Врачи разошлись во мнениях относительно методов лечения: одни предлагали провести курс химиотерапии, а другие - лучевую терапию. Между тем, весть о смертельной болезни дошла до правителей Королевства, и они стали настаивать, чтобы шейх отправился для лечения в США, однако он отказался. Тогда шейха стали уговаривать члены его семьи. В конце концов шейх согласился, тем более, что саудовские врачи не могли определиться с методом лечения.
За полгода до кончины шейха специальный самолет, выделенный королевской семьей, доставил его в Бостон (США), где он пробыл десять дней. Это была его единственная поездка за пределы Саудовской Аравии. Несмотря на свое тяжелое состояние шейх продолжал следовать по пути распространения религиозных знаний. В самолете и в гостинице он редактировал готовившийся к изданию комментарий "
Шарх аль-Мумти" к труду "
Заад аль-Мустакни".
По прибытии в Бостон он сразу попросил отвезти его в местный Исламский Центр, чтобы узнать о жизни мусульман, а уже затем в клинику.
Новость о приезде шейха в США моментально распространилась среди мусульман: тысячи людей съехались в город со всей Северной Америки, так что в гостиницах не осталось свободных номеров. Шейх провел пятничную молитву, выступил с проповедью и несколькими лекциями, ответил на вопросы мусульман
*.
Даже находясь в США, шейх не упустил возможность не только открыто, но и скрытно помочь верующим. Доктор Абдуллах аль-Муса, в частности, вспоминает такой случай: "Когда я пришел навестить шейха и остался с ним наедине, он протянул мне большую пачку денег и сказал: "О Абдуллах! Возьми эти деньги! Это мои сбережения. Купи на них экземпляры Корана и раздай их среди мусульман, которые сидят в американских тюрьмах! И не откладывай это дело! Да, и еще: заклинаю тебя Аллахом, никому об этом не рассказывай, пусть это останется между нами!". Об этом случае доктор Абдуллах рассказал только после смерти шейха. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 141).
Американские врачи подтвердили диагноз саудовских медиков и констатировали, что болезнь стала распространяться по всему телу. Врачи сошлись во мнениях о методе лечения, и по настоянию шейха было принято решение пройти курс химиотерапии в Эр-Рияде
*.
Поначалу шейх отказался от проведения химиотерапии, узнав, что из-за этого могут выпасть волосы на бороде. Он согласился на химиотерапию лишь после того, когда врачи объяснили ему необходимость этого метода лечения. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 174-175).
Когда самолет прилетел из США, шейх прямо из аэропорта направился на заседание Совета крупных ученых Саудовской Аравии, который проходил в Таифе
*.
Шейх Тауфик ас-Саиг рассказывает: "Не успел шейх вернуться после 14-часового перелета из США, куда он отправился на лечение, как он тут же позвонил мне и сказал: "Если можешь, сообщи людям по интернету, что мы прибыли в Таиф и дай им номер нашего телефона здесь! Людей нельзя лишать возможности задавать вопросы и просить фетвы". Шейх Бадар ибн Надир аль-Машари вспоминает: "Когда он вернулся из Америки, его спросили о состоянии здоровья. В ответ шейх сказал: "Знай, что как болезнь, так и здоровье не наступают раньше или позже положенного срока. Воистину, мой и твой срок был записан Аллахом еще до сотворения небес и земли. Так верь в это! Я в это полностью уверовал!". ("Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 75, 111).
Затем шейха доставили в онкологическую больницу Эр-Рияда, где он прошел 45-дневный курс лечения. Сеанс терапии начинался в субботу и заканчивался в среду вечером, после чего шейх возвращался в Унейзу, чтобы справиться о делах мечети, провести пятничную молитву, решить проблемы учеников и людей, а затем возвращался в Эр-Рияд, и сеанс терапии возобновлялся.
Несмотря на то, что после возвращения из Америки шейх перестал давать уроки, он продолжал свою просветительскую деятельность. В больничную палату провели две телефонных линии, и шейх отвечал на вопросы людей. Кроме того, он попросил медперсонал пускать к нему всех посетителей, и ежедневно его навещало более тысячи человек. Врачи стали опасаться, что это может ухудшить состояние шейха, и разрешили посещать его только в течение часа после ночной молитвы (иша).
Наступил священный месяц Рамадан.
Находясь в больнице, шейх настоял на том, чтобы врачи отпустили его в Заповедную Мечеть Мекки, где на протяжении последних восемнадцати лет он вел уроки и наставлял паломников в месяц поста. Врачи дали согласие, и для шейха в Заповедной Мечети Мекки приготовили специальную комнату, которая была похожа на больничную палату. Кроме того, шейха сопровождала специальная бригада врачей, которая круглосуточно наблюдали за состоянием его здоровья. Лежа на больничной постели, шейх
Ибн аль-Усеймин вел уроки через микрофон: люди слышали его голос, но не видели самого шейха
*.
Шейх Мухаммад Раби Сулейман рассказывает: "В один из дней произошел запоминающийся случай. Специалисты, наблюдавшие за состоянием здоровья шейха, в тот вечер настоятельно рекомендовали ему отдохнуть и отменить урок после ночной молитвы тарауих. Кроме того, врачи должны были сделать ему переливание крови и другие медицинские процедуры. В ответ шейх сказал: "Делайте то, что необходимо, а я буду вести урок". И тогда прямо во время урока, врачи ввели шейху иглу для переливания крови, измеряли его температуру, определяли частоту пульса и проводили другие медицинские процедуры". ("Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина", стр. 24). В течение Рамадана состояние здоровья шейха ухудшалось с каждым днем. Врачи до минимума ограничили число посетителей, но шейх продолжал давать уроки. Критический момент наступил вечером 29 рамадана. По решению врачей шейха доставили в отделение реанимации в Джидде, где он провел пять часов. Ближе к ночи он почувствовал себя лучше, и несмотря на протесты медперсонала шейх настоял на том, чтобы его доставили обратно в Мекку для проведения урока, сказав: "Студенты и люди ждут нас в Заповедной Мечети, поэтому нельзя их бросать". На машине скорой помощи шейха доставили в Мекку: он лежал на носилках и дышал через кислородную маску. Прибыв в мечеть, он совершил закатный и ночной намазы, а затем молитву-тарауих. После этого он попросил микрофон и, дыша через кислородную маску, стал проводить урок, завершив его словами: "Возможно, я больше не встречусь с вами в следующем году!", - после чего тысячи людей в Заповедной Мечети заплакали, ибо все они слышали, насколько ослабевшим был голос шейха. Закончив урок, шейх сказал находившемуся рядом сыну: "Вот видишь! А если бы мы сидели в больнице Джидды, то упустили бы награду от Аллаха!". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 176, 177).
1 шаууаля 1421 года хиджры (28 декабря 2000 г.) шейх совершил праздничную молитву в Заповедной Мечети. После полуденного намаза в тот же день его доставили в больницу Джидды, так как, предчувствуя скорую смерть, он желал находиться неподалеку от Мекки. В больнице он постоянно читал Коран, обращался с мольбами к Аллаху и произносил слова поминания Аллаха
*.
Один из лечащих врачей шейха Уалид ас-Салих вспоминает: "Всякий раз заходя к шейху, я заставал его молящимся на больничной койке. Он не прекращал поминать Аллаха, и несмотря на тяжелую болезнь на нем не было заметно следов тревоги". ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 176).
Незадолго до наступления клинической смерти он повторял аяты:
"О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним!
Тот, кому его книга будет вручена в его правую руку, получит легкий расчет"
Сура "аль-Иншикак", 84:6-8
В среду днем 15 шаууаля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) шейх впал в кому
*.
Сын шейха Ибрахим вспоминает, что даже находясь в коме, его отец произносил слова, из которых, будь они записаны, можно было составить целый урок, настолько шейх был привязан к шариатским знаниям. ("Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина ", стр. 177).
Через несколько часов, не приходя в сознание, шейх
аль-Усеймин скончался.
Прискорбную весть о кончине шейха
Мухаммда ибн Салиха аль-Усеймина вечером того же дня сообщили все СМИ Саудовской Аравии, объявив также, что погребальная молитва состоится на следующей день в Заповедной Мечети после предвечернего намаза.
Повсеместно люди стали выражать друг другу соболезнования: на рынках, в мечетях, в местах собраний, на улице.
Все верующие почувствовали скорбь и восприняли это горе как собственное. Хранитель Двух Святынь, король Фахд ибн Абдулазиз, стал получать отовсюду тысячи телеграмм с соболезнованиями в связи с огромной утратой, которую понесла вся мусульманская умма.
Тело шейха на скорой помощи в сопровождении пяти сыновей, двух братьев и доктора доставили в Мекку.
16 шаууаля 1421 года хиджры (11 января 2001 г.) после предвечерней молитвы свыше пятисот тысяч мусульман совершили по нему погребальный намаз в Заповедной Мечети. По словам очевидцев на похороны шейха собралось так много людей, словно это был сезон хаджа. Помимо полицейских для соблюдения общественного порядка было привлечено свыше полутора тысяч солдат. Через мегафоны людей постоянно призывали соблюдать спокойствие. После погребальной молитвы сотни тысяч людей пошли на кладбище аль-Адаль в Досточтимой Мекке
*.
Сын имама Ахмада ибн Ханбаля, да будет милостив к нему Аллах, передал: «Я слышал, как мой отец говорил: “Скажите сторонникам религиозных нововведений: "Разница между нами (приверженцами Сунны) и вами (сторонниками религиозных нововведений) – в прохождении похоронной процессии». (“аль-Бидайя уа ан-Нихайя” Ибн Касира, том 10, стр. 342). Т.е. разница между приверженцами Сунны и сторонниками религиозных нововведений - количество людей, принимающих участие в похоронах.
Из-за огромной давки, образовавшейся на площади перед Заповедной Мечетью, движение застопорилось: тогда люди стали передавать друг другу погребальные носилки с телом шейха
Ибн аль-Усеймина и пронесли их на руках все семь километров вплоть до места погребения, где он был похоронен рядом со своим учителем - шейхом
Ибн Базом.
Смерть шейха
Ибн аль-Усеймина стала третьей по счету брешью
*, которая образовалась в исламском мире в 1420-21 гг. хиджры (1999-2001 гг.).
Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Смерть ученого пробивает в Исламе брешь, которую ничто не заткнет, пока ночь сменяет день". ("Джами байан аль-ильм уа фадлуху", Ибн Абдулбарр, 1/595).
Сначала в четверг утром 27 числа месяца мухаррам 1420 года хиджры (13 мая 1999 г.) умер шейх
Абдулазиз ибн Баз.
Затем в субботу вечером 22 числа месяца джумада аль-ахира 1420 года хиджры (2 октября 1999 г.) скончался шейх
Мухаммад Насируддин аль-Албани.
А потом в среду 15 шаууаля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) от нас ушел шейх
Мухаммад ибн аль-Усеймин.
Да будет милостив к ним и ко всем мусульманам Аллах!