Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух братья
Да, некоторые имамы передавали, что некоторые саляфы делали такфир аль-Хаджаджу, как это передавали Ибн Абдуль-Барр, Ибн Хаджар в "ат-Тахзиб" и другие имамы в частности от Муджахида, Ибрахима ан-Наха'и, Тауса, аш-Ша'би.
Сказал выдающийся ученый нашего времени – ‘Абду-р-Рахман аль-Му’аллими: “Простолюд из Шама впадал в крайности касательно халифов Бану Умайя. Они заявляли, что халиф не будет спрошен Аллахом и не будет наказан, и что повиновение ему обязательно для людей, даже если он повелит запрещённое Всевышним Аллахом. В биографии аль-Хаджаджа в книге «Тахзиб аль-камаль» у аль-Миззи сказано, что он заявлял, что повиновение халифу обязательно для всех людей во всем, и препирался касательно этого. Аллах знает лучше, но я думаю, за это и сделали ему такфир некоторые саляфы”. См. “Китаб аль-‘ибада” 335.
Однако сообщения, которые передают от некоторых саляфов касательно такфира аль-Хаджаджа нуждаются в уточнении их достоверности со стороны иснада и правильности понимания их слов.
Почему? Потому что, во-первых, многие сообщения от историков касательно этих события связанных с аль-Хаждаджем либо преувеличены, как сообщения, что он убил 120000 мусульман; либо вообще недостоверны. Во-вторых, это нуждается в уточнении по той причине, что нам достоверно известно, что Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не делали такфир аль-Хаджаджу и совершали молитву позади него.
Что касается правильности понимания высказывания саляфов, даже если все сообщения от них об этом достоверны, то вот пример почему это очень важно:
Сообщается, что Таус сказал: "Я удивляюсь братьям нашим из Ирака, которые называют аль-Хаджаджа верующим". Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" 95. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого асара.
Однако в данном случае не понимается, что Таус сделал такфир аль-Хаджаджу, потому что его удивляли люди, считавшие аль-Хаджаджа муъмином, т.е. правоверным, имеется ввиду высшая степень имана, а не мусульманином как таковым. И именно такое пояснение делал имам аз-Захаби этим словам, сказав: "Он этим самым имел ввиду мурджиитов из их числа (Ирака), которые говорили: "Он (аль-Хаджадж) является муъмином с полноценным иманом", несмотря на его произвол, пролитие крови и ругани сподвижников". См. "ас-Сияр" 5/44.
Или слова Ибрахима ан-Наха'и, который, когда упомянули о аль-Хаджадже прочитал аят: "Проклятие Аллаха на несправедливых!" (Худ, 18). Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" 96. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого асара.
С этих слов также не следует такфир.
Также и процитированный братом выше асар от аль-Хасана аль-Басри:
Сообщается от Аля Ибн аль-Мугиры: "Я обрадовал аль-Хасана аль-Басри о смерти аль-Хаджаджа, и он сделал суджуд".
Даже если этот асар и достоверный, из него не следует такфир аль-Хаджаджу, потому что любой мусульманин может сделать суджуд шукр в благодарность Аллаху за избавление мусульман от зла тирана и т.п. К примеру, Тарикъ ибн Зияд рассказывал, что когда они перебили хариджитов, Али ибн Аби Талиб и те, кто был с ним совершили земной поклон. Ахмад 848. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность.
Однако это не означало, что Али считал этих хариджитов кафирами.
Что касается асара от аш-Ша'би про аль-Хаджаджа: "Он верующий в тагута и джибта, и неверующий во Всевышнего Аллаха!" , то он достоверный. Его приводит Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" 97. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого асара.
Однако имам аз-Захаби в "ас-Сияр" 4/304-306 привел историю от аш-Ша'би которая указывает на то, что он после такфира и выхода против аль-Хаджаджа скрывался долго, потом предстал перед ним, сделал тауба и аль-Хаджаджа простил его.
В любом случае, как говорили имамы Сунны, аль-Хаджадж ибн Юсуф был тираном, нечестивцем, хариджитом и насыбитом, и как сказали Ибн Касир и аз-Захаби, если у него и были благие дела, то они утонули в его кровопролитии. Джа’фар ибн Буркъан рассказывал: “Однажды я спросил Маймуна ибн Михрана о молитве позади того, кого называют хариджитом, и он ответил: «Ты совершаешь молитву не ради него, а ради Аллаха! Мы совершали молитву позади аль-Хаджаджа, а он был харурит–азракъит». Тогда я посмотрел на него (удивлённо), и он сказал: «Ты знаешь, кто такой харурит–азракъит?! Это тот, кому, если ты пойдёшь в противоречие, назовёт тебя кафиром и посчитает дозволенным твою кровь. И именно таким был аль-Хаджадж»”. Са’ид ибн Мансур. См. “Фатхуль-Бари” 6/187, Ибн Раджаба.
И если бы аль-Хаджадж не совершил зла помимо выхода против благочестивого халифа и его убийства, правившего девять лет - ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, то достаточно для него в этом зла и вреда.
Абу Науфаль рассказывал: “Я видел (распятого) ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра на дороге, ведущей в Медину. Мимо него проходили курайшиты и другие люди, а когда проходил ‘Абдуллах ибн ‘Умар он остановился рядом с ним и трижды сказал: «Мир тебе, Абу Хубайб. Клянусь Аллахом, я ведь запрещал тебе делать это (ввязываться в эту смуту)!» После чего сказал: «Клянусь Аллахом, я знал тебя всегда соблюдающим пост, молившимся по ночам и поддерживающим родственные связи. Клянусь Аллахом, в группе, к которой ты принадлежишь, и худшие относятся к лучшим!» Сказав это, ‘Абдуллах ибн ‘Умар ушёл. Затем до аль-Хаджаджа дошло известие о том, что Ибн ‘Умар останавливался (возле Ибн аз-Зубайра), и о том, что он говорил. Тогда он послал людей, и те сняли (тело Ибн аз-Зубайра) со ствола дерева (на котором он был распят), и бросили его на могиле иудеев. Затем (аль-Хаджадж) послал за матерью (Ибн аз-Зубайра) Асмой бинт Абу Бакр, но она отказалась явиться к нему. Тогда он снова послал за ней своих людей, велев передать ей следующее: «Ты непременно явишься ко мне, а иначе я пошлю к тебе того, кто притащит тебя за косы!» Однако она вновь отказалась и сказала: «Клянусь Аллахом, я не пойду к тебе, пока ты не пошлёшь ко мне того, кто будет тащить меня за косы!» Тогда аль-Хаджадж велел: «Подайте мне мои сандалии», а потом взял их и быстро пошёл к ней. Войдя к ней, он сказал: «Что ты скажешь о том, как я поступил с врагом Аллаха?» Она сказала: «Я скажу, что ты испортил его мирскую жизнь, а он испортил тебе жизнь твою в мире ином! До меня дошло, что обращаясь к нему, ты говорил: «О сын обладательницы двух поясов (Зат ан-Нитакъейн)». Клянусь Аллахом, я и есть «обладательница двух поясов»! Одним из них я поднимала еду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра, чтобы уберечь её от зверей (когда они совершали хиджру), другим же является пояс, без которого женщина обойтись не может. Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал нам: «Поистине, появятся в племени Сакыф один лжец и один палач». Что касается лжеца, то мы его видели (аль-Мухтар ас-Сакъафи), что же касается палача, то я думаю, что это ты и никто иной!» После чего он покинул её и больше не возвращался к ней”. Муслим 2545.
Имам ан-Науауи в комментарии к этому хадису сказал: “В этом хадисе указание на достоинство Ибн ‘Умара, который сказал слова истины перед людьми, не обращая внимания на мнение аль-Хаджаджа. Ведь он знал, что его слова про Ибн аз-Зубайра и его похвала за него дойдёт до аль-Хаджаджа. Но это не помешало ему сказать истину и засвидетельствовать про Ибн аз-Зубайра тем благом, о котором ему было известно. И тем самым он отверг ту ложь, которую распространял про него аль-Хаджадж, называя его врагом Аллаха, тираном и т.п. Ибн Умар пожелал обелить Ибн аз-Забайра от того, что приписал ему аль-Хаджадж, и дал людям знать о его благодеяниях, что это все противоположно тому, что заявлял о нём аль-Хаджадж. Мазхаб сторонников истины состоит в том, что Ибн аз-Зубайр был притеснённым, а аль-Хаджадж и его сторонники были выступившими против него”. См. “Шарх Муслим” стр. 1529.
В любом случае братья, не думаю я, что вопрос о том, кафир был аль-Хаджадж или муслим из числа того раздела знания, которое имеет какую-то пользу для нашей религии. Будь это так важно и принципиально, то имамы разъяснили бы в своих многочисленных трудах о акыде, какую позицию должен занимать муслим в отношении него. Да и что его обсуждать, он уже умер и предстал перед Аллахом, а наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретил обсуждать умерших, и тем более ругать их. Когда Мухаммад ибн Сирин услышал, как один из сидевших с ним в собрании стал ругать аль-Хаджаджа после его смерти, он повернулся к нему разгневанным и сказал: “О сын моего брата, аль-Хаджадж уже предстал перед своим Господом! А когда ты предстанешь перед Аллахом, то обнаружишь, что самый презренный и незначительный грех, который ты совершил в мире этом, для тебя будет хуже, чем самый великий грех, совершенный аль-Хаджаджем. У каждого из вас в тот День будут свои заботы. И знай, о сын моего брата, что Всевышний Аллах спросит с аль-Хаджаджа за тех, с кем он обошёлся несправедливо, как и спросит с тех, кто обошёлся несправедливо с ним. Не увлекай же себя после сегодняшнего дня руганью кого-либо!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/270, Ибн ‘Асакир “Тарих Димашкъ” 12/161.
Прошу у Аллаха полезного знания для нас, прямого руководства и благого конца!