Глава 3. Дела веры. И слова Всевышнего: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные»(Аль-Бакара, 177). А также: «Воистину, преуспели верующие» (Аль-Муминун, 1)
Хадис №9 (9)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вера /включает в себя/ более шестидесяти ответвлений, а стыдливость — /одно из/ ответвлений веры»
Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что иман делится, то есть не одно единое общее. Из слов
«Вера включает в себя более шестидесяти ответвлений…». В версии у Муслима упомянуто
«семьдесят». По мнению шейха Альбани версия в которой упомянуто
«семьдесят» более правильная. (см. «Сахиха» 17)
2. В хадисе опровержение мурджиитам и хауариджам, которые говорят о том, что вера не делится, то есть не увеличивается и не уменьшается, а явлется одним целым. Либо он есть, либо его нет.
3. В хадисе указание на то, что иман увеличивается и уменьшается.
4. В хадисе побуждение к праведным делам и полноте веры.
5. В хадисе указание на величие свидетельства «Ля иляха илля Аллах», как на это версия у имама Муслима, и соответственно указание на величие и ужас преступления тех, кто обвиняет произносящего это свидетельства в неверии.
6. В хадисе указание на то, что стеснительность является одной из степеней веры, и на то, что стеснительность является тем качеством, которое можно воспитать в себе.
Учёные говорят, что нравы бывают 2-х видов:
а) те нравы, с которыми человек рождается;
б) те нравы, которые человек приобретает.
И в основном, нравы к которым побуждает шариат, являются теми нравами, которые возможно приобрести воспитывая себя на этом.
7. В хадисе указание на то, что иман имеет много степеней.
8. В хадисе указание на важность единобожия.
7. В хадисе указание на то, что стеснительность является одним из дел сердца, а убирать мусор с дороги – делом органов. А шахада (свидетельство) является произношением языком. И это является доводом на то, что иман – это речь, убеждение и дела.
Примечание:
Имам Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах проявил усердие (иджтахада) и перечислил некоторые из степеней имана:
1 – Дела сердец:
Вера в Аллаха, и в эту веру входит вера в Его существование, Его атрибут, Его единство (во всех видах единобожия), вера в то, что нет никого подобного Ему, вера в то, что все, кроме Него является созданием. Вера в ангелов, Его книги, Его посланников, в предопределение будь оно доброе или злое. Вера в судный день, и в эту веру входит вера в вопросы в могиле, вера в воскрешение, сбор людей в судный день, вера в расчет, весы, мост, рай, ад. Любовь к Аллаху. Любовь и ненависть ради Него. Любовь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его возвеличивание, и в эту веру входит просить за него благословение (салят аляйх), следование за его Сунной. Также к делам сердец, относится - искренность, избавление от показного и лицемерия, покаяние, страх, надежда, благодарность, верность, терпение, довольство предопределением, упование, милость, скромность, уважение к страшим, милость к младшим, избавление от высокомерия и самообольщения, избавление от зависти и злобы, избавление от гнева.
2 – Дела языка:
Произношение свидетельства, чтение Корана, изучение шариатских наук, обучение людей им, дуа, поминание Аллаха, просить прошение у Аллаха, сторониться пустословия.
3 – Дела органов:
Материальное и духовное очищение, сторониться нечистот, скрытие срамных мест, совершение обязательное и желательной молитвы, выплата закята, освобождение рабов, щедрость, кормление людей, проявление щедрости к гостям, обязательная и желательная ураза, хадж, умра, тауаф, иътикаф, поиск ночи предопределения, бег с целью сохранить религию, хиджра из стран многобожников в страну Ислама, выполнение данных обетов, соблюдение данных клятв, выполнение искуплений, целомудрие через никах, выполнение прав семьи, благочестие к родителям, сторониться их непослушания, воспитание детей, поддержка родственных уз, подчинение рабам хозяевам, проявление мягкости по отношению к рабам, быть справедливым правителем, быть с джамаатом, подчинение правителю, примирение людей, война против хариджитов, взаимопомощь в благочестии, приказ одобряемого, запрет порицаемого, выполнение шариатских наказаний (худуд), джихад, охрана границ исламского государства, возращение вещей данных на хранение, выплата пятой части военной добычи, давать в долг и отдавать долги, проявление щедрости к соседу, благие отношения с окружающими людьми, дозволенный заработок, трата имущества в дозволенное, сторониться чрезмерности и расточительства, отвечать на салям, делать дуа за чихнувшего, не обижать людей, сторониться азартных игр и музыки, убирать препятствия с дороги и т.п.