Пророческие методы решения этих проблем. Упоминание некоторых его правил и норм.
чем покорившись Аллаху по отношению к нему"
Если бы каждый притесненный покорился Аллаху в отношениях с человеком, который поступил несправедливо с ним, имея основание, тогда бы прекратилась смута среди мусульман или исчезла бы большая часть конфликтов. Мусульманин осознает необходимость справедливого отношения к тому, кто ущемил его права, когда он убеждается в том, что Аллах непременно защитит его и поможет ему, только если он не станет чинить несправедливость к тому человеку.
Именно этого правила побуждали придерживаться предшественники между собой:
Повелитель правоверных 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Ты не можешь лучше воздать тому, кто ослушается Аллаха по отношению к тебе, чем покорившись Аллаху по отношению к нему". Это высказывание привели аль-Байхакы в "аль-Джами‘ лишу‘аб аль-иман" (12/310, № 7992), аль-Казуини в "ат-Тадуин фи ахбар Казуин" (1/317), Ибн Хиббан в "Раудат аль-укаля" (стр. 89), аль-Хараиты в "Макарим аль-ахляк" (№ 312) от Яхьи ибн Са‘ида аль-Ансари, от Са‘ида ибн аль-Мусайиба. Это хорошее высказывание причисляется к Са‘иду ибн аль-Мусайибу; есть разные мнения о том, слышал ли он эти слова от ‘Умара или нет. Имам Ахмад предпочел мнение о том, что Са‘ид ибн аль-Мусайиб слышал их от ‘Умара.
Однажды ‘Умар ибн Зарр проходил мимо человека, который очернял его, и сказал ему: "О ты, не погружайся в оскорбление нас, а оставь возможность для примирения. Ведь я не найду лучшего воздаяния тому, кто ослушается Аллаха по отношению ко мне, чем покорившись Аллаху по отношению к нему!". аль-Байхакы в "аш-Шу‘аб" (№ 8106), Ибн ‘Асакир в "Тарих Димашк" (45/27–29), Абу Ну‘айм в "аль-Хилья" (5/113) со слов Суфьяна ибн ‘Уейны и других.
Имам Абу Хазим, Саляма ибн Динар сказал: "Не враждуй с человеком и не питай к нему враждебные чувства, пока не посмотришь на его тайное отношение между ним и Аллахом. Если у него хорошее тайное отношение (правдивость, искренность, богобоязненность), тогда Аллах не оставит его без помощи из-за твоей вражды к нему. А если он имеет плохое тайное отношение, тогда Он защитит тебя от его скверных поступков. Но если ты захочешь сделать с ним нечто более тяжкое, чем ослушание Аллаха, тебе будет не под силу это". "Тахзиб аль-камаль фи асма ар-риджаль" (11/277).
Как-то раз имам Ахмад ибн Ханбаль спросил некоторых прибывших к нему требующих знания: "Откуда вы пришли?". Они ответили: "Со встречи Абу Курейба". Несмотря на то, что этот человек выражал порицание имаму Ахмаду в кое-каких вопросах, он посоветовал учиться у него и записывать от него знания, сказав: "Записывайте от него знания, поскольку он является праведным шейхом". Тогда ему возразили: "Он же упрекает тебя!". Но имам Ахмад отнесся к этому с великодушием, с чистой душой и искренним сердцем, ответив: "И что я могу сделать?! Ведь он - праведный шейх, однако испытан мною". См. "Сияр а‘лям ан-нубаля" (11/177).
Абдур-Рахман ибн ‘Умар аль-Асбахани сообщил: "Мы были на встрече Абдур-Рахмана ибн Махди, и вдруг к нему зашел юноша, который стал приближаться к нему, пока тот не усадил его возле себя. Тогда с места поднялся один шейх и сказал: "О Абу Са‘ид! Этот юноша плохо говорит о тебе, и даже обвиняет тебя во лжи!". Но Абдур-Рахман произнес: "Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана,
(41:34)
Ибн Таймийя написал: "Я снисходителен к тому, кто противоречит мне. И если он переходит границы Аллаха в отношении меня посредством обвинения в неверии или нечестии, либо через возведение клеветы или проявление крайней приверженности времен невежества, - то я не перехожу границы Аллаха по отношению к нему. Напротив, я контролирую все свои слова и поступки, взвешиваю их на весах справедливости и подчиняю их Книге, которую ниспослал Аллах и сделал руководством для людей, чтобы рассудить их в спорных делах. Ведь ты не можешь лучше воздать тому, кто ослушается Аллаха по отношению к тебе, чем покорившись Аллаху по отношению к нему". "Маджму‘ аль-фатауа" (3/245, 246).
Я говорю:
Притесненный человек обязан судить о нанесенной ему обиде на основе шари‘ата Аллаха, спрашивая учёных, как ему следует поступить с его обидчиком. Если ему дозволяется ответить на обиду, тогда он имеет такое право, а если ему недозволенно это, тогда он должен соблюдать границы Аллаха, а иначе он поднимет смуты и станет притеснителем после того, как был притесненным, а также превратится в "ключ зла" после того, как не был таковым.
Ибн Таймийя написал: "Смута возникает лишь из-за оставления велений Аллаха. Так, Пречистый Аллах велел соблюдать истину и велел проявлять терпение. Таким образом, причиной смуты служит либо оставление истины, либо оставление терпения. Поэтому притесненному человеку, который прав и обладает достаточными знаниями, велено проявлять терпение. Если он не терпит, то тем самым оставляет обязательное действие. Если же он прилагает усилия в познании истины и не терпит, то это не является абсолютной стороной истины, хоть даже и представляет собой сторону некой истины в его правильных поступках. Он должен быть терпеливым на пути истины. Но если человек еще и делает упущения в познании истины, тогда становится уже три греха: он не прилагает усилия в поиске истины, не достигает истину и не проявляет терпение. К тому же он может быть прав в своих познаниях истины касательно самого себя, однако не прав в познании закона Аллаха относительно других людей. Ведь обидчик может понимать по-своему и ошибаться. И если притеснитель не имеет своего обоснования, в таком случае не дозволяется устранять его несправедливость такими способами, которые разжигают смуту между мусульманами, поскольку это приносит гораздо больше зла, чем его несправедливость. Напротив, притесненному велено проявить терпение, потому что для него данная ситуация представляет собой испытание и искушение". "аль-Истикама" (1/39, 40).
В любом случае пусть знает притесненный, что когда он переходит границы дозволенного, он становится притеснителем, агрессором.
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит". Этот хадис передал Муслим (№ 2587), согласно хадису, переданному от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
О суннит, приучи себя покоряться Аллаху в своих отношениях с тем, кто ослушается Аллаха, поступая несправедливо к тебе. Ведь Аллах испытал тебя этим человеком, чтобы узнать: станешь ли ты учитывать Его права или же свои интересы, станешь ли ты сильнее защищать Его права, чем свои, будешь ли ты полагаться в самозащите на самого себя или же на Его помощь?
Подобно тому, как начало несправедливости открывает двери смуты, точно так же и ответ обидчику через проявление излишества приводит к обострению смуты. Каждый конфликт среди людей относится к этим двум категориям.
Пусть каждый из конфликтующих людей будет милосерден к себе и богобоязнен, и пусть каждый из них придерживается мягкости и доброты к окружающим.