Однажды один человек прочитал перед Яхьей ибн Му’азом аят, в котором Всевышний Аллах, отправляя пророков Мусу и Харуна (мир им) к фараону, сказал им: «Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится»(Та ха 20: 44).
Тогда Яхья заплакал и сказал: “О Боже! Такова мягкость Твоя с тем, кто заявлял: «Я – бог!» Так каковой же будет Твоя мягкость в отношении того, кто говорит: «Ты - Бог»?!” См. “Тафсир аль-Багъауи” 5/275, “Тафсир аль-Къуртуби” 11/201.
Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “Пусть никому из вас не мешает то, что он знает о себе (из упущения и халатности) обращаться к Аллаху с мольбой! Воистину, Аллах ответил на мольбу даже самого наихудшего из Своих творений, а это – иблис, когда он сказал:«“Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены”. Он сказал: “Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка”»(аль-А’раф 7: 14-15)”. См. “Фатхуль-Бари” 11/143.
Ма’мар рассказывал: “Как-то один человек заплакал возле аль-Хасана (аль-Басри), и тогда аль-Хасан сказал: «Бывало так, что они (сподвижники) плакали, находясь рядом со своим товарищем, но он не узнавал об этом»”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Ихляс уа-нния” 60.
Сказал аль-Ауза’и: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: «Не будь двуличным, не имей два языка, проявляя перед людьми хорошее, чтобы они тебя похвалили, тогда как сердце твоё является нечестивым!»” Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Ихляс уа-нния” 55.
Однажды ‘Али ибн аль-Фудайль сказал своему отцу: “Что может быть прекраснее слов сподвижников!” Отец спросил: “О сынок, а знаешь, почему так?” Он ответил: “Нет, о отец”. Он сказал: “Потому что они стремились посредством своих слов к Аллаху!” См. “Хилья аль-аулия” 10/23.
Однажды Хамдуна ибн Ахмада спросили: «Почему в словах саляфов было больше пользы, чем в словах халяфов (поздних)?»
Он ответил: “Потому что они говорили ради величия Ислама, спасения душ и довольства Милостивого! А мы говорим ради величия душ, желания мирского и довольства творений!” См. “Сыфа ас-сафуа” 4/122.
[color=#0000BF]A'mash[/color] писал(а):Однажды Хамдуна ибн Ахмада спросили: «Почему в словах саляфов было больше пользы, чем в словах халяфов (поздних)?»
Он ответил: “Потому что они говорили ради величия Ислама, спасения душ и довольства Милостивого! А мы говорим ради величия душ, желания мирского и довольства творений!” См. “Сыфа ас-сафуа” 4/122.
Слова праведных предшественников, хоть и небольшие по объему, но, зато, в них есть много пользы для людей, в отличие от поздних поколений, у которых много слов, но мало пользы, как об этом сказал Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, в своей книге, которую он назвал «Фадлю ’ильми ссаляф ’аля ’ильми ль-халяф» ("Превосходство знания предшественников над знанием поздних поколений").
‘Укъба ибн Муслим рассказывал: “Однажды один человек о чём-то спросил Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), и он ответил: «Я не знаю». Тогда этот человек стал следовать за ним (добиваясь ответа), на что Ибн ‘Умар сказал: «Вы желаете проложить себе мосты в Аду из наших спин, говоря: «Нам дал на это фатуа Ибн ‘Умар»?!”Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 44, аль-Фасауи в “ат-Тарих” 1/490. Асар достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” 693.
Аль-Къасим ибн Мухаммад – внук Абу Бакра и племянник ‘Аиши, который воспитывался ею (да будет доволен ими Аллах) говорил: “Для человека лучше прожить всю свою жизнь невеждой, после того, как он узнал про обязанности, возложенные на него Аллахом, чем говорить о том, чего он не знает!”Абу Хайсама в “аль-‘Ильм” 90, аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккых” 116, 1115. Асар достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” 696.
Джа’фар ибн Ийяс сказал: “Как-то я спросил Са’ида ибн Джубайра (ученика Ибн ‘Аббаса): «Почему ты не говоришь о вопросах развода ничего?» На что он ответил: «Нет в этом вопросе того, о чём я не спрашивал бы сам, однако я не желаю (посредством своих слов) сделать дозволенным запретное или сделать запретное дозволенным»”. ад-Дарими 136. Асар достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” 698.
‘Абдуль-‘Азиз ибн Рафи’ рассказывал: “Однажды ‘Ату спросили о чём-то, и он ответил: «Я не знаю». Тогда ему сказали: «Почему бы тебе не ответить на это, исходя из своего мнения?» На что он сказал: «Воистину, я стыжусь Аллаха Всевышнего, чтобы кто-то на земле исповедовал религию, опираясь на моё мнение!»”ад-Дарими 108. Асар достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” 695.
Как же не хватает многим этого качества в наше время, и в частности некоторым проповедникам, говорящим о религии Аллаха и раздающим фатауа, опираясь лишь на свое мнение, которое к тому же весьма ошибочно и противоречит истине.
Да упасет нас от этого Аллах!
Абу Надра рассказывал: “Когда к нам прибыл Абу Саляма (сын сподвижника ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа), он остановился в доме Абу-ль-Башира. Тогда я пришёл к аль-Хасану и сказал: «Поистине, к нам приехал Абу Саляма, а он является къадыем Медины и их факъихом. Так пойдём же к нему». Мы пришли к нему, а когда он увидел аль-Хасана, то спросил: «Кто ты?» Он ответил: «Я – аль-Хасан ибн Аби-ль-Хасан». Тогда Абу Саляма сказал: «Нет никого из числа жителей этого города, кого я желал бы увидеть сильнее тебя. И причина этого в том, что до меня дошло, как ты даёшь фатауа людям. Бойся Аллаха, о Хасан! Давай людям фатуа, опираясь на то, о чём я поведаю тебе: Давай им фатуа, опираясь на то, что ты узнал из Корана или же Сунны, которую установили праведники и (четверо) халифов. А что касается твоего личного мнения, то посмотри на него и отбрось его!»”ад-Дарими 1/263, аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккых” 1071. Иснад достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” 210.
Приведя это сообщение, имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “И муфтий не будет в состоянии быть таковым, кроме как если он часто записывал асары и слышал хадисы”.См. “аль-Факых уаль-мутафаккых” 2/344.
Повелитель правоверных – ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, сторонники своих мнений – это враги Сунны! Они избегали заучивания хадисов и были бессильны их понимать, а когда им задавали вопросы, они стеснялись отвечать: «Мы не знаем», по причине чего пошли в противоречие Сунне своими мнениями, которые они стали высказывать о религии, а затем впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других. Так остерегайтесь же их!”
Этот великий асар имеет множество путей и версий, и его приводят: аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 201, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2003, 2005, Ибн Аби Заманин в “Усуль ас-Сунна” 8, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 2/201, аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 48, 52, 74, Ибн Батта в “аль-Ибана” 83, 84.
Достоверность этого асара подтвердил имам Ибн аль-Къайим, сказавший: “Иснады версий этого асара являются в высшей степени достоверными”. См. “И’лям аль-мууаккы’ин” 1/54.