Уа 'алейкум ас салям.
Эта книга имама аш-Шаукани, как раз указывает на то, что данный хадис недостоверный, так как это книга, в которой он собрал распространенные ложные и выдуманные хадисы.
Исследователь книги «аль-Муснад Абу Я’ля» Хусайн Салим Асад назвал иснад этого сообщения слабым. См. «Муснад Абу Я’ля» с тахкъикъом Хусайна Салима Асада 11/234.
Причина же недостоверности этого хадиса, в неприемлемых и слабых передатчиках, среди которых Му’ауия ибн Яхья, которого назвали неприемлемым и слабым передатчиком Ибн Ма’ин, Абу Хатим, ан-Насаи, ас-Саджи и другие. Также в этом хадисе передатчик по имени Бакъия ибн Уалид, который занимался тадлисом (фальсификацией).
Что же касается самого хадиса, то о том, что он является недостоверным, говорили многие имамы. Например, имамы Абу Хатим, Ибн аль-Джаузи, Ибн ‘Иракъи считали этот хадис ложным. См. “аль-Мауду’ат” 3/77, “Танзих аш-шари’а” 483.
Ибн Аби Хатим рассказывал: «Я спросил своего отца (Абу Хатима) об этом хадисе и он сказал: “Этот хадис ложный!”» См. «аль-‘Иляль» 2/432.
Другие имамы считали этот хадис слабым, среди них аль-Байхакъи, назвавший его отвергаемым в «Шу’абуль-иман», имам Ибн ‘Ади, хафиз аль-Хайсами и имам аль-Мунауи. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 10/221, “Маджам’у-ззауаид” 8/59, “Файдуль-Къадир” 8632.
Также следует отметить, что некоторые имамы посчитали этот хадис хорошим, среди которых ан-Науауи и ас-Суюты.
Они сделали это поскольку усилили данный хадис и другим подобным хадисом, что приводит ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/191 от Анаса.
Однако и этот хадис не является достоверным, так как в его цепи передатчик по имени ‘Аммара ибн Зазан, о котором имам Ахмад говорил: “Он передает от Сабита, от Анаса отвергаемые хадисы!”
И как раз данный хадис он приводит от Сабита передающего от Анаса.
Таким образом, усиление достоверности этого хадиса является явной ошибкой с их стороны, как на это возразили шейх ‘Абдуррахман аль-Му’аллими и шейх аль-Альбани. Ведь никто из имамов не считал передатчика Му’ауию ибн Яхью надежным, даже если и в отношении Бакъиййи или ‘Аммары были разногласия! См. “Тахкыкъ аль-Фаваид аль-маджму’а” 216, “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” № 136, 137.
Более того, этот хадис является неприемлемым со стороны своего смысла, и противоречит действительности.
Шейх ‘Али аль-Къари привел в книге «аль-Мауду’ат» 106-107 слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: “Этот хадис, даже если некоторые люди и говорили о достоверности его иснада, то восприятие указывает на его лживость! Ведь мы видим чихающего и ложь, которое делает свое дело. Ведь даже если сто тысяч человек чихнут при упоминании хадиса от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то по причине этого чиханья об этом хадисе не будет сказано, что он достоверный! И также если люди чихнут при свидетельстве какого-то человека, то на основании этого не постановляется его правдивость!”
Конечно, если бы данный хадис был однозначно достоверным, то не было бы смысла прибегать к чувствам и разуму, однако данный хадис как минимум слаб, о котором имам науки аль-джарх уа-та’диль — Абу Хатим сказал, что он ложный! Плюс он и противоречит действительности, ибо люди чихали даже при самых выдуманных и лживых рассказах! А противоречие хадиса явным и известным вещам, также является одним из указании на его лживость!
На основании всего сказанного следует, что данный хадис как минимум слабый, даже если не ложный, и в любом случае является неприемлемым для аргументации!
Уа-Ллаху а’лям.
Это – хороший показательный пример того, как опасны выдуманные хадисы, и как они влияют на распространение ошибочных воззрений и дурных обычаев. Безусловно, это обязывает каждого сознательного мусульманина изучить и остерегаться их, а добиться этого человек не сможет до тех пор, пока он не уделит внимание Сунне и ее изучению. Руководствуясь этими и другими соображениями, я (аль-Албани) начал писать книгу «Сильсиля аль-ахадис ад-да'ифа уаль-мауду'а уа асаруха ас-ссййиъ филь-умма» («Сборник слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину»). Речь об этом хадисе и подробное разъяснение того, по каким причинам он является слабым, в ней можно найти под номером (136).
К ним же относится вера некоторых людей в то, что если у них звенит в ушах, то это значит, что кто-либо из друзей или родственников поминает их добрым словом. В основе этого верования лежит выдуманный хадис: «Если у кого-либо из вас зазвенит в ушах, пусть он помолится за мое благословение и скажет: «Пусть Аллах скажет доброе о том, кто помянул меня»». Этот хадис передал аш-Шаукани в книге «аль-Фауаид аль-маджмуа фи аль-ахадис аль-мауду'а» (224).
То же самое можно сказать о тех, кто верит в то, что если они постригут ногти вечером или в субботу, или в воскресенье, то с ними приключится несчастье. Есть и такие, которые полагают, что беда приключится с тем, кто подметает дом вечером, и что камень принесет им удачу, если они подумают о нем хорошо и поверят в него. Это порочное воззрение опирается на хадис: «Если кто-либо из вас подумает хорошо о камне, то Аллах сделает его полезным для него». Этот хадис привел хафиз аль-Аджалуни в книге «Кашф аль-Хафа» (2/152), и Ибн Таймиййа назвал его лживым хадисом. Ибн Хаджар же сказал, что это сообщение бездоказательно. В книге «аль-Макасид» этот хадис назван недостоверным. Ибн аль-Каййим же сказал: «Так говорят идолопоклонники, которые возлагают надежды на камни». См. «ас-Сильсиля аль-ахадис ад-да'ифа» (450).
http://hadis.info/xadis-esli-kto-libo-c ... u-3/19827/
Этот хадис передал аш-Шаукани в книге «Аль-Фауаид аль-Маджму’а фи аль-Ахадис аль-Мауду’а» («Собрание полезных выводов из выдуманных хадисов») (с. 224). Данный хадис приводят Абу Я’ля 6352 и Таммам в «аль-Фауаид» 2/148 со слов Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он является недостоверным."Тот, кто будет рассказывать что-либо и при этом чихнет, то этот рассказ является истинным"."
Эта книга имама аш-Шаукани, как раз указывает на то, что данный хадис недостоверный, так как это книга, в которой он собрал распространенные ложные и выдуманные хадисы.
Исследователь книги «аль-Муснад Абу Я’ля» Хусайн Салим Асад назвал иснад этого сообщения слабым. См. «Муснад Абу Я’ля» с тахкъикъом Хусайна Салима Асада 11/234.
Причина же недостоверности этого хадиса, в неприемлемых и слабых передатчиках, среди которых Му’ауия ибн Яхья, которого назвали неприемлемым и слабым передатчиком Ибн Ма’ин, Абу Хатим, ан-Насаи, ас-Саджи и другие. Также в этом хадисе передатчик по имени Бакъия ибн Уалид, который занимался тадлисом (фальсификацией).
Что же касается самого хадиса, то о том, что он является недостоверным, говорили многие имамы. Например, имамы Абу Хатим, Ибн аль-Джаузи, Ибн ‘Иракъи считали этот хадис ложным. См. “аль-Мауду’ат” 3/77, “Танзих аш-шари’а” 483.
Ибн Аби Хатим рассказывал: «Я спросил своего отца (Абу Хатима) об этом хадисе и он сказал: “Этот хадис ложный!”» См. «аль-‘Иляль» 2/432.
Другие имамы считали этот хадис слабым, среди них аль-Байхакъи, назвавший его отвергаемым в «Шу’абуль-иман», имам Ибн ‘Ади, хафиз аль-Хайсами и имам аль-Мунауи. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 10/221, “Маджам’у-ззауаид” 8/59, “Файдуль-Къадир” 8632.
Также следует отметить, что некоторые имамы посчитали этот хадис хорошим, среди которых ан-Науауи и ас-Суюты.
Они сделали это поскольку усилили данный хадис и другим подобным хадисом, что приводит ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/191 от Анаса.
Однако и этот хадис не является достоверным, так как в его цепи передатчик по имени ‘Аммара ибн Зазан, о котором имам Ахмад говорил: “Он передает от Сабита, от Анаса отвергаемые хадисы!”
И как раз данный хадис он приводит от Сабита передающего от Анаса.
Таким образом, усиление достоверности этого хадиса является явной ошибкой с их стороны, как на это возразили шейх ‘Абдуррахман аль-Му’аллими и шейх аль-Альбани. Ведь никто из имамов не считал передатчика Му’ауию ибн Яхью надежным, даже если и в отношении Бакъиййи или ‘Аммары были разногласия! См. “Тахкыкъ аль-Фаваид аль-маджму’а” 216, “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” № 136, 137.
Более того, этот хадис является неприемлемым со стороны своего смысла, и противоречит действительности.
Шейх ‘Али аль-Къари привел в книге «аль-Мауду’ат» 106-107 слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: “Этот хадис, даже если некоторые люди и говорили о достоверности его иснада, то восприятие указывает на его лживость! Ведь мы видим чихающего и ложь, которое делает свое дело. Ведь даже если сто тысяч человек чихнут при упоминании хадиса от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то по причине этого чиханья об этом хадисе не будет сказано, что он достоверный! И также если люди чихнут при свидетельстве какого-то человека, то на основании этого не постановляется его правдивость!”
Конечно, если бы данный хадис был однозначно достоверным, то не было бы смысла прибегать к чувствам и разуму, однако данный хадис как минимум слаб, о котором имам науки аль-джарх уа-та’диль — Абу Хатим сказал, что он ложный! Плюс он и противоречит действительности, ибо люди чихали даже при самых выдуманных и лживых рассказах! А противоречие хадиса явным и известным вещам, также является одним из указании на его лживость!
На основании всего сказанного следует, что данный хадис как минимум слабый, даже если не ложный, и в любом случае является неприемлемым для аргументации!
Уа-Ллаху а’лям.
Это – хороший показательный пример того, как опасны выдуманные хадисы, и как они влияют на распространение ошибочных воззрений и дурных обычаев. Безусловно, это обязывает каждого сознательного мусульманина изучить и остерегаться их, а добиться этого человек не сможет до тех пор, пока он не уделит внимание Сунне и ее изучению. Руководствуясь этими и другими соображениями, я (аль-Албани) начал писать книгу «Сильсиля аль-ахадис ад-да'ифа уаль-мауду'а уа асаруха ас-ссййиъ филь-умма» («Сборник слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на мусульманскую общину»). Речь об этом хадисе и подробное разъяснение того, по каким причинам он является слабым, в ней можно найти под номером (136).
К ним же относится вера некоторых людей в то, что если у них звенит в ушах, то это значит, что кто-либо из друзей или родственников поминает их добрым словом. В основе этого верования лежит выдуманный хадис: «Если у кого-либо из вас зазвенит в ушах, пусть он помолится за мое благословение и скажет: «Пусть Аллах скажет доброе о том, кто помянул меня»». Этот хадис передал аш-Шаукани в книге «аль-Фауаид аль-маджмуа фи аль-ахадис аль-мауду'а» (224).
То же самое можно сказать о тех, кто верит в то, что если они постригут ногти вечером или в субботу, или в воскресенье, то с ними приключится несчастье. Есть и такие, которые полагают, что беда приключится с тем, кто подметает дом вечером, и что камень принесет им удачу, если они подумают о нем хорошо и поверят в него. Это порочное воззрение опирается на хадис: «Если кто-либо из вас подумает хорошо о камне, то Аллах сделает его полезным для него». Этот хадис привел хафиз аль-Аджалуни в книге «Кашф аль-Хафа» (2/152), и Ибн Таймиййа назвал его лживым хадисом. Ибн Хаджар же сказал, что это сообщение бездоказательно. В книге «аль-Макасид» этот хадис назван недостоверным. Ибн аль-Каййим же сказал: «Так говорят идолопоклонники, которые возлагают надежды на камни». См. «ас-Сильсиля аль-ахадис ад-да'ифа» (450).
http://hadis.info/xadis-esli-kto-libo-c ... u-3/19827/