О слове "господин" в салауате за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
из книги шейха аль-Альбани "Сыфату ссаля ан-Набий ﷺ"
Шейх Альбани (рахимаху-Ллах) перечислив различные формы мольбы за Пророка ﷺ, которым сам Пророк ﷺ обучил свою умму, сказал: "Ни в одной из этих мольб за Пророка ﷺ не употреблено слово, выражающее господство (ас-сийада). Мы руководствуемся указанием наилучшего учителя этой уммы (общины) – Пророка ﷺ, который после заданного ему вопроса о том, как следует обращаться за него с мольбами к Аллаху, велел: "Говорите: "О Аллах благослови Мухаммада"" (и далее до конца мольбы)". См. "Сыфату ссаля".из книги шейха аль-Альбани "Сыфату ссаля ан-Набий ﷺ"
Крупнейший знаток хадисов (аль-хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (рахимаху-Ллах) (790-835 г.г.х.) написал: "Ибн Хаджару, да продлит Аллах его жизнь, задали следующие вопросы об особенностях обращения с мольбами за Пророка ﷺ, будь то во время намаза или нет, при обязательных обстоятельствах или желательных:
"Является ли одним из её условий, чтобы к Пророку ﷺ относили (атрибут) сийада (господство), как, например, в выражениях "О Аллах, благослови нашего господина ("саййидина") Мухаммада" или "господина творений" или "господина потомков Адама" и т.п.?
Либо же следует ограничиться выражением "О Аллах, благослови Мухаммада"?
Какой из этих двух подходов представляется наилучшим: включать слово "саййид" (господин), исходя из того, что оно является установленным атрибутом Пророка ﷺ, или же не включать это слово, исходя из того, что оно отсутствует в преданиях?".
Ибн Хаджар (рахимаху-Ллах) ответил: "Да, (разумеется), лучше всего следовать тем словам, которые передаются в хадисах. Нельзя рассуждать следующим образом: "Возможно, сам Пророк ﷺ не произносил это из скромности, ведь он ﷺ не говорил при упоминании своего имени – да благословит его Аллах и приветствует, хотя его умме подобным образом поступать рекомендуется", – ибо мы говорим, что если бы так было лучше (то есть, включать в мольбы слово "саййид"), то об этом передавалось бы от сподвижников, а затем от их последователей, однако, ни в одном сообщении от сподвижника или последователя нам такого не встречалось. А ведь это несмотря на то, что от них передаётся очень много хадисов и сообщений.
Имам аш-Шафи'и, да возвысит Аллах его положение, один из наиболее выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка ﷺ, в предисловии к своей книге, являющейся основным трудом (по фикху) для последователей его мазхаба, пишет: "О Аллах, благослови Мухаммада" и далее вплоть до последних слов, продиктованных его умозаключениями, (содержащимися в этой книге): "... всякий раз, когда поминающие поминают его, и всякий раз, когда забывчивые забывают его помянуть".
Похоже, что это умозаключение он вывел из достоверного хадиса, в котором содержатся (следующие слова Пророка ﷺ): "Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений".
Об этом передается в достоверном хадисе от Посланника Аллаха ﷺ, где говорится, что однажды, увидев, как мать правоверных (Джууайриййя бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах) прославляла (Аллаха) в течение долгого времени, Пророк ﷺ сказал ей: "Если сравнить по весу то, что сказал я, со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесели бы!", упомянув далее вышеприведенные слова.
Он ﷺ любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади 'Ийад выделил специальную главу в своей книге "аш-Шифа'" ("Книга об исцелении"), посвящённую мольбам за Пророка ﷺ, где он привёл предания в форме "марфу'" от ряда сподвижников и последователей - ни в одном из них не упоминается слово "саййидина" (наш господин).
Среди них:
а) хадис, переданный от 'Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с мольбами за Пророка ﷺ, говоря: "О Аллах, распростёрший равнины и сотворивший вершины, благослови наилучшим образом и ниспошли Свои самые обильные благословения и любые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, открывающему то, что закрыто!".
б) также передаётся, что 'Али говорил: "Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (к Нему) ангелы, пророки, наиправдивейшие (рабы Аллаха), мученики (за веру), праведники и все, кто прославляют Тебя, о Господь миров – Мухаммада, сына Абдуллаха, печать пророков, имама богобоязненных ..." и далее до конца хадиса.
в) со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда передаётся, что он говорил: "О Аллах, благослови и ниспошли Свои благословения и Своё милосердие Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, имаму добродетели, посланнику милосердия ..." и далее до конца хадиса.
г) от аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он говорил: "Любому, кто хочет испить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафы), следует говорить: "О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его зятей, его помощников (ансаров), его последователей и всех, кто возлюбил его".
Именно так Кади ‘Ийяд писал в своей книге "аш-Шифа'" относительно того, как обращались с мольбами за Пророка ﷺ его сподвижники и их последователи, упомянув в ней, помимо этого, и прочие вещи.
Да, в одном из хадисов от Ибн Мас'уда, который приводит Ибн Маджа, действительно передаётся, что обращаясь к Аллаху с мольбами за Пророка ﷺ он (якобы) говорил: "О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, милосердие и благодать господину ("саййид") Посланников ..." и так далее до конца хадиса, однако цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса является слабой, поэтому хадису от 'Али отдаётся большее предпочтение, ибо ат-Табарани приводит его через приемлемую цепочку передатчиков.
Этот хадис содержит в себе трудные (для понимания) слова, которые я выделил и разъяснил в книге "Фадль ан-набийй ﷺ" ("Достоинства Пророка ﷺ"), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом.
Некоторые из шафи'итов сказали, что если бы какой-нибудь человек дал клятву обратиться к Аллаху с наилучшей мольбой за Пророка ﷺ, то (для выполнения этой клятвы), наилучшее, что ему следовало бы сказать, это: "О Аллах, благослови Мухаммада всякий раз, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!".
А ан-Науауи сказал: "Наиболее соответствующее тому, что следовало бы с решимостью сказать, это (слова): "О Аллах благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима ..." и далее до конца.
Некоторые ученые из числа поздних поколений (мусульман) ответили на этот (вопрос), сказав, что ни в одном из вышеупомянутых двух способов не содержится каких-либо доказательств того, который из них является наилучшим в том, что касается текста (накль), но в том, что касается значения, очевидно превосходство первого способа, (где не упоминается слово "саййид").
Этот вопрос хорошо известен в книгах по фикху, и у всех учёных-правоведов без исключения, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не встречается слово "саййид" (господин). Если бы употребление данного слова было желательно, то это не ускользнуло бы из внимания сразу всех учёных-правоведов, и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании (иттиба') тому, что (достоверно) передаётся (в хадисах и сообщениях), а Аллаху это ведомо лучше!". (Конец цитаты Ибн Хаджара). Шейх Альбани процитировал аль-хафиза Мухаммада ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили по его рукописи, которая хранится в библиотеке "аз-Захириййа", Дамаск.
Точку зрения Ибн Хаджара о неприемлемости называть Пророка ﷺ словом "саййид" (господин) при обращении за него с мольбами к Аллаху, а обращаться за него с мольбами велено в Коране, также разделяют учёные-богословы ханафитского мазхаба. Именно этого взгляда необходимо придерживаться, ибо он является наиболее истинным проявлением любви к нему ﷺ:
"Скажи (о Мухаммад!): "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас""
(Сура "аль-'Имран", 3:31)
Руководствуясь этим (повелением), имам ан-Науауи сказал: "Самой совершенной мольбой за Пророка ﷺ является (следующая): "О Аллах, благослови Мухаммада ..."", – и далее он привёл те же слова, которые содержатся в форме мольбы под №3, а ведь в ней не упоминается (атрибут) господства (сийада)! См. "Раудат ат-Талибин", (1/265).(Сура "аль-'Имран", 3:31)