"МОЛЬБА"
Лекция №8
Переписала: Умм Абдуль-'Азиз (да воздаст Аллах ей благом)
Мы восхваляем Аллаха - Господа всех миров, который приказал обращаться к Нему с мольбами и обещал давать на них ответ.
Мы свидетельствуем, что нет истинного, достойного поклонения, божества, кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей. Он наказывает преступников и награждает тех, кто покорен Ему, давая им награду без счета.
Многоуважаемые зрители!
На одной из наших прошлых передач мы коснулись такого важного вопроса как ду'а - обращение к Аллаху с мольбой.
Мы обещали поговорить об этом подробнее. Давайте же сегодня сделаем это.
Мольба (
ду'а) - это самое великое служение и самый важный вид поклонения Аллаху. Один из сподвижников по имени Ну'ман аль-Башир сообщил о том, что наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) как-то сказал: «
Мольба (
ду'а)
- это и есть поклонение».
ат-Тирмизи, 2969; Абу Дауд, 1479; ибн Маджах, 3828. Достоверный хадис по мнению аль-Альбани «Сахих аль-Джами'», 3407.
А затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал аят из Курана:
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам.
Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»»
Сура 40 "Гъафир", аят 60
Во многих аятах своей великой книги (
Корана) Всевышний побуждает нас взывать к Нему с мольбами, обещает дать ответ на наши мольбы, Он хвалит Своих пророков и Своих посланников за то, что они всегда обращались к Нему с просьбами и молитвами.
Аллах говорит:
«Воистину, они (то есть, пророки) спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами»
Сура 21 "аль-Анбийа", аят 90
Аллах сообщает нам о том, что Он близок, отвечает на мольбу тех, кто молится Ему, кто взывает к Нему.
Аллах говорит Своему пророку:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»
Сура 2 "аль-Бакара", аят 186
Наш Всеблагой Создатель повелевает молить Его, взывать к Нему, просить о помощи - особенно, когда постигают беды и печали. Он напоминает нам о том, что никто, кроме Него не может ответить человеку, который оказался в крайней нужде, и никто, кроме Него не может устранить беду.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, кто устраняет зло?»
Сура 27 "ан-Намль", аят 186
Аллах порицает тех, кто не хочет обращаться к Нему во время несчастий, тех, кто отворачивается от мольбы к Нему, когда их постигают беды, сложности - из-за того, что они не делают этого.
Аллах говорит:
«Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными.
Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными?
Их сердца ожесточались, а дьявол приукрашивал для них то, что они совершали»
Сура 6 "аль-Ан'ам", аяты 42-43
Посмотрите, сколь щедр и милостив наш Создатель. Он не нуждается ни в ком из нас, но при этом Он приказывает нам обращаться к Нему с мольбами, просьбами. Потому что мы, именно мы, а не Он, нуждаемся в этом.
В Коране говорится:
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный»
Сура 35 "Фатыр", аят 15
И говорится:
«Аллах – богат, а вы – бедны»
Сура 47 "Мухаммад", аят 38
В одном из священных хадисов сообщается о том, что Всевышний Аллах говорит: «
О рабы Мои, все вы заблудшие, кроме тех, кому Я указал правильный путь. Так просите же Меня наставить вас на верный путь и Я наставлю вас. О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я. Так просите же Меня накормить вас и Я накормлю вас. О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого одену Я. Так просите же Меня одеть вас и Я одену вас. О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днем, а Я могу простить все грехи. Так просите же Меня о прощении и Я прощу Вас. О рабы мои, если первые из вас и последние из вас - люди и джинны - соберутся в одном месте и обратятся ко Мне с просьбами и Я дам каждому то, что он просит - это уменьшит то, что есть у Меня настолько же, насколько иголка, опущенная в море, уменьшает воды этого моря».
Муслим, 2577.
Так взывайте же к Аллаху, о рабы Аллаха! Просите Его со смирением и надеждой.
Но знайте, что у мольбы есть свои правила и свои условия, которые должны непременно соблюдаться. Всевышний Аллах обещал дать ответ тем, кто молит Его и Аллах не нарушает Своего обещания. В отличие от многих людей, которые, когда дают обещание, нарушают его - Аллах не нарушает Своего обещания.
Но, зачастую, люди сами делают что-то, что мешает принятию их просьб и мольб.
Давайте же поговорим о том, что может стать препятствием для получения нами ответа на наши просьбы к Аллаху.
Первое препятствие - это несоблюдение человеком тех обязанностей, которые возлагает на него Аллах, а также попирание человеком запретов Всевышнего, ослушание им воли Создателя.
Ты сам отвернулся от Аллаха, отдалился от Него, разорвал связь с твоим Господом. Разве же ты не заслуживаешь того, чтобы Господь не пожелал ответить тебе, когда с тобой случается беда и ты взываешь к Нему, прося о помощи? Будьте верны завету с Аллахом и Аллах будет верен завету с вами.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «
Стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде».
Хадис достоверный. См. тахкик аль-Альбани «ас-Сунна» Ибн Аби 'Асым, т.1, с.137-139, аль-Мактаб аль-Ислями.
Что это значит?
Это значит, что, если ты будешь помнить об Аллахе, когда у тебя все хорошо, будешь соблюдать Его повеления, установленные Им границы, то, тем самым, ты приблизишься к Аллаху, установишь особую связь с Ним и тогда твой Господь будет знать тебя и помнить о тебе, когда с тобой случится беда. То есть, Он поможет тебе и спасет тебя.
В достоверном священном хадисе сообщается о том, что Всевышний сказал: «
Наиболее любимым для Меня из всего, что делает Мой раб, стремясь приблизиться ко Мне, является выполнение им того, что Я вменил ему в обязанность. И будет Мой раб стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительные праведные деяния, пока Я не возлюблю его. Когда же Я возлюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слушать и его зрением, посредством которого он будет видеть и его рукой, которой он будет схватывать и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня, Я непременно дарую ему просимое, а если обратится ко Мне за защитой, то обязательно защищу его».
аль-Бухари, 6502.
Тот, кто богобоязнен и покорен Аллаху, тот молит Аллаха, обращается к Нему с мольбами - тот, кто богобоязнен во время благополучия помнит об Аллахе и поэтому Аллах проявляет свою благосклонность и доброту и оказывает ему поддержку тогда, когда с ним случаются беды и трудности.
Пророка Юнуса проглотил огромный кит. Он оказался в чреве кита, оказался совершенно беспомощным.
Аллах говорит в Коране об этом:
«Если бы он (то есть, Юнус) не был одним из прославляющих Аллаха,
то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены»
Сура 37 "ас-Саффат", аят 143
То есть, если бы Юнус (мир ему) не был из тех, кто до этого поклонялся Аллаху, знал Аллаха - если бы он не был таким, тогда чрево кита стало бы его могилой до самого Судного дня.
Один из имамов сказал: «
Помните об Аллахе в благоденствии и благополучии и Аллах вспомнит вас, когда вас постигнет беда».
Пророк Юнус поминал Аллаха и поэтому, когда оказался в животе у кита, Аллах спас его.
И сказал об этом:
«Если бы он (то есть, Юнус) не был одним из прославляющих Аллаха,
то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены»
Сура 37 "ас-Саффат", аят 143
А теперь посмотри на Фараона. Он считал себя выше того, чтобы поминать Аллаха, поэтому, когда к нему пришла гибель, Аллах не помог ему.
Когда он стал тонуть и когда над ним сомкнулись морские воды, он закричал:
«Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман»
Сура 10 "Йунус", аят 90
Но Аллах сказал ему:
«Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие»
Сура 10 "Йунус", аят 91
Второе большое препятствие к принятию твоей мольбы и к получению ответа на мольбу является поедание человеком запретной пищи.
Если человек ест то, что запретил Аллах или зарабатывает свой хлеб недозволенными Аллахом путями, то он, зачастую, не получает ответ на свою мольбу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал об одном человеке: "
Этот человек был покрыт пылью, с растрепанными волосами, он долго находился в пути. Этот человек воздевал свои руки к небу и повторял: "О Господь! О Господь!". Однако, пища его запретна и питье его запретно и одежда его запретна и вскормлен он был запретным. Так как же может быть дан ответ на его мольбу?".
Муслим, 1015.
Обратите внимание на эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Посмотрите, этот человек находился в пути, он был далеко от дома, в чужой стране, он был покрыт пылью, волосы его были растрепаны.
Путники, а, особенно, те, которые находятся в сложных обстоятельствах - Аллах отвечает на их мольбу особо. Причем, этот человек поднимал руки к небу, а это еще одна причина, которая способствует принятию мольбы.
И он произносил слова «
Йа Рабби! Йа Рабби!», то есть, обращался к Аллаху посредством одного из Его 99-ти прекрасных имен. Это также способствует принятию мольбы.
Но несмотря на все эти причины, по которым он должен был, как кажется, получить ответ на свою мольбу, он оказался лишенным этого ответа.
Почему?
Да потому что он ел то, что запретил Аллах, пил то, что запретил Аллах, носил то, что запретил Аллах.
Давайте, обратим внимание на самих себя. Как мы зарабатываем свой хлеб? Что мы едим? Что пьем? Чем питаем свои тела? Это очень важно!
Ведь все мы хотим получать ответ на свои моления.
Третье препятствие заключается в том, что человек не имеет искренности перед Аллахом. То есть, он не поклоняется одному лишь Аллаху, не обращается с мольбами
только к Нему. Помимо Аллаха, он обращается с мольбами еще к чему-то или еще к кому-то.
Это самый великий грех - это самое великое препятствие для получения ответа на мольбу!
Потому что Всевышний Аллах говорит:
«Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру
(то есть, взывайте к Аллаху искренне, посвящая свою религиозное служение только Ему)»
Сура 40 "Гъафир", аят 14
И говорит Аллах:
«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом»
Сура 72 "аль-Джинн", аят 18
Пусть твоя мольба и твое поклонение будут чистыми - пусть они будут направлены только к Аллаху. Те люди, которые, помимо Аллаха, взывают к кому-то или чему-то еще: к идолам, к гробницам, к мертвым, к ангелам, к святым - они не получат ответ на свою мольбу. Потому что они посвятили и направили свою мольбу - или целиком, или частично - не к одному лишь Аллаху, а еще к кому-то.
Если просишь, то проси Аллаха. Он не нуждается в посредниках. Он слышит рабов и отвечает им напрямую. Он приказал нам обращаться непосредственно к Нему и сказал:
«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»
Сура 40 "Гъафир", аят 60
Четвертое препятствие для ответа на ду'а - это отсутствие собранности сердца, когда человек не сосредоточен в молитве, небрежен в молитве. Поистине, взывать к Аллаху нужно будучи убежденным в получении ответа, и сердце взывающего не должно быть беспечным и небрежным, ибо из-за этого мольба не принимается Аллахом.
Ду'а (
мольба) - это одно из самых сильных средств для избавления от бед, получения желанного. Но иногда оно приносит пользу, а иногда нет.
По разным причинам оно может не принести пользу.
Почему?
Потому что человек может просить о чем-то, что нелюбимо Аллахом или он не получает ответ, потому что он не собран во время ду'а - не направлен всем своим сердцем к Аллаху. И тогда его ду'а напоминает стрелу, которая выпущена из лука с ненатянутой тетивой.
Другая причина - это наличие препятствий к принятию мольбы таких как:
- употребление запретной пищи,
- наличие на сердце пелены грехов,
- погрязание человека в беспечности, в небрежности, в забавах.
Мольба (
ду'а) - это одно из самых полезных лекарств, дорогие братья и сестры. Мольба - это враг беды. Потому что мольба защищает от беды, устраняет беду. Мольба не дает беде прийти. А если беда уже пришла, то мольба (
ду'а) устраняет беду или облегчает. Ду'а - это оружие верующего.
В хадисе сказано: «
Ду'а (
мольба)
помогает от того, что уже случилось и от того, что еще не случилось. Так обращайтесь же к Аллаху с мольбами, о рабы Аллаха».
ат-Тирмизи, 3547.
В другом хадисе сказано: «
Когда кто-нибудь из вас станет обращаться с мольбами (к Аллаху), пусть проявляет решительность в просьбах».
Ахмад, 3/101; аль-Бухари, 6338; Муслим, 2678; ан-Насаи, в «Сунан аль-Кубра», 10420. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир», 531; «Рияду-с-Салихин», 1753.
Под "
решительностью" подразумеваются настойчивость, твердость и упорство в прошении. От предшественников передано, что лучшая мольба - это настойчивая просьба к Аллаху.
Мольба - это один из самых великих видов поклонения и служения Аллаху. Потому что, если человек взывает к Аллаху, это указывает на его скромность, на смирение перед Всевышним, на то, что он осознает свою полную нужду в Создателе, свою абсолютную слабость и бедность.
Обращение с мольбой указывает на мягкость сердца этого человека, на его стремление к Милости Аллаха, на страх перед наказанием Аллаха.
Всевышний рассказывает в Коране от том, что обитатели Рая будут задавать друг другу вопросы о том, что делали они в земном мире - по какой причине они вошли в Рай - в эту обитель радости и почести?
И слышать ответ друг от друга:
«Прежде, находясь в кругу своих семей, мы трепетали от страха. Аллах же оказал нам милость и уберег нас от мучений знойного ветра (или мучений в Аду). Мы взывали к Нему прежде. Воистину, Он – Добродетельный, Милосердный»
Сура 52 "ат-Тур", аят 25
О мусульмане!
Взывайте к Аллаху, молите Его часто и много. Направляйте свои мольбы искренне только к Нему одному. Поистине, Аллах гневается, когда Его не просят.
Всевышний Аллах говорит:
«Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро»
Сура 7 "аль-Араф", аят 56
Пусть Аллах примет ваши благие молитвы, дорогие братья и сестры.