Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Люди по-разному объясняли, что представляет собой здравое сердце, и пожалуй самое такое собирательное определение: это сердце, свободное от всякого рода страстей, противоречащих велениям и запретам Аллаха, и от всякого сомнения, противоречащего Его вести; свободное от рабской покорности кому-то или чему-то, кроме Него; свободное от поиска решений у кого-то, кроме Его Посланника; свободное от любви к кому-то наряду с Аллахом; здравое благодаря своему страху, надежде и упованию на Него, благодаря обращению к покорности Ему, смирению пред Ним и предпочтению Его довольства всему остальному в любом положении, а также благодаря отдалению от Его недовольства всеми возможными способами. Это и есть истинная сущность поклонения, которая присуще Одному лишь Аллаху.
Здравое сердце — это сердце, которое свободно от любых форм придавания Аллаху сотоварищей, так, что его поклонение обращено исключительно к Всевышнему Аллаху. Сюда относятся желание, любовь, упование, обращение к покорности Аллаха, повиновение, боязнь, надежда и совершение дел с искренним намерением, исключительно ради Аллаха. Если такой человек любит, то любит ради Аллаха, если ненавидит, то ненавидит ради Аллаха, если даёт, то ради Аллаха, и если удерживает, то тоже ради Аллаха. Однако всего этого недостаточно — до тех пор, пока сердце это не избавится полностью от повиновения и обращения за решениями к кому-то, кроме Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Человеку следует приучить своё сердце неуклонно следовать только ему и брать пример с него, а не с других в словах и делах. Слова сердца — это убеждения. Слова языка — это извещение о том, что в сердце. Деяния сердца — это желание, любовь, отвращение и их следствия. И есть ещё деяния органов тела. Во всём этом, в малом и в большом, его руководством должно быть то, с чем пришёл Посланник, мир ему и благословение Аллаха. И он не должен опережать его и вставать вперёд него убеждением, словом и делом, как сказал Всевышний: «О те которые уверовали, не опережайте Аллаха и Его посланника», имеется в виду: не говорите ничего до тех пор, пока он не скажет, и не совершайте никаких деяний, пока он не прикажет».
См. Ибн аль-Каййим в «Игъасату аль-Ляхфан», Т.1, стр.41-42, Дар ибн аль-Джаузий, Эр-Рияд, 1430 г.
http://fatawa.daura.com/topic/402
«Люди по-разному объясняли, что представляет собой здравое сердце, и пожалуй самое такое собирательное определение: это сердце, свободное от всякого рода страстей, противоречащих велениям и запретам Аллаха, и от всякого сомнения, противоречащего Его вести; свободное от рабской покорности кому-то или чему-то, кроме Него; свободное от поиска решений у кого-то, кроме Его Посланника; свободное от любви к кому-то наряду с Аллахом; здравое благодаря своему страху, надежде и упованию на Него, благодаря обращению к покорности Ему, смирению пред Ним и предпочтению Его довольства всему остальному в любом положении, а также благодаря отдалению от Его недовольства всеми возможными способами. Это и есть истинная сущность поклонения, которая присуще Одному лишь Аллаху.
Здравое сердце — это сердце, которое свободно от любых форм придавания Аллаху сотоварищей, так, что его поклонение обращено исключительно к Всевышнему Аллаху. Сюда относятся желание, любовь, упование, обращение к покорности Аллаха, повиновение, боязнь, надежда и совершение дел с искренним намерением, исключительно ради Аллаха. Если такой человек любит, то любит ради Аллаха, если ненавидит, то ненавидит ради Аллаха, если даёт, то ради Аллаха, и если удерживает, то тоже ради Аллаха. Однако всего этого недостаточно — до тех пор, пока сердце это не избавится полностью от повиновения и обращения за решениями к кому-то, кроме Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Человеку следует приучить своё сердце неуклонно следовать только ему и брать пример с него, а не с других в словах и делах. Слова сердца — это убеждения. Слова языка — это извещение о том, что в сердце. Деяния сердца — это желание, любовь, отвращение и их следствия. И есть ещё деяния органов тела. Во всём этом, в малом и в большом, его руководством должно быть то, с чем пришёл Посланник, мир ему и благословение Аллаха. И он не должен опережать его и вставать вперёд него убеждением, словом и делом, как сказал Всевышний: «О те которые уверовали, не опережайте Аллаха и Его посланника», имеется в виду: не говорите ничего до тех пор, пока он не скажет, и не совершайте никаких деяний, пока он не прикажет».
См. Ибн аль-Каййим в «Игъасату аль-Ляхфан», Т.1, стр.41-42, Дар ибн аль-Джаузий, Эр-Рияд, 1430 г.
http://fatawa.daura.com/topic/402