Хадис: «Не преуспеют люди, которыми повелевает женщина»

Ответить
Аватара пользователя
Абу 'АбдуЛлагь
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 21 май 2009, 22:35
Откуда: Махачкала

Хадис: «Не преуспеют люди, которыми повелевает женщина»

Сообщение Абу 'АбдуЛлагь »

Ассалям алейкум братья

Как следует правильно понимать известный хадис: «Не преуспеют люди, которыми повелевает женщина»?
Просто дело в том, что некоторые мусульмане опираясь на этот хадис полагают, что женщина не может быть даже директором школы или больницы, или даже директором своей фирмы и т.п.
А некоторые основываясь на данном хадисе вообще говорят, что даже дворником или шофёром нельзя работать в больнице или школе, если директор женщина, а иначе он не будет счастлив или не преуспеет.
Правильно ли данное понимание? И если размышлять таким образом, то разве подобные рассуждения не могут привести к тому, что многодетная семья, оставшаяся без отца, не должна повиноваться и матери?! Да упасет от такого понимания Аллах!

Барака-Ллаху фикум!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям брат

Чтобы понять правильно данный хадис достаточно просто процитировать его полностью и привести причину, по которой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес эти слова. Сообщается, что Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стало известно, что персы вручили власть над собой дочери хосроя, он сказал: «Не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине». аль-Бухари 4425, 7099.
В другой версии хадиса сказано: “Когда умер хосрой, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кого они избрали после него?» Ему ответили: “Его дочь”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине». ан-Насаи 5388, ат-Тирмизи 2262.
Таким образом, в данном хадисе речь идет о правлении женщиной в стране и занимании ею государственных должностей. И именно так понимали данный хадис ученые. Так, имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе указание на то, что женщина не назначается на правление и судейство”. См. “аль-А’лям” 3/1787.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе довод на то, что женщина не из числа тех, кто может занимать власть, и не дозволено людям избирать ее правителем, ибо избегать такого деяния, которое лишено успеха, является обязательным”. См. “Найлюль-аутар” 8/274.
Поэтому данный хадис касается именно правления женщинами на правительственном уровне, а не любого руководства ею. Более того, про ошибочность буквального понимания данного хадиса имам Ибн Хазм сказал: “Если кто-то скажет: «Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не преуспеет народ, который вверил свое дело женщине», то мы скажем: Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал это относительно всеобщего дела, которое является халифатом! И довод этому другие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Женщина является пастырем за имущество своего мужа, и она будет спрошена за свою паству». Маликиты считали дозволенным, чтобы женщина становилась исполнителем завещания и попечителем, и не пришел ни один текст (Корана и Сунны), который запрещал бы женщинам брать управление на себя в некоторых делах”. См. “аль-Мухалля” 4/80.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству!» аль-Бухари 5200, 7138.
Яхья ибн Аби Сулейм рассказывал: “Я видел Самру бинт Нухайк (да будет доволен ею Аллах), которая застала пророка (мир ему и благословение Аллаха), на которой была плотная рубаха и плотный платок. У нее в руках был кнут, которым она воспитывала людей, повелевая одобряемое и запрещая порицаемое”. аль-Халляль в “аль-Амр биль-ма’руф” 62, Абу Ну’айм в “Ма’рифа ас-сахаба” 6/3369, ат-Табарани в “аль-Кабир” 24/311. Имам аль-Хайсами назвал всех передатчиков надежными, а шейх аль-Альбани назвал иснад этого сообщения хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 9/64, “ар-Радд аль-муфхим” 155.
Однако некоторые ученые конкретизировали ее веление именно делами женщин. Так, аль-Каттани сказал: “Наместничество Самры бинт Нухайк было в частном деле, связанным с женщинами”. См. “ат-Таратиб аль-идария” 1/286.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Основа состоит в том, что совершеннолетние мужчины и женщины одинаковы в законоположениях, кроме тех случаев, на исключение которых пришел довод, как например всеобщее правление (имара), судейство (къада) и тому подобное, что является исключительно обязанностью мужчин. Однако, женщина может быть главой в чем-то определенном, как скажем группа женщин отправились в путь и одна из них была избрана их амиром в пути, или как директор школы, и тому подобное”. См. «Шарх аль-мумти’» 3/218.
Однако то, что женщине не запрещается быть директором школы, фирмы и т.п. не означает, что ей дозволяется впадать в харам в своей работе. Как, например, дозволения у себя совместного пребывания посторонних мужчин и женщин (ихтилят), общение без нужды и надобности с посторонними мужчинами, пребывание с кем-либо из них наедине (хальуа), и т.п.

А Аллаху ведомо обо всем лучше!
Ответить