Дополнительная информация
Сообщается, что Абу Сируа'а Укба ибн аль-Харис сказал: "
(Однажды) в Медине я совершил послеполуденную молитву позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью, (а спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: "Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня"".
аль-Бухари, 851.
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
Я оставил у себя дома золото, являющееся частью закята, и не хотел оставлять у себя и дальше".
В этом хадисе указание на необходимость поспешного устремления к совершению благих деяний, ибо человек не знает, когда его настигнет смерть. Человек должен быть благоразумным, должен готовиться к смерти, не пренебрегая этим. Обычно, если человек может получить выгоду в мирских делах, он очень спешит их совершить. В вопросах религии нужно вести себя также, более того нужно спешить еще больше.
В этом хадисе также указание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всех остальных людей спешил к совершению благих поступков. Он так же нуждался в благих деяниях, как нуждаются в них другие люди.
Шарх "Рияд ас-салихин" шейха Ибн 'Усаймина, №88. Подробнее..
Спешка для совершения полуденного намаза
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), кроме жребия по стрелам, то обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!".
Муслим, 981.
Спешка для совершения молитвы Жертвоприношения
Большинство ученых считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше.
См. "Нихая аль-мухтадж", 2/396; "Хашия Ибн 'Абидин", 2/171.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: "
Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусульмане спокойно успели выплатить беднякам закят аль-Фитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее поесть со своего жертвоприношения".
См. "Фатхуль-Бари", 8/461. Подробнее..
Спешка при несении умершего к месту захоронения
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, а если он не был таковым, то вы побыстрее уберёте зло со своих шей".
аль-Бухари, 1315; Муслим, 944.
Ибн Къудама сказал: "
Нет разногласий среди имамов, да смилуется над ними Аллах, в желательности спешить с носилками покойного".
См. "аль-Мугъни", 2/174. Подробнее..
Воздержание от спешки по поводу принятия мольбы
Раб не должен делать поспешных выводов по поводу принятия мольбы, и не должен роптать, если ответ на мольбу задерживается. Ведь поистине поспешность лишает мольбу результата.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: "Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!"".
аль-Бухари, 6340; Муслим, 2735.
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (однажды) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности". (Люди) спросили (его): "
О Посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?". (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: "
(Это значит, что) он будет говорить: "Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу, (чтобы) Он (хотел) мне ответить!", - (после чего обращения с мольбами) становятся (человеку) в тягость и он отказывается от (этого)".
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "
То есть, после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от этого. В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование, и признание своего бессилия".
См. "Фатхуль-Бари", 11/141.
Ибн аль-Къаййим сказал: "
Одной из распространенных бед, которая лишает мольбу воздействия – это спешка раба и нетерпение с принятием мольбы. Ему всё это становится в тягость, и он перестаёт взывать с мольбой. На самом деле мольбу можно сравнить с посевом зёрнышка или семечки, за котором потом нужно ухаживать и поливать. Если проявить нетерпение к времени созревания зёрнышка то, скорее всего это дело придётся забросить полностью".
См. "аль-Джауаб аль-Кафи", стр. 10.
Воздержание от спешки во время смуты
Рассмотрение последствий дел, отсутствие поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника – 'Абдуллаха ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: "
Поистине, появятся сомнительные, неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине, быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!".
Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", 38343; аль-Байхакъи "аш-Шу'аб", 9886.
Он заповедовал выдержку, а это – терпение и отсутствие спешки.
Имам аль-Бухари передал слова 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: "
Не будьте спешащими! Не будьте разглашающими о смуте, и сеющими ее! Поистине, вас ждет тяжелое испытание, заставляющее увядать, и тягостные дела, которые продлятся долгое время".
См. "аль-Адаб аль-муфрад", 327.
Он запретил поспешность. Человек должен быть терпеливым, поступать осмотрительно, и прежде чем приступить к делу, он должен обдумать его и рассмотреть его последствия.
Подробнее..
Воздержание от спешки при совершении военных походов
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: "
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нападал на врагов, когда занималась заря. Перед этим он прислушивался, желая выяснить, провозглашается ли в этом племени призыв к намазу (
азан)
или нет, и если слышал его, то не трогал это племя, а если нет - то нападал на него. Услышав однажды, как муаззин произносит слова "Превелик Аллах! Превелик Аллах! ("Аллаху акбар! Аллаху акбар!")", Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Это селение - на Исламе!", а когда муаззин провозгласил: "Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! ("Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах")", он сказал: "Ты вышел из Огня!"".
Муслим, (1/288 - №382).
Также сообщаются такие слова Анаса (да будет им доволен Аллах): "
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлялся с нами в военный поход против людей из какого-нибудь племени, он не нападал на них до утра, а ждал и, если слышал азан, не трогал этих людей, а если не слышал его, то атаковал их».
"аль-Бухари ма'а аль-фатх", (2/89 - №610).
Эти хадисы свидетельствуют о терпеливости, степенности и осмотрительности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что он избегал торопливости и поспешности. От Абдулаха ибн Сирджиса аль-Музани сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
Благообразие, спокойствие и умеренность - одна из двадцати четырех частей пророчества".
ат-Тирмизи, (4/366 - №2010). См. "Сахих Сунан ат-Тирмизи", (2/195).
Отсюда становится понятным, что степенность похвальна во всяком деле. Спешить нужно лишь в совершении деяний для вечной жизни, однако и здесь необходимым условием является соблюдение тех рамок, которые установил Всевышний, чтобы эта поспешность была той, которая Ему угодна.
"Шарх ас-Сунна", (13/177); "Тухфа аль-ахуази", (6/153).
Имам ас-Сан'ани говорил: "
Спешка порицаема в вещах, где требуется осмотрительность, и является похвальной там, где требуется торопливость в совершении благого".
См. "Субулю-Ссалям", 7/201.
© СФ