بابُ المراقَبة
Аллах Всевышний сказал: «(Аллах), Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц». (Сура аш-Шу’ара, аяты 218-219)
Также Аллах Всевышний сказал: «Он с вами, где бы вы ни были». (Сура аль-Хадид, аят 4)
Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (Сура али ’Имран, аят 5)
Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь - в засаде». (Сура аль-Фаджр, аят 14)
Также Аллах Всевышний сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди». (Сура Гъафир, аят 19)
На эту тему есть еще много известных аятов.
«аль-Муракъаба» — это ощущение того, что Аллах Всевышний наблюдает за тобой. Аллах Всевышний сказал: «Аллах наблюдает за всякой вещью». (Сура аль-Ахзаб, аят 52) Ты должен знать, что Аллах Всевышний знает все твои слова, деяния и мысли. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц». (Сура аш-Шу’ара, аяты 217-219) Аллах Всевышний видит тебя, когда ты стоишь в молитве посреди ночи в таком месте, где больше нет никого. Аллах Всевышний видит тебя даже в самой кромешной тьме.
«…и двигаешься среди падающих ниц…» — то есть: Аллах Всевышний видит человека, когда он выстаивает намаз, и видит его, когда человек совершает земные поклоны вместе людьми.
В аяте упомянуты стояние (къиям) и земной поклон (суджуд), ибо стояние (къиям) является самой почетной частью молитвы с точки зрения того, что в нем произносится, а земной поклон является самой почетной частью молитвы с точки зрения положения человека в этот момент. Во время стояния (къияма) произносится Коран, а Коран является самой лучшей речью. Что же касается земного поклона, то во время него человек ближе всего находится к своему Всевышнему Господу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ближе всего раб (Аллаха) к своему Господу тогда, когда он находится в земном поклоне». Муслим, 482. Поэтому, в земном поклоне нам приказано многократно взывать к Аллаху. Это также относится к ощущению того, что Аллах за тобой наблюдает, ибо ты знаешь, что Он тебя слышит. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают». (Сура аз-Зухруф, аят 80)
Всё, что ты произносишь, будь это благие слова или скверные, произносишь ты их скрыто или же явно, всё записывается либо в твою пользу, либо против тебя. Аллах Всевышний сказал: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Сура Къаф, аят 18) Пусть не слетает с твоих уст ничего, за что тебе придется нести ответственность в День Воскресения! Сделай так, чтоб твой язык либо произносил истину, либо молчал. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». аль-Бухари, 6108; Муслим, 47.
Также знай, что Аллах Всевышний знает все тайны твоего сердца. Посмотри, что есть в твоем сердце из проявлений многобожия и показного благочестия (рия)! Следи за своим сердцем, ибо за ним наблюдает Аллах Всевышний! Аллах Всевышний сказал: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа». (Сура Къаф, аят 16)
Поэтому, ты должен ощущать контроль Аллаха Всевышнего за твоими словами, делами и сердцем. Когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об «ихсане», он ответил: “(Суть ихсана в том) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помни о том, что) Он, поистине, видит тебя”. Муслим, 8.
Человек обязательно должен чувствовать контроль со стороны своего Господа и знать о том, что Аллах Всевышний наблюдает за ним. Автор книги, да смилуется над ним Аллах, упомянул аяты на эту тему.
Аллах Всевышний сказал, обращаясь к Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц». (Сура аш-Шу’ара, аяты 217-219)
Об этом аяте мы уже поговорили, а затем он привел слова Аллаха Всевышнего: «Он с вами, где бы вы ни были». (Сура аль-Хадид, аят 4)
«Он с вами…» — имеется в виду Аллах Всевышний. Он со Своими рабами, где бы они ни были: на суше, в море, в воздухе, в темноте, на свету. Аллах с ними в любом их состоянии. Аллах Всевышний охватил нас Своим знанием, Своим могуществом, Своей властью, Своим управлением, и так далее. Но это не означает, что Аллах Всевышний находится в том месте, где мы, ибо Он превыше всего. Аллах Всевышний сказал: «Милостивый вознесся над Троном». (Сура Та Ха, аят 5) А также: «Он - Одолевающий и находится над Своими рабами». (Сура аль-Ан’ам, аят 18) А также: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?» (Сура аль-Мульк, аят 16) А также: «Он - Возвышенный, Великий». (Сура аль-Бакъара, аят 255) А также: «Славь имя Господа твоего Высочайшего». (Сура аль-А’ля, аят 1) Есть еще много других аятов, указывающих на то, что Аллах возвышен над всем сущим. Нет ничего подобного Ему в Его атрибутах! Он – Возвышенный при Своей близости к творениям, и Близкий при Своей возвышенности. Как сказал Аллах Всевышний: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (Сура аль-Бакъара, аят 186) Следует знать, что Аллах Всевышний не находится на земле, а если человек имеет подобные убеждения, значит он отрицает возвышенность Аллаха. Его не объемлет ничего из творений. Аллах Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю». (Сура аль-Бакъара, аят 255) Его престол (курсий) объемлет небеса и землю целиком. А Его Трон (’арш) еще более великое творение. Как пришло в хадисе: «Поистине, семь небес и семь земель по отношению к Престолу (курсий), как железное колечко, брошенное в бесконечной пустыне. А превосходство ’Арша над аль-Курсий (Престолом) подобно превосходству пустыни над этим колечком». Этот хадис упомянул хафиз ибн Касир в своем тафсире, 1/332. Также его передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 109. Речь идет о маленьких железных кольцах, из которых плетут кольчугу.
В нашем же аяте сказано: «Он с вами, где бы вы ни были». (Сура аль-Хадид, аят 4) В аяте указание на сопутствие Аллаха творениям, которое может указывать на разные смысла, в зависимости от того, в каком контексте оно упомянуто.
Иногда, когда речь идет о сопутствии Аллаха, имеется в виду то, что Он охватил все Своим знанием, Своим могуществом, Своей властью и управлением. В пример можно привести этот аят: «Он с вами, где бы вы ни были». (Сура аль-Хадид, аят 4) Или слова Аллаха Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше - Он всегда с ними, где бы они ни были». (Сура аль-Муджадаля, аят 7)
Иногда, когда речь идет о сопутствии Аллаха, имеется в виду угроза и предостережение. Аллах Всевышний сказал: «Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают». (Сура ан-Ниса, аят 108) Это угроза в адрес тех, которые по ночам, скрываясь от людей, произносили слова, которыми Аллах недоволен, думая, что Он не знает о них. Но Аллах Всевышний знает о каждой вещи!
Иногда, когда речь идет о сопутствии Аллаха, имеется в виду Его поддержка и помощь. Например, Аллах говорит: «Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто творит добро». (Сура ан-Нахль, аят 128) А также: «Не проявляйте слабости и не призывайте к миру, поскольку вы - выше остальных. Аллах - с вами и не умалит ваших деяний». (Сура Мухаммад, аят 35) Подобных аятов много.
Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (Сура али ’Имран, аят 5)
И разъяснил это Аллах Всевышний подробно в другом аяте: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни одного зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». (Сура аль-Ан’ам, аят 59)
«Нет ни одного зернышка во мраках земли…» — речь может идти о пяти мраках, если представить, что:
1 — Зернышко погружено в ил на дне моря.
2 — Поверх ила мрак морской воды.
3 — А над морской водой мрак ночи.
4 — Поверх мрака ночи мрак ливня, который идет.
5 — А поверх всего этого мрак туч.
Это маленькое зернышко, сверху которого пять мраков, а Аллах Всевышний знает о нем. Представь каково знание Аллаха! Посему верующий должен ощущать контроль своего Господа. Ты должен бояться Аллаха Всевышнего наедине с собой так же, как ты боишься Его на виду у людей.
Постарайся приложить все усилия, о брат мусульманин, чтобы чувствовать над собой контроль Аллаха Всевышнего и выполнять то, что Он повелел, сторонясь того, что Он запретил. И мы просим Аллаха Всевышнего помочь нам в этом, ибо, если Он не поможет, мы окажемся брошенными. Как сказал Аллах Всевышний: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших». (Сура аль-Фатиха, аяты 5-7) Поклонение обязательно должно находиться в рамках прямого пути, а иначе оно обернется вредом для человека.