Матн.
"ат-Таклид":
В языковом значении - вешать что-то вокруг шеи, что охватывает ее, как, например, ожерелье.
В шариатском значении – следование за тем, чьи слова не являются (сами по себе) доводом.
И исключаются нашими словами «за тем, чьи слова не являются сами по себе доводом»:
- следование за Пророком ﷺ;
- следование за единогласным мнением «аль-Иджма’»;
- следование за сподвижником, если мы говорим (придерживаемся мнения), что слова (сподвижников) являются доводом.
И не называется таклидом следование в чем-либо из этого, т.к. это уже является следованием за доводом. Однако (иногда) это называется таклидом в переносном и в более широком смысле.
Шарх.
- следование за Пророкомﷺ
- следование за единогласным мнением «аль-иджма’»
- следование за сподвижником, если мы говорим (придерживаемся мнения), что слова (сподвижников) являются доводом.
Следование за Посланникомﷺ не называется «таклидом». Однако (иногда) говорят: «Делает «таклид» за Посланником» в более широком смысле, т.к. слова Пророка являются сами по себе доводом.
И принимать то, на чем единогласно сошлись ученые – так же не называется «таклидом». Т.к. единогласное мнение «аль-Иджма’» само по себе является доводом.
Следование за словами сподвижника, в соответствии с тем мнением, что их слова являются доводом, так же не называется «таклидом». И хоть сподвижники не являются Посланникомﷺ, а людьми, которые могут ошибаться или быть правым, однако многие из обладателей знания считают, что слова сподвижников являются сами по себе доводом. Т.к. сподвижники наиболее близки к истине, чем другие.
И поэтому сказал автор: «следование за сподвижником, если мы говорим (придерживаемся мнения), что слова (сподвижников) являются доводом.»
Матн.
Таклид бывает в двух случаях:
1. Когда мукаллид (тот, кто делает таклид) является простолюдином, не способным самому познать какое-либо законоположение. Тогда он обязан делать таклид в соответствии со Словами Всевышнего:
﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾
И делает он таклид за самым знающим и набожным, кого найдет. Если же двое перед ним будут равны - то он выбирает между ними (за кем делать таклид).
2. Когда для муджтахида наступает случай, которое требует от него незамедлительного принятия решения и он не способен (нет времени) рассмотреть (все доводы касательно этого случая), то ему дозволено делать таклид.
Шарх.
Эти слова охватывают как обязательный таклид, так и дозволенный. Если человек является простолюдином, не способным познать самому законоположение, то ему является обязательным делать таклид, т.к. Аллах сказал:
﴿ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴾
И не повелено обращаться к ним с вопросом, кроме как с принятием их слов. Иначе нет пользы от вопросов к обладателям Напоминания, если мы не будем поступать в соответствии с тем, что они скажут. Однако необходимо совершать дела в соответствии с тем, что они сказали, т.к. нам повелено спрашивать их.
И раньше мы уже упомянули, является ли это обязательным или желательным? И мы сказали, что это является желательным, а не обязательным.
Например, простолюдин услышал, как один человек вынес решение, сказав: " Поистине, с украшений выплачивается закят". И так же он услышал, как другой вынес другое решение, сказав: "Поистине, с украшений НЕ выплачивается закят" И теперь перед ним два мнения, так за каким он будет делать таклид?!
Мы говорим: выбирает, однако он должен делать таклид за тем, кто (по его мнению) является наиболее близким к истине в соответствии с его знаниями и набожностью.
Иногда для человека наступает какой-либо случай, или положение, а он является из обладателей иджтихада (муджтахид), однако времени недостаточно для совершения иджтихада, т.е. он не успевает вернуться к книгам и доводам и рассмотреть слова ученых, тогда ему обязательно надо делать таклид.
Например, иногда мы не способны познать законоположение какого-либо вопроса и в основном мы делаем таклид за Шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, т.к. его мнение наиболее близко к истине, чем других.
Вопрос: Однако можем ли мы делать таклид за другим?
Ответ: Да, мы можем делать таклид за другим, т.к. слова Шейх аль-Исляма или кого-то другого из обладателей знания, даже если могут быть наиболее близкими к истине, но все равно они не являются непреложной истиной, т.к. есть вероятность ошибки касательно их. И поэтому мы говорим,, что по более правильному мнению, не является обязательным делать таклид за более достойным, если есть менее достойный.