Каков взгляд Ислама на наглость?
Каков взгляд Ислама на наглость?
Есть ли в Исламе хадисы или высказывание сподвижников о наглости и о наглых людях? Порицается ли наглость всегда или в каких то случаях она дозволяется как на пример ложь для примирения между братьями.
Джазакум Аллаху хайран!
Sent from my iPad using Salaf Forum
Re: Каков взгляд Ислама на наглость?
Передают, что Абу Мас'уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одна из мудростей, которую люди познали из ранних пророчеств, гласит: "Делай все, что тебе угодно, если ты не стыдишься своего поступка"».
Этот хадис передал аль-Бухари.
إذا لم تستح فاصنع ما شئت
«Если ты не стесняешься, то делай что хочешь».
Шарх этого хадиса
Наглость это отсутствие стыдливости !Порицается ли наглость
Также Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что данное качество ( стыдливость ) является одной из составляющих частей Веры. Передается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ شُعْبَةً فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنْ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنْ الْإِيمَانِ
«Вера (Иман) имеет семьдесят с лишним ветвей, самая лучшая из них — это слова «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а самая малая ветвь – это удаление с дороги всего, что мешает людям, и стыдливость – это также одна из ветвей Веры».
Хадис передал Имам Аль Бухари
Имам ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: "Слово «стыдливость/хая΄» (حياء) происходит от слова «жизнь/хаят» (حياة), от него же происходит и слово «дождь/хая» (حيا). Чем живее сердце человека, тем сильнее в нём качество стыдливости. Если же стыда мало, то причина тому – мёртвое сердце и дух. Чем больше жизни в сердце, тем совершеннее стыдливость. Истинная сущность стыдливости заключается в том, что это качество побуждает человека оставлять всё скверное и не даёт ему проявлять нерадивость и упущения в том, что касается соблюдения законных прав других людей“.
См . аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя», шейха Салиха ибн Фаузана ибн Абдуллы аль-Фаузана
баракаа Ллаху фикум
والله أعلم
- ابن مراد الداغستاني
- Сообщения: 613
- Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12
Re: Каков взгляд Ислама на наглость?
А по-моему здесь тема гораздо шире. Наглость - вещь относительная. Думаю надо найти её синоним в шари'ате.hamza abu Taimiya As Salafi писал(а):Наглость это отсутствие стыдливости !
Например, кто-то может принять по невежеству за порицаемую наглость и неуважение к старшим нежелание уступать им в каких-то ситуациях, хотя такое было во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, принесли чашу, и он отпил из неё. (В это время) справа от него сидел отрок (‘АбдуЛлах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, которому в то время было меньше тринадцати лет.), который был самым младшим (из присутствующих), а слева от него (сидели) старцы, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (этому отроку): “Позволишь ли ты мне передать это старцам?” (В ответ ему отрок) сказал: “Я никому не уступлю того, что досталось мне от тебя!” — и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) передал (чашу) ему». аль-Бухари 2351.
Кто-то может посчитать за порицаемую наглость призыв к оставлению порицаемого или исправление ошибки младшим человеком старшего.
Также некоторые люди считают наглостью неподчинение детей родителям в такой например ситуации: отец при друзьях отправляет сына за сигаретами, а он отказывается идти.
Также некоторые люди считают наглостью поесть в доме своего друга без его разрешения:
Хотел бы здесь привести отрывок из книги "Сладость веры", хоть он и большой, но ин ша-а-Ллах будет польза:
"Одна из самых важных обязанностей мусульман — оказание гостеприимства братьям и друзьям-мусульманам, причём они имеют право поесть, даже не спросив разрешения хозяина [88]. Всевышний сказал:
لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى أَنفُسِكُمْ أَن تَأْكُلُوا مِن بُيُوتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ آبَائِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أُمَّهَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ إِخْوَانِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخَوَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَعْمَامِكُمْ أَوْ بُيُوتِ عَمَّاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخْوَالِكُمْ أَوْ بُيُوتِ خَالَاتِكُمْ أَوْ مَا مَلَكْتُم مَّفَاتِحَهُ أَوْ صَدِيقِكُمْ لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَأْكُلُوا جَمِيعًا أَوْ أَشْتَاتًا فَإِذَا دَخَلْتُم بُيُوتًا فَسَلِّمُوا عَلَى أَنفُسِكُمْ تَحِيَّةً مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُبَارَكَةً طَيِّبَةً كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُون
В аяте упомянуто, что человек имеет право поесть в доме своего друга без его разрешения. Ал-Куртуби передал, что Ма‘мар рассказывал: «Я зашёл в дом Катады и, увидев свежие финики, съел их. Он спросил: “В чём дело?” Я ответил: “Я увидел свежие финики в твоём доме и съел их”. Он сказал: “Хорошо сделал! Аллах сказал: “...или в доме вашего друга”». Куртуби. Джами‘. Т. 12. С. 316.
[88]
В аятах Священного Корана подчёркивается, что мусульмане должны одинаково искренне относиться как к самим себе, так и к окружающим. В 29-м аяте суры «Женщины» верующим запрещается незаконно пожирать своё имущество, т. е. имущество своих братьев, и убивать самих себя, т. е. друг друга. В 11-м аяте суры «Комнаты» им запрещается быть несправедливыми к самим себе, т. е. друг к другу. В 61-м аяте суры «Свет» им предписано при входе в дом приветствовать себя миром, т. е. желать мира друг другу. Всё это указывает на то, что мусульмане должны заботиться друг о друге, как о самих себе, и желать друг другу то же, что желают самим себе.
Поистине, вера человека не станет правильной и совершенной, пока он не научится блюсти интересы своих братьев как свои собственные. Именно такой была вера первых мусульман, воспитанных в школе последнего из Божьих пророков, имама богобоязненных праведников, самого достойного из приближённых, мир ему и благословение Аллаха!
Очистив свои сердца поклонением Аллаху и бескорыстной добротой к людям, они прониклись друг к другу самыми чистыми чувствами. Их братские узы были настолько сильны, что в случае нужды они без разрешения своего друга могли поесть у него в доме или позаимствовать у его слуги немного денег, не опасаясь непонимания, обиды или возмущения с его стороны.
Комментируя аят из суры «Свет», приведённый автором в тексте книги, Ибн ‘Аббас рассказывал, что он был ниспослан по поводу ал-Хариса ибн ‘Амра. Отправляясь в поход вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он поручил Малику ибн Зайду позаботиться о его семье, а когда вернулся, тот был сильно истощён. Он поинтересовался о его состоянии, и тот сказал: «Мне было неловко есть твою еду без твоего разрешения». Тогда и был ниспослан этот аят. Этот хадис передал имам ал-Багави в своём тафсире. Он же сообщил, что ал-Хасан ал-Басри и Катада разрешали прийти в дом друга и поесть у него без его разрешения.
Прекрасное свидетельство крепких братских уз между сподвижниками — слова ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара, переданные Ибн Абу Шайбой в «Мусаннафе» (26705) и ал-Байхаки в «Шу‘аб ал-иман» (10870):
لَقَدْ رَأَيْتُنِي وَمَا الرَّجُلُ بِأَحَقَّ بِدِينَارِهِ وَلَا دِرْهَمِهِ مِنْ أَخِيهِ الْمُسْلِمِ .
Имам ал-Куртуби, комментируя упомянутый выше аят, пишет: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходил в сад Абу Талхи, известный как Байруха, и напивался его вкусной водой без его разрешения. Наши улемы говорили, что вода принадлежит её хозяину и если разрешается пить воду своего друга без его разрешения, то разрешается и отведать его фрукты и поесть у него, если известно, что он воспримет это с чистой душой из-за незначительности поступка или из-за существующей между ними дружбы».
Два обстоятельства, на которые указал имам ал-Куртуби, имеют большое значение. Во-первых, воспользоваться имуществом друга без его ведома можно, если речь идёт о чём-то незначительном, чем близкие люди обычно делятся друг с другом. Во-вторых, между ними должны быть настолько доверительные отношения, чтобы хозяин не воспринял действия своего брата как ущемление его прав и вероломство. Имам Ахмад передал со слов Ханифы ар-Ракаши, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِنهُ لَا يَحِلُّ مَالُ امْرِئٍ إِلَّا بِطِيبِ نَفْسٍ مِنْهُ
1 - Передается, что ибн ‘Умар сказал: «Было время, когда никто не считал, что он имеет больше прав на свои динары и дирхамы, чем его брат-мусульманин. Теперь же динары и дирхамы любимее для человека, чем его брат-мусульманин. Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколько соседей зацепятся в Судный день друг за друга, говоря: «О, Господь мой, этот человек закрыл передо мной дверь и отказался проявить ко мне обычную доброту!» Аль-Бухари в "аль-Адаб аль-Муфрад" 111. Хадис хороший в силу существования других. См.: «Ас-Сахиха» 2646.
Аллах знает лучше.
- salyafit_07
- Сообщения: 3567
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
Re: Каков взгляд Ислама на наглость?
Re: Каков взгляд Ислама на наглость?
баракаа Ллаху фикум брат , послушай шарх хадиса который я привёл выше, который читает брат Абу Яхья , там есть объяснение этого хадиса , как ты сказал , что бы . "Кто то не посчитал за порицаемую наглость призыв к оставлению порицаемого или исправление ошибки" .А по-моему здесь тема гораздо шире. Наглость - вещь относительная. Думаю надо найти её синоним в шари'ате.
نسأل الله جل وعلا العفو والعافية