Земной поклон (суджуд) - часть 1
Достоинства земного поклона
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Нет ни одного человека из моей общины, кого бы я не узнал в День Воскресения".
Люди спросили: "
Как же ты их узнаешь, о Посланник Аллаха, среди такого большого количества творений Аллаха?".
Услышав это, он ответил: "
Скажите мне, если бы кто-нибудь из вас зашёл в загон, в котором находились бы все лошади тёмной масти безо всяких примесей * и лишь одна лошадь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, то вы бы смогли отличить эту лошадь от остальных?".
Люди ответили: "
Да, конечно!".
Тогда он сказал: "
Поистине, у членов моей общины в тот День будут белые лица ** из-за следов земных поклонов и белые руки и ноги из-за следов омовения ***".
Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. ат-Тирмизи передал часть этого хадиса и указал на его достоверность. Этот хадис приводится в "Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха".
______________________
* Имеется в виду, что цвет этих лошадей абсолютно чёрный без каких-либо примесей.
"ан-Нихайа".
** Имеется в виду сияние лица благодаря свету омовения ('уду).
*** Имеется в виду сияние всех частей тела, которые верующий умывал во время совершения омовения: лицо, руки и ноги. Следы сияния от омовения на лице, руках и ногах человека здесь сравниваются с белизной лба и ног лошади.
"ан-Нихайа".
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Когда раб Аллаха совершает земной поклон, вместе с ним совершают поклон и семь частей его тела: лицо, ладони, колени и ноги".
Муслим, Абу ‘Ауана и Ибн Хиббан.
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "
Когда Аллах захочет проявить милость по отношению к кому-нибудь из оказавшихся в Огне, Он велит ангелам вывести оттуда тех, кто поклонялся только Аллаху. И они станут выводить таких, узнавая их по следам, которые останутся на них от земных поклонов, ибо Аллах запретил Огню уничтожать такие следы. И они будут выходить из Огня, который уничтожит тело каждого такого человека полностью, за исключением следов от земных поклонов".
аль-Бухари и Муслим.
Описание земного поклона
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил такбир и склонялся для совершения земного поклона.
аль-Бухари и Муслим.
Шейх
аль-Альбани сказал: "
Следует произнести такбир. Это является обязательным (уаджиб)".
См. "Сыфату-ссаля ан-набий", аль-Альбани.
Надо ли поднимать руки при склонении в земной поклон?
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел совершить земной поклон, то произносил такбир и:
1 - отодвигал руки от боков, а затем совершал земной поклон.
Абу Йа’ла в своей книге "аль-Муснад" (каф, 284/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Ибн Хузайма, 1/79/2 приводит его через другую достоверную цепочку передатчиков.
2 - иногда поднимал свои руки и совершал земной поклон.
Ан-Наса'и, ад-Даракутни и аль-Мухлис в книге "аль-Фауа'ид", 1/2/2 приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков.
Шейх
аль-Альбани сказал: "
Иногда следует поднимать руки перед совершением земного поклона. Об этом поднятии рук передаются сообщения от десяти сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и многие праведные предки из первых поколений мусульман считали эту практику правомерной.
Среди них Ибн 'Умар, Ибн 'Аббас, аль-Хасан аль-Басри, Тауус и его сын Абдуллах, Нафи' – вольноотпущенник Ибн 'Умара, Салим – сын Ибн 'Умара, аль-Касим ибн Мухаммад, Абдуллах ибн Динар и 'Ата. Абдурахман ибн Махди также сказал: "Это соответствует Сунне". Этой же практике следовал имам Сунны Ахмад ибн Ханбаль, об этом также сообщается от имамов Малика и аш-Шафи‘и".
См. "Сыфату-ссаля ан-набий", аль-Альбани.
На что сначала опускаться в земном поклоне: на руки или колени?
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, склонялся в земном поклоне, то ставил свои
руки на землю прежде, чем её касались колени.
Передали Ибн Хузайма, 1/76/1; ад-Даракутни и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

Читать дальше
Все хадисы, которые противоречит этому хадису, недостоверны. В пользу этого действия высказывался имам Малик, и то же самое сообщается от имама Ахмада. См. "ат-Тахкик", 108/2, Ибн аль-Джаузи.
Также аль-Маруази через достоверную цепочку передатчиков приводит следующее высказывание имама аль-Ауза‘и: "Я застал людей *, которые касались земли своими руками прежде, чем коленями". См. "Маса'иль", 1/147/1.
______________________
* Поскольку имам аль-Ауза'и умер в Бейруте в 157 году по Хиджре (в 774 году по христианскому летоисчислению) можно сделать вывод, что речь здесь идёт о живых последователях сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (прим. пер.)
В другом хадисе сообщается, что он, да благословит его Аллах и приветствует, велел остальным людям поступать так же, говоря: "
Когда кто-нибудь из вас совершает земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, а сначала поставит свои руки, а затем колени".
Абд аль-Хакк в "аль-Ахкам аль-Кубра" (54/1, фотокопия Университета имени короля Абд аль-'Азиза в Мекке) назвал этот хадис достоверным. Абу Дауд, Таммам в "аль-Фауа'ид", (каф, 108/1); ан-Наса'и в "Сунан ас-Сугра" и "Сунан аль-Кубра", 47/1 приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

Читать дальше
Абд аль-Хакк сказал: "... у этого хадиса лучше цепочка передатчиков, чем у предыдущего хадиса". См. "Китаб ат-Тахаджжуд", 56/1.
Сказал шейх аль-Альбани: "Под "предыдущим хадисом" здесь имеется в виду хадис, передаваемый от Уа'иля, в котором сообщается об обратном. На самом деле, мало того, что хадис от Уа'иля противоречит двум достоверным вышеприведенным хадисам, так он ещё не является подлинным ни в своей цепочке передатчиков, ни по своему смыслу". См. "Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа", №929; "аль-Ируа", №357.
Шейх аль-Альбани продолжил: "Следует отметить, что опускаться на землю не как верблюд означает касаться её руками прежде, чем коленями, потому что верблюд сначала опускает колени, а под "коленями" верблюда подразумеваются его передние ноги, согласно определению "Лисан аль-'Араб" и другим книгам по арабскому языку. На то же самое указал ат-Тахауи в книгах "Мушкиль аль-Асар" и "Шарх Ма'ани аль-Асар".
Кроме того, имам аль-Касим ас-Саракусти, да будет милостив к нему Аллах, в книге "Гариб аль-Хадис", 2/70/1-2 через достоверную цепочку передатчиков привел следующее высказывание Абу Хурайры: "Никому не следует опускаться на землю, как это делает бродячий верблюд", - после чего имам пояснил: "Это относится к земному поклону. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорит, что человеку не следует бросаться на землю, как это делает бродячий верблюд: торопливо и напряженно. Наоборот, ему следует опускаться спокойно, сначала поставив руки, затем – колени, а хадис в форме "марфу'", разъясняющий это, был приведён ранее". Затем имам ас-Саракусти привел вышеупомянутый хадис". См. "Сыфату-ссаля ан-набий", аль-Альбани.
Дополнительная информация по этому вопросу -
тут.
В каком виде держать руки при склонении в земной поклон?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
1 - опирался на свои ладони и держал их раскрытыми.
Абу Дауд и аль-Хаким, который назвали этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
2 - прижимал пальцы друг к другу.
Ибн Хузайма, аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
Как ставить ладони в земном поклоне?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ставил ладони:
1 - на уровне своих плеч.
Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, так же как и Ибн аль-Мулаккин, 27/2. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'", 309.
2 - а иногда на уровне своих ушей.
Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
На какие части тела нужно опираться в земном поклоне?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Мне было велено совершать земные поклоны на семь костей: на лоб *, руки, колени и пальцы ног".
аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'", 310.
______________________
* И при этом он указал (
ашара) рукой на область вокруг носа.
Шейх
аль-Альбани сказал: "
Похоже, что под словом "указал" (ашара) содержится значение "провёл" (амарра), поэтому (в тексте хадиса) использован предлог "по" ('аля), вместо предлога "на" (иля). Этот вывод содержится в "Фатх аль-Бари"".
См. "Сыфату-ссаля ан-набий", аль-Альбани.
О необходимости твердого и устойчивого положения в земном поклоне
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Когда ты совершаешь земной поклон, то:
1 - ...
держи себя в нём устойчиво".
Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
2 - ...
плотно прижми своё лицо и руки к земле, пока все твои кости не расслабятся в своих местах".
Ибн Хузайма, 1/10/1 приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, твёрдо упирался коленями и пальцами ног в землю.
Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Не совершил намаз тот человек, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб".
ад-Даракутни; ат-Табарани, 3/140/1; Абу Ну'айм в "Ахбар Асбахан".
В какую сторону направлять части тела в земном поклоне?
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
1 - направлял ладони в сторону Киблы.
Аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба, 1/82/2 и ас-Сирадж передали хадис о направлении пальцев в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.
2 - обращал переднюю часть своих стоп и кончики пальцев ног в сторону Киблы.
аль-Бухари и Абу Дауд.
Передается от
Ибн 'Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время намаза любил обращать все части своего тела, которые только мог, в сторону Киблы, даже большие пальцы рук.
Ибн Са'д, 4/157.