ИСТОРИЯ О ЖЕНЩИНЕ ИЗ РАЯ
В этой главе речь пойдет об одной удивительной, великой истории, которая содержит в себе великое назидание. Эта история про женщину, которая является из числа обитателей Рая. Она приводится у обоих имамов:
её приводят имам Аль-Бухари и имам Муслим в своих «Сахихах» от 'Ата ибн Абу Рабаха.
'Ата ибн Абу Рабах говорит:
«Однажды Ибн 'Аббас – сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказал мне: «Показать ли тебе женщину из обитателей Рая?» И я сказал: «Конечно!» И тогда он сказал:
«Вот эта чернокожая женщина. Однажды она пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала:
«У меня бывают приступы падучей болезни (эпилепсии), и я при этом раскрываюсь, помолись Аллаху за меня». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ей: «Если хочешь, потерпи, и тогда тебе будет Рай, а если хочешь, то я помолюсь Аллаху, и Он исцелит тебя». Женщина сказала: «Я потерплю, я буду проявлять терпение». А потом она сказала:
«Поистине, я раскрываюсь (раскрывается моя одежда), попроси Аллаха, чтобы я не раскрывалась во время этих приступов». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попросил Аллаха (пречист Он и возвышен), чтобы во время приступов она не раскрывалась». [1]
И после этого, когда у нее случались приступы, не раскрывалась ее одежда, и не оголялось из ее тела что-то, что не должны были видеть посторонние люди.
Давайте задумаемся об этой удивительной истории и об этой выдающейся женщине. Это женщина, у которой была вера (иман), правдивость, чистота, религия и застенчивость. Такое тяжелое испытание для нее: с ней случаются приступы, эпилептические удары, и это ее беспокоило, мешало ей жить, и она пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он попросил Аллаха (пречист Он и возвышен).
Когда был жив Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), тогда можно было обращаться к нему. Сподвижники шли к нему, чтобы он просил Аллаха (пречист Он и возвышен) за них, но когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер, это стало запретным, и никто из сподвижников (сахабов) никогда не ходил на могилу к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и не обращался к нему, говоря:
«О пророк Аллаха, попроси Аллаха о чем-то». И это то, что делают сегодня некоторые люди: они отправляются в Медину и идут к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), просят его, чтобы он заступился за них, походатайствовал за них перед Аллахом. Это все опасное новшество и один из видов многобожия.
Да упасет нас Аллах (пречист Он и возвышен) от этого!
Эта женщина пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он помолился за нее Аллаху, чтобы Аллах избавил ее от этой страшной болезни. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) к чему направил ее? К благу, которое лучше того, о котором она попросила.
К какому благу? Если она потерпит это испытание, выдержит его, проявит терпение (сабр), то итогом этого будет Рай Аллаха (пречист Он и возвышен).
И она выбрала лучший конец, она выбрала самый прекрасный итог – это Рай Аллаха (пречист Он и возвышен), который гарантировал ей посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в случае, если она проявит терпение. Но осталась вещь, которая ее очень сильно беспокоила. Она не развернулась и не ушла, просто сказав:
«Да, я потерплю», и это уже великий поступок, но на этом не была поставлена точка. Что ее мучило?
Мучило ее то, что, когда случаются с ней эти приступы, раскрывается ее аурат, раскрываются те части тела, которые не должны быть никому показаны.
У этой женщины уважительная причина – болезнь, и она раскрывается не по своему выбору, но величие ее застенчивости, ее стыда, сила ее веры заставляют ее переживать за этот вопрос. Она выбрала терпение за те вещи, за которые в награду ей будет Рай, но она не смогла выдержать того, что она раскрывается. Не смогла выдержать то, что нарушает ее застенчивость, ее целомудрие, хоть это и происходило без ее выбора.
История этой женщины приводится как великий пример благородной нравственности, прекрасных нравственных качеств, пример красоты, застенчивости, женской стеснительности.
«Поистине, я раскрываюсь, попроси Аллаха, чтобы я не раскрывалась во время этих приступов». Нет ей упрека за то, что она раскрывалась, но она все равно просит у Аллаха (пречист Он и возвышен) об этом.
Теперь задумайтесь: с этой женщиной происходит то, что она раскрывается без своего выбора, и она переживает за это. А что делают многие женщины, которые называют себя мусульманками, которые говорят, что хотят в Рай Аллаха (пречист Он и возвышен), каково их положение? Они раскрывают части своего тела, показывают свои красоты, украшения тем, которым не имеют права их показывать, делая это по своему выбору, делая это добровольно, не переживая, не заботясь о нравственности, о вере ( имане), о стеснительности. Они слышат аяты Аллаха (пречист Он и возвышен), слышат хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), слышат, какие есть угрозы за несоблюдение хиджаба, за то, что женщина ходит нарядной при посторонних людях, украшается тем, чем ей нельзя украшаться, и при этом эти женщины нисколько не переживают.
Эта женщина раскрывалась из-за падучей болезни (эпилепсии), т. е. у нее была уважительная причина в виде этой болезни. А что заставляет этих женщин раскрываться, наряжаться? Что у этих женщин? У этих женщин, добровольно демонстрирующих свои красоты, которые им нельзя показывать, тоже болезнь, тоже эпилепсия, тоже падучая, но только другого рода: такая падучая, которая не является уважительной причиной или оправданием.
Приступы какой падучей болезни у них? У них падучая страстей, у них эпилепсия страстей по причине слабости их веры (имана), религиозности, по причине того, что лишились они женской стеснительности. Как больной эпилепсией оказывается под ударом своей болезни, так же и человек со слабой верой оказывается под ударом своих страстей, желаний, и при этом он не переживает о том, доволен ли Аллах (пречист Он и возвышен) или нет тем, что он делает.
В наше с вами время эта болезнь распространена как никогда, и просим у Аллаха (пречист Он и возвышен) защиты от нее.
Сегодня огромное количество искушений, факторов, которые зовут людей к удовлетворениям низменных страстей и желаний.
Сколько появилось современных средств, через которые приходят искушения к человеку, которые оказывают влияние на душу, будоражат в ней запрещенные страсти. Это и различные телевизионные каналы, и сериалы, и сайты интернета. Какая цель у всего этого? Цель одна – погрузить людей в эту болезнь, в эту эпилепсию, в эту падучую страстей, чтобы они стали жертвами своих пагубных желаний.
Имам Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) в своей замечательной книге, которая называется «Задуль- ма'ад», описывает эту падучую болезнь (эпилепсию), но ту, которая не является оправданием для человека. И он говорит, что многих людей поразила эта болезнь по причине искушения (фитны). Эти искушения лишают человека веры (имана), лишают человека убежденности, сотрясают его нравственность.
Обратите внимание, он говорит о своем времени. А сколько веков назад он жил? Если бы он увидел, что произошло с людьми сегодня, то чтобы он тогда сказал?
Как мы знаем, болезнь эпилепсия бывает двух видов: когда у человека действительно есть какая-то проблема в мозге, а бывает эпилепсия из-за джиннов, из-за шайтанов, то есть из-за влияния мерзких духов. И Ибн Каййим говорит про духовную эпилепсию:
«Вот эти мерзкие духи нападают на людей, которые поражены этой духовной эпилепсией. Мерзкие духи нападают на них из-за слабости их религии, из- за того, что разрушены их сердца и разрушены их языки. На их языках отсутствуют поминание Аллаха (пречист Он и возвышен), те мольбы (дуа), поминания (зикры), которым научил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). И получается, что эти мерзкие духи, которые разжигают страсти в людях и зовут их к грехам, нападают на человека и находят его беспомощным, безоружным, нагим, поэтому они могут оказывать на него влияние. Когда слабая вера у человека, эти мерзкие духи зовут его к запрещенным поступкам, к грехам, распущенности и овладевают им. Если раскроется для тебя завеса, ты увидишь, что большинство человеческих душ поражены этим недугом со стороны этих мерзких духов, которые тащат человека, куда захотят. И защититься от этого можно только одним – только через иман (вера), через соблюдение религии Аллаха (пречист Он и возвышен). Это и есть лекарство: ты должен заставить свой разум работать, и это размышление должно быть вместе с крепкой верой в то, с чем пришли посланники Аллаха (мир им). Рай и Ад должны быть все время у тебя перед глазами, все время у тебя должна быть в сердце память о них. Ты должен смотреть на то, что происходит с людьми в этом мире, как они поражаются этим недугом, и какое наказание всех ждет за это. Посмотри на людей. Они охвачены этой болезнью и не могут очнуться. Как страшна эта падучая (эпилепсия)! Поскольку эта болезнь сильно распространена, так что ты в основном видишь таких людей, которые поражены ею, то уже потом человек перестает удивляться, хотя на самом деле это вещь удивительна. И если Аллах (пречист Он и возвышен) хочет блага для Своего раба, то тогда раб приходит в себя, отходит от этой болезни, он смотрит вокруг себя на людей этого мира и видит, что они поражены этим недугом. Он смотрит направо, смотрит налево – люди разных уровней, разных социальных положений поражены этим недугом, и среди них есть такие, которыми полностью овладело это безумие; среди них есть такие, которые иногда на короткий срок приходят в себя, а потом
снова погружаются в это безумие; среди них есть такие, которые то погружаются в безумие, то приходят в себя, и когда приходят в себя, то начинают совершать деяния разумных людей, а потом снова ими овладевает этот падучий недуг, и снова случается с ними приступ».
Ибн Каййим (да смилуется над ним Аллах) говорит это про людей, которые страдают от духовной эпилепсии, которые оказались жертвами страстей, соблазнов и пагубных призывов. И это он ещё не видел те искушения, которые есть сегодня в наши дни. Появились недавно искушения, которые уносят веру человека, которые сотрясают нравственность человека, лишают его благородства, лишают его стеснительности. Если человек не возьмет себя в руки, ставя себя в рамки шариата Аллаха (пречист Он и возвышен), и не заставит себя строго руководствоваться путем Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он окажется погубленным этими страстями и этой болезнью.
Поэтому, я обращаюсь к верующей женщине, пожалуйста, задумайся об этой чернокожей женщине, какой великий у нее нрав, какой великий у нее иман. Она готова терпеть беды и испытания, но она не хочет терпеть позор, пусть даже вынужденный позор, она не хочет раскрываться и не хочет, чтобы посторонние видели те ее части тела, которые они не имеют права видеть.
Но что происходит с некоторыми женщинами нашего времени? Происходит то, что они очаровываются беспутными людьми, людьми греха, потому что кругом идёт пропаганда, агитация такого образа жизни. Это их изумляет, это их ослепляет, и женщина начинает подражать им, считая, что они представители культуры, цивилизации, и начинает подражать им во многих вещах. Ее образ жизни и мысли становятся такими, как у этих беспутных людей, которые якобы являются представителями какой-то высокой цивилизации, а на самом деле всё наоборот.
1] Бухари (5652), Муслим (2576).
ПРЕБЫВАНИЕ В ДОМАХ — ПРИЧИНА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Каждая раба Аллаха, каждая мусульманка, каждая верующая женщина должна бояться Аллаха (пречист Он и возвышен). Она должна помнить, что она встанет перед Ликом Аллаха (пречист Он и возвышен), что Аллах (пречист Он и возвышен) в Судный день ее спросит про ее застенчивость, про то, как она закрывала то, что Аллах (пречист Он и возвышен) приказал ей прикрывать, какая у нее была нравственность, о том, как она соблюдала все, о чем сказано в Книге ее Господа и в Сунне ее Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
А женщины, пораженные падучей болезнью, той, что является духовной, не переживают. Они не переживают, что раскрыты их красоты, что они являются предметом искушения для посторонних мужчин, не переживают за то, что раскрыто что-то из их груди, что-то из их шеи. Одна выходит и раскрывает шею, другая выходит и открывает волосы, третья открывает что-то из своей голени и т. д., то есть каждая из них делает это в меру своей испорченности и слабости веры (имана).
Но почему же эти женщины не задумываются о воскрешении, о том, что им придется встать перед Аллахом (пречист Он и возвышен), потом будет расчет, а потом будет наказание за все эти порицаемые поступки, которые они совершали, за все те мерзости, которые они творили?!
Хочется спросить эту женщину: «Что обольщает тебя? Что заставляет тебя лишаться твоей веры (имана), твоей стеснительности?
Что обманывает тебя, и ты из-за этого вот так низко падаешь, падаешь в эти пропасти?» Женщина должна обязательно задуматься об этом!
Сейчас! Сейчас спасти себя как можно скорее из лап этой болезни, обратившись за помощью к своему Господу и прося своего Господа, своего Владыку, чтобы Он одарил целомудрием.
Все женщины и мужчины должны просить у Аллаха (пречист Он и возвышен), чтобы Он одарил их целомудрием, чистотой, застенчивостью, стеснительностью, чтобы защитить себя, чтобы позаботиться о своей вере (имане) и о своем будущем.
Аллах (пречист Он и возвышен) в Коране, обращаясь к женщинам, говорит:
وقَ ْر َن ِفي بُيُوتِ ُك ّن و َل َتبَ ّر ْج َن َتبَ ّرج الجاهلِيّ ِة ا ْلُولَى
«И пребывайте в домах ваших, и не наряжайтесь так, как это делали в эпоху раннего невежества (джахилии)».
(Сура «Союзники», 33:33)
Также есть вариант чтения этого аята суры «Аль- Ахзаб» («Союзники»), в котором вместо
« َن ْر قَ» (карна) сказано
«кирна». В чем разница?
«Карна» значит пребывать, находиться в домах, не выходить из них без какой-то необходимости. А вариант чтения
«кирна» происходит от слова
«الهوقَهار» (аль-уакар), то есть достоинство. Оба варианта чтения близки и дополняют друг друга по смыслу, ни в коем случае не противореча друг другу.
Второй вариант
«кирна» добавляет еще такой смысл: пребывая в домах ваших, о женщины, тем самым сохраняйте, обеспечьте себе достоинство. А если женщина без конца выходит из дома, и ей не присуще качество нахождения в основном дома, то это приводит к тому, что она отдаляется от достоинства (уакар).
Сказано:
«Пребывайте в домах ваших». Кто-то скажет на это:
«Но ведь женщины зачастую находятся не в своих домах, а в домах мужей». Это еще одна особенность аята. Да, в основном дом принадлежит мужу, который обеспечивает жильем женщин, но Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«…в ваших домах», чтобы указать женщине на то, что, хоть этот дом и не принадлежит ей, но дом – это то, что присуще женщине, то, что является из особенности женщин. Женщина – для дома, дом – для женщины. На ней великая ответственность за дом. Поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) отнес дом к ней, потому что женщина пребывает дома, она отвечает за дом мужа, она отвечает за детей мужа, за семью мужа. Ее особенность – это нахождение дома, а не постоянные выходы из дома без какой-либо нужды в этом.
Также Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
و َل َتبَ ّر ْج َن َتبَ ّرج الجاهلِيّ ِة ا ْلُولَى
«И не наряжайтесь (не украшайтесь) так, как это делали в эпоху раннего невежества (джахилии)».
(Сура «Союзники», 33:33)
Если какая-нибудь женщина выходит из дома, пусть даже по нужде (в случае нужды, крайней необходимости она может выйти из дома), то пусть выходит так, как сказал Аллах (пречист Он и возвышен):
َل تَبَ ّر ْج َن
«Не наряжайтесь…»
Не наряжайтесь, а соблюдайте нормы и правила шариата!
«Табаррудж» – это тогда, когда женщина не соблюдает хиджаб, нарушает его, показывает что-то из своих красот, из частей тела, запрещенных к показу посторонним людям, или она умащается благовониями, духами, пользуется косметикой, или она стремится обратить на себя внимание, взоры посторонних людей. Это все входит в понятие, т. е. наряжаться, как это было в эпоху ранней джахилии (невежества).
А благородная женщина находится в доме своего мужа, старается пребывать в нем, и выходит только по нужде. Однако и тогда, когда она в своем доме, ей и тому мужчине, который является ее попечителем, нужно обратить внимание на один вопрос.
Очень важно, чтобы и она сама, и ее попечитель заботились о ее достоинстве, о ее чести и внутри дома. И это тот вопрос, о котором мы говорили ранее – вопрос ихтилята, т. е. совместного нахождения мужчин и женщин или уединения мужчин с женщинами.
Недостаточно только того, чтобы женщина находилась у себя дома, а нужно также обратить внимание на то, чтобы ни в коем случае в этом доме не было какого-то уединения женщины с кем-то, с кем нельзя ей находиться наедине.
В обоих «Сахихах» приводится хадис от Укба ибн Амира (да будет доволен им Аллах), на который нужно обратить внимание не только женщинам, но и мужчинам. В нем от Укба ибн Амира сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мужчинам:
«Остерегайтесь того, чтобы заходить к (посторонним) женщинам!». [1]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещает заходить к посторонним женщинам, которые не являются махрамами. В другом риваяте сказано:
«Не входите к женщинам!».
Требование Шариата к женщинам, чтобы они пребывали в своем доме, а требование к мужчинам – они не должны заходить в дом к чужим женщинам, которые не являются для них махрамами, потому что от этого великое зло, соблазн и гибель.
И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес эти слова, один человек из числа ансаров спросил:
َيا رسو َل اِ َأفَ َرأَ ْيت الح ْم َو
«О посланник Аллаха, а что ты скажешь о хаму?»
حهه ْم َو(Хаму) – это родственник мужа, который не является махрамом для его жены (брат мужа или дядя мужа, или двоюродный брат мужа и т. д.).
Что ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)? Он сказал:
الح ْم ُو ال َم ْوت
«Этот хаму – он смерть!» [2]
Этот хаму – близкий родственник мужа, исключая отца и сына мужа, которые являются махрамами для его жены, – он настоящая смерть! Почему смерть? Поскольку в этом великий риск того, что женщина будет погублена из-за него. Это указание со стороны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что если люди перестанут соблюдать адабы, нормы и великие заветы Ислама, то это приведет их к смерти, к гибели.
При этом человек может ходить на своих ногах, есть, пить, то есть вроде со здоровьем все нормально, вроде бы он живой, но это жизнь тела, а умрет его дух. Он потеряет благочестие, он потеряет достоинство, целомудрие, поэтому сказано:
«Близкий родственник мужа – смерть». И для женщины – смерть, и для него – смерть.
Если даже близкий родственник мужа – это смерть для жены, который, как правило, желает добра своему родственнику, то что тогда говорить о посторонних людях, которые не являются родственниками ни мужа, ни жены?!
Умирает благочестие, умирает целомудрие, умирает нравственность. И наша религия пришла для того, чтобы рабов Аллаха защитить от духовной смерти.
Женщина в наше время, когда столько соблазнов кругом, когда приходят к ней искушения различными путями: через телевизор, интернет, знакомых, родственников и т.д., – должна сильно переживать. Женщина, которая всё время смотрит телевизионные передачи, какие-то спутниковые каналы или общается в интернете, должна очень сильно беспокоиться, потому что через это проникают все пагубные нравственные качества. Женщины слабы, и в их умы это очень легко проникает, и они очень быстро поддаются искушению.
Не должна женщина спокойно себя чувствовать и говорить:
«Ничего, я крепкая, я разумная». Неправда! Женщина очень слабая. Искушения к ней проникают очень быстро, кроме тех, кого защитит Аллах (пречист Он и возвышен), поэтому нужно закрывать все двери к таким соблазнам и фитне, обращаться к Аллаху (пречист Он и возвышен) и держаться за Него.
И мы, все мусульмане, должны поддерживать друг друга в том, чтобы защитить свою честь, своей семьи, своих жен, чтобы мусульмане жили в лоне этой чистой религии, которая сохраняет благочестие и высокий уровень нравственности людей.
Если наша благословенная религия что-то велит делать, к чему-то наставляет женщин, то почему?
Потому что наша религия хочет, чтобы женщина жила совершенной, достойной жизнью. А враги, напротив, хотят унизить женщину, они хотят низвергнуть ее в пропасть позора.
Поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
ويُري ُد الّ ِذين َّيتبِ ُعون الشهَ َوات أَن تَ ِميلُوا م ْي ًل عظي ًما
«И хотят те, которые следуют за страстями, чтобы вы отклонились великим отклонением».
(Сура «Женщины», 4:27)
И это правда! Этим не нужно пренебрегать! Мы ранее говорили, что у тебя, о мусульманка, много врагов. Помни об этом, поэтому не отзывайся на призыв тех, кто что-то говорит, к чему-то призывает, кричит. Слушай только кого? Чьи наставления? Только наставления, основанные на доводах (далилях) из Корана и Сунны, наставления из книги Аллаха (пречист Он и возвышен) и Сунны твоего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые приходят к тебе через замечательных, чистых ученых Сунны или от тех, которые доносят от них. Вот это слушай, потому что в этом спасение и благо для тебя.
Не забывай, пожалуйста, что очень скоро тебе придется покинуть эту жизнь, и что ты вместе со своей плотью, со своим телом, со своими красотами, которыми некоторые женщины пытаются искушать окружающих и демонстрировать их, ты будешь завернута в саван и будешь опущена в могилу, и ты будешь засыпана землей, и твое тело вместе с его былыми красотами начнут есть черви, и не останется никакой привлекательности у твоего тела. Помни, что ты будешь заложницей своих деяний.
АЯТ, ПЕРЕКРЫВАЮЩИЙ ПУТИ ГРЕХА
В одном из аятом священного Корана Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«Скажи верующим женщинам, пусть опускают свои взоры, пусть оберегают свои органы, и пусть не показывают свои украшения, кроме того, что явно из них. И пусть опускают покрывала на свои разрезы, и пусть не показывают ничего из своих украшений никому, кроме своих мужей или своих отцов, или отцов мужей (свекров), или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или тех, кем овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, которые не имеют страсти, или детей, которые еще не познали женской наготы. И пусть они не бьют своими ногами, (когда ходят), так чтобы выяснилось, что они скрывают из украшений. И кайтесь перед Аллахом все, о верующие! Может быть, вы будете счастливы».
(Сура «Свет», 24:31)
Обратите внимание на этот великий аят! В нем Аллах (пречист Он и возвышен) обращается также и к мужчинам, говоря им, чтобы они опускали свои взоры, что это чище для них, что Аллах (пречист Он и возвышен) знает, что они совершают.
Опускать взоры для мужчин и женщин – это чистота, а если человек дает волю своему взору, смотрит направо и налево, на то, на что Аллах (пречист Он и возвышен) запретил смотреть, то это причина, дверь к тому, что этот человек попадет в запретное (харам).
Итак, Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в начале аята:
«Скажи верующим женщинам». Аллах (пречист Он и возвышен) называет их верующими женщинами, напоминая об этом великом достоинстве и качестве – о вере (имане). Если ты обладательница правдивой веры (имана), тогда ты обязательно последуешь за этим, не колеблясь, ответишь на призыв Аллаха (пречист Он и возвышен).
وقُل لّ ْل ُم ْؤ ِم َنات يَ ْغضض َن م ْن أَ ْبصاره ّن
«Скажи верующим женщинам, пусть опускают часть своих взоров».
Посмотрите, сказано:
«...часть своих взоров». Почему? Потому что есть вещи, на которые Аллах (пречист Он и возвышен) дозволил женщине смотреть. Аллах (пречист Он и возвышен) дозволил смотреть на ее махрамов из числа мужчин. А просто на самих мужчин можно ли смотреть?
Только в случае необходимости, и если это не какой-то взгляд, в котором есть восхищение, вожделение или любование красотой этого мужчины.
Тогда это запрещенные взгляды.
«Пусть опускают свои взоры», – говорит Аллах (пречист Он и возвышен), причем необязательно, чтобы это был взгляд непосредственно на самого мужчину, а это может быть и взгляд на изображение мужчины в телевизоре или на фотографии. И то, и другое приводит к фитне.
Аллах (пречист Он и возвышен) начал с вопроса взора. Почему? Потому что взор – это путь, это средство, которое ведет потом к страшному итогу. Аллах (пречист Он и возвышен) начал сначала не с самого деяния, которое является страшным итогом, а с того, что ведет к этому.
Аллах (пречист Он и возвышен) предостерег от этого, потому что если человек оберегает свой взор, то это защищает его от того, чтобы впасть в грех прелюбодеяния и распутства.
Те женщины, которые не переживают за то, на что они смотрят, находятся в великой опасности, потому что шайтан начинает с этого – с запрещенного взгляда, постепенно приводя эту женщину к позору. Что привело к этому женщин, которые сбились с пути? С чего все началось? Все началось с запретного взгляда, с того, что они дали волю своему взору или другим своим органам чувств, например, слуху.
Женщина начинает слушать музыку, песни с каким-то греховным смыслом, потом это ведет ее постепенно в пропасть прелюбодеяния (зина).
Поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) начинает с упоминания средства, которое защищает от попадания в эту пропасть: Аллах (пречист Он и возвышен) говорит опустить взоры.
И сюда относится вообще все, что является путем к прелюбодеянию. Это могут быть вещи, на которые смотрят: изображения, фотографии. Это могут быть и песни, и музыка, и разговоры на какие-то запрещенные темы, общение с женщинами, которые поддались искушению, испортились – всё это может постепенно привести человека в эту пропасть.
Далее Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
ويَ ْحفَظ َن فُ ُروجهُ ّن
«...и пусть (женщины) оберегают свои органы».
(Сура «Свет», 24:31)
Это из важнейших задач для женщины. Обязанность мусульманки – предпринять все меры, учесть все причины для того, чтобы сохранить своё целомудрие. Посмотрите, как называют женщину, когда она хранит своё целомудрие: ее называют целомудренной, ее называют чистой, ее называют праведной, ее называют богобоязненной.
А если женщина не хранит своё целомудрие, то она теряет эти прекрасные имена, и они заменяются позорными, презренными именами. Её называют распутницей, прелюбодейкой и прочими названиями.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
بِ ْئس ا ِلس ُم ا ْلفُسوق بَ ْع َد ا ْ ِلي َمان
«Как отвратительно это мерзкое название после веры!»
(Сура «Комнаты», 49:11)
Когда её называли верующей, богобоязненной, благочестивой, и вдруг она теряет эти названия, и их заменяют на эти мерзкие названия.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
م ْن يَض َم ْن لِي ما بَ ْي َن لَ ْحيَ ْي ِه ، و َما بَ ْي َن ر ْجلَ ْي ِه أَض َم ْن لَهُ الجنّةَ
«Кто гарантирует мне сохранение того, что у него между челюстями и между ногами, тому я гарантирую Рай». [3]
Таким образом, нужно оберегать свой язык и оберегать свои половые органы, своё целомудрие. Язык – это тоже очень важно. Язык – это путь к тому, что человек теряет своё целомудрие, то есть к греху половых органов ведёт также язык. Сколько женщин были целомудренными, жили в семьях, в которых видели веру (иман), праведность, богобоязненность. Но вот нашёлся какой-то волк в человеческом обличье, который через интернет, форумы, переписку, телефон начал говорить какие-то слова, какие-то нежные фразы и испортил её, сбив её с пути.
Да упасёт Аллах (пречист Он и возвышен)! Нужно очень сильно, сёстры, переживать за себя, за наших дочерей, за наших сестёр, потому что это очень опасные вещи. И дальше в этом аяте Аллах (пречист Он и возвышен) упоминает многие вещи, которые позволяют сохранить целомудрие, уберечь свои половые органы.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
و َل يُ ْب ِدين زي ََنتهُ ّن إِ ّل ما ظَهَ َر م ْنهَا
«И пусть не показывают своих украшений, кроме того, что явно из них…»
(Сура «Свет», 24:31)
О чём идёт речь в словах
«что явно из них»? Речь идёт о джильбабе, то есть женщина надевает на себя джильбаб – верхнюю одежду, которая закрывает всё её тело, а сам джильбаб уже скрыть невозможно.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«Кроме того, что невозможно скрыть». Сам джильбаб уже не скроешь, поэтому за это нет греха. Но нужно быть очень внимательной к тому, каков твой джильбаб, чтобы этот джильбаб сам по себе не являлся фитной для других, украшением, которое будет обращать на себя взоры мужчин.
Некоторые женщины говорят: «На мне джильбаб», но на самом деле это не джильбаб, а это украшение, которое привлекает взоры посторонних.
Это не одежда стеснительности и богобоязненности, это одежда украшения, это наряд. Это запрещено!
Дальше Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
و ْليَضر ْب َن بِخ ُمره ّن
«…и пусть надевают на себя химары».
(Сура «Свет», 24:31)
B присутствии посторонних мужчин женщина должна надевать на себя химар, который закрывает красоты ее тела, чтобы не искушать своими красотами, своими украшениями посторонних мужчин, чтобы не стать причиной распространения порчи.
Дальше Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
و َل يُ ْب ِدين زينَتَهُ ّن إِ ّل لِبُ ُعولَتِ ِه ّن
«…и не показывают своих прикрас никому, кроме своих мужей».
(Сура «Свет», 24:31)
И потом Аллах (пречист Он и возвышен) перечислил других махрамов для женщины.
إِ ّل لِبُ ُعولَتِ ِه ّن
«…кроме своих мужей».
Посмотрите Аллах (пречист Он и возвышен) начал с упоминания о мужьях. Почему? Потому у мужа особое положение.
Муж – это единственный человек, перед которым женщина может показать все свои красоты полностью. Что касается других перечисленных в аяте, они хоть и являются махрамами, но это не значит, что женщина может чувствовать себя совершенно свободной перед ними.
Волосы, лицо, какую- то часть шеи, что-то из кистей рук и предплечья, что-то из голеней, из стоп могут видеть эти махрамы, и всё.
Но не так, как это делают некоторые женщины, не стесняющиеся своих отцов, сыновей, братьев, свекров: они ходят перед ними с нарушениями, ходят в обтягивающей одежде, или носят какие- то брюки, или оголяют какие-то части тела.
Потом Аллах (пречист Он и возвышен) перечисляет махрамов:
أَ ْو آبَا ِئ ِه ّن أَ ْو آبَا ِء بُ ُعولَتِ ِه ّن أَ ْو أَ ْبنَائِ ِه ّن أَ ْو أَ ْبنَا ِء بُ ُعولَتِ ِه ّن أَ ْو إِ ْخ َوانِ ِه ّن أَ ْو بَنِي إِ ْخ َوانِ ِه ّن أَ ْو بَ ِني أَ َخ َواتِ ِه ّن
«...или отцов своих, или отцов мужей, или сыновей своих, или
сыновей мужей, или братьев родных, или племянников».
(Сура «Свет», 24:31)
Дальше сказано:
أَ ْو نِسائِ ِه ّن
«…или своих женщин».
Некоторые ученые (уляма) говорят, что сюда входят все женщины вообще: и мусульманки, и немусульманки. Некоторые говорят, что поскольку сказано «своих женщин», то речь идёт только о мусульманках, а что касается немусульманок, то перед ними также нужно соблюдать хиджаб.
Аллах знает лучше, но это касается всех женщин.
Но если женщина не является мусульманкой, то здесь нужно быть осторожной: если ты думаешь, что она, увидев тебя и какие-то части твоего тела, будет рассказывать об этом другим, то тогда ни в коем случае не показывай ей.
«Кроме своих женщин» – этот вопрос тоже очень важный, дорогие сёстры. Некоторые думают, что перед женщинами можно чувствовать себя совершенно свободно, но это неправильно. Это значит, что как нужно одеваться перед мужчинами-махрaмами, так же следует одеваться и перед женщинами. Например, некоторые позволяют себе кормить ребёнка, показывая грудь перед посторонними женщинами. Нельзя! Если кто-то думает, что нельзя показывать перед женщинами только то, что между пупком и коленом, а всё остальное можно, то это ошибка. Как мы описали то, как нужно ходить перед мужчинами-махрaмами, то так же и здесь: не носить обтягивающую одежду или одежду, раскрывающую какие-то части тела. Некоторые носят короткие юбки перед женщинами, говоря:
«Это же женщины, а не мужчины». Нет, это нельзя! Перед женщинами тоже нужно соблюдать нормы благопристойности.
Дальше сказано:
أَ ِو ال ّتابِ ِعين غ ْير أُولِي ا ْ ِل ْربَ ِة
«…или рабов, или слуг, которые не имеют страсти (у которых нет полового влечения)».
(Сура «Свет», 24:31)
А дальше сказано:
أَ ِو ال ْف ِل الّ ِذين لَ ْم يَظهَ ُروا علَى ع ْو َرات النّسا ِء
«…или детей, которые не познали женской красоты».
(Сура «Свет», 24:31)
Кто такие дети, не познавшие женской красоты? Имеются в виду мальчики, не достигшие возраста тамйиза.
Обратите внимание, что сказано
«тамйиз», а не
«булюгъ» (совершеннолетие).
Возраст тамйиз – это возраст, когда ребёнок уже понимает, хотя у него еще нет половой зрелости, он ещё не достиг совершеннолетия с точки зрения Ислама, но он уже понимает, что это женщина, что это женские красоты. Потом, выйдя из этого общества, в котором он находился среди неприкрытых женщин без хиджаба, он расскажет, что у той тёти так, у другой этак. Поэтому, если мальчик достиг возраста тамйиза (а зачастую мальчики понимают уже лет в семь, кто-то раньше, кто-то позже), то уже перед ним тоже нужно соблюдать хиджаб.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«…которые не познали женской красоты», то есть у них еще нет знаний и понимания этого, но если уже есть какие-то отголоски страсти
(шахуа), есть какое-то понимание, пусть даже далёкое, то уже нельзя.
Дальше Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
و َل يَضر ْب َن بِأَ ْرجلِ ِه ّن يُ ْعلَ َم ما يُ ْخفِين من زينَتِ ِه ّن
«И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают».
(Сура «Свет», 24:31)
Это тоже очень важная вещь, которая позволяет защитить женщину, её честь и целомудрие. Речь об украшениях, которые скрыты под джильбабом, о драгоценностях, которые носит женщина, чтобы она не показывала это окружающим и не давала понять, что там есть что-то, украшающее её.
Например, женщина носит на ногах браслеты, и, когда она ходит, ей нельзя бить ногами так, чтобы эти кольца на ногах гремели, и мужчины обращали на неё внимание, поскольку таким образом она станет источником соблазна.
И здесь, дорогие сёстры, хотел бы обратить ваше внимание на одну очень важную вещь – вопрос обуви на каблуках, который тоже сюда относится. Многие женщины носят обувь на высоком каблуке, и это фитна, это искушение, и делать этого нельзя, потому что, когда женщина ходит на каблуках, меняется её походка, становятся явными движения нижними частями тела, появляются какие-то виляние, звук, цокот. Когда она стучит этими каблуками, то это привлекает внимание мужчин. Верующая, праведная женщина должна быть от этого далека, далека от всего, что запретил Аллах (пречист Он и возвышен).
И Всевышний Аллах заканчивает этот аят словами:
وتُوبُوا إ َِلى اِ ج ِمي ًعا َأيّهَ ال ُم ْؤ ِمنُون لَ َعلّ ُك ْم تُ ْفلِحون
«И кайтесь перед Аллахом все, о верующие! Может быть, вы будете счастливы».
(Сура «Свет», 24:31)
Человек будет счастлив, если он верующий. Аллах (пречист Он и возвышен) закончил этот благородный аят этими словами с призывом к покаянию. Если ты, о женщина, или ты, о мужчина, что-то из перечисленных установлений этих аятов не соблюдал или относился легковесно, тогда поспеши покаяться.
Что такое покаяние? Это значит оставить этот грех навсегда и с сожалением попросить у Аллаха (пречист Он и возвышен) прощения, и тогда ты будешь из партии счастливых.
Самый главный завет, который может дать мусульманин, – это богобоязненность (такуа), это покорность Аллаху (пречист Он и возвышен). В наше время, когда есть столько факторов, которые могут сбить человека с пути, как со стороны пагубных страстей, так и со стороны заблуждений, особенно женщины очень сильно должны переживать за себя и бояться Аллаха (пречист Он и возвышен), соблюдать права Аллаха (пречист Он и возвышен), стоять на пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оберегать себя от фитны, следовать за наставлениями шариата. Почему? Потому что очень много соблазнов, а женщина слаба. Это касается, безусловно, и мужчин, но женщина, как мы сказали, слаба. Поэтому крепко нужно держаться за наставления Корана и Сунны. Разумная женщина, которая хочет себе блага, ни в коем случае не должна обращать внимание на какие-то пагубные призывы, цель которых лишить её чести.
И далее очень уместно привести три хадиса, достоверно переданные от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на которые нужно обратить пристальное внимание.
Первый хадис.
Передают Аль-Бухари и Муслим в своих сборниках «Сахих» от Абу-Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел к месту молитвы в День жертвоприношения (или: в День разговения), а затем, проходя мимо женщин, сказал им:
«О женщины, давайте милостыню, потому что мне было показано, что вы составляете собой большинство обитателей Ада!» Они спросили: «Почему же, о Посланник Аллаха?»
Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«Потому что вы много проклинаете и проявляете неблагодарность по отношению к своим мужьям. И я не видел из обладателей несовершенного разума и несовершенной религиозности кого-то, кто так же, как одна из вас, мог бы лишить разума благоразумного мужчину». [4]
Второй хадис.
Аль-Бейхаки в «Сунан» передает хадис от Абу Узайны ас-Садафи (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Лучшие из ваших женщин – это любящие, часто рожающие, покладистые, подчиняющиеся мужьям, сочувствующие мужьям, если они страшатся Аллаха. А худшие из ваших женщин – это те, которые наряжаются, которые ходят хвастливо, воображая из себя. Они лицемерки! И войдет в Рай из женщин лишь такая их часть, какую составляют белые вороны». [5]
«Лучшие из ваших женщин – это любящие» – те, у которых есть любовь к мужу, к семье.
«…покладистые, подчиняющиеся мужьям» – т е , которые нежны, мягки, покорны, которые не стремятся противоречить мужу. Те же, которые все время противоречат мужьям, которые хотят последними поставить точку, которые идут наперекор и считают, что, если они возражают, то это показатель их развитости и ума, являются худшими женщинами.
«…сочувствующие мужу» – те, которые сочувствуют словами, душой, милостью и добротой к своему мужу и к своим домочадцам.
«…если они страшатся Аллаха» – это самое главное условие, что у нее есть богобоязненность (такуа).
«…которые наряжаются, которые хвастливо ходят, воображая себя» – те, которые любят быть на виду, поражать всех своей красотой, у которых есть самомнение, думающие только о нарядах.
«…белые вороны ( ِم ْلَعص ا ُغراب ال)» – здесь имеется в виду очень редкий вид белых ворон с красным клювом и красными лапками.
Вот такая же часть из женщин войдет в Рай, какую составляют эти вороны.
Третий хадис.
Ан-Насаи передаёт в «ас-Сунан аль-Кубра» от ‘Умара ибн Хузейма ибн Сабита, который сказал:
«Однажды мы были вместе с 'Амром ибн аль-'Асом в Хадже или ‘Умре. И когда мы находились в месте, которое называется Марр аз-Захран, мы увидели женщину, которая была в паланкине (прим.: паланкин – это то, что водружается на спину верблюда, и женщины сидят внутри этого паланкина). Она вынула свою руку, держась за края паланкина. 'Амр ибн аль-'Ас сошел со своего верхового животного, вошел в ущелье, и мы вошли вместе с ним. Тогда он сказал: «Мы были вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этом месте и увидели много ворон, и среди этих ворон была белая ворона с красным клювом и красными ножками. И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): „Войдет из женщин в Рай лишь такая часть, какую составляют вот эти вороны среди всех ворон”». [6]
У аль-Хакима в «аль-Мустадрак» приводится, что эта женщина вынула свою руку из паланкина, и на руке были кольца.
[7]
А в другой версии сообщается, что также на ее запястье был браслет.
[8]
Подумайте об этих трёх хадисах как следует! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит в этих хадисах о Геенне огненной, об Аде, говорит, что большинство обитательниц Ада – это женщины, потом говорит про Рай и про то, что мало женщин войдёт туда. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это не для того, чтобы ввести женщин в отчаяние и чтобы они потеряли надежду на Рай, он говорит это, предостерегая женщин от всего, что может вызвать гнев Аллаха (пречист Он и возвышен).
Разве женщина не должна задуматься над этими тремя хадисами, которые были упомянуты, посмотреть на причину этой угрозы?
В чем причина? А причиной, которая введёт многих женщин в адский Огонь, является то, что они наряжаются, не соблюдают хиджаб, показывают свои красоты, гордятся этим, занимаются подобными деяниями и искушают мужчин. Верующая женщина должна бежать от подобных качеств и деяний. Застенчивость – вот качество женщины!
Хадис с ‘Амром ибн аль-‘Асом говорит нам о том, что женщинам нельзя показывать кольца или браслеты, нужно закрывать их либо перчатками, либо одеждой. Почему так разгневался ‘Амр ибн аль-‘Ас? Почему он сразу вспомнил о том, что женщин, которые войдут в Рай, будет очень мало, как белых ворон среди остальных ворон? Из-за чего? Из-за того, что увидел руку на паланкине, на которой были кольца. Что он сказал бы, если бы увидел сегодняшних женщин, которые считают себя мусульманками, считают себя верующими в Аллаха (пречист Он и возвышен), но не боятся Аллаха (пречист Он и возвышен)?
Если женщина хочет для себя счастья в этом мире и в вечном мире, она обязательно должна избегать всяких нарушений в этом вопросе и не позволять себе этот грех – грех табаррудж.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«Если женщина совершает пять намазов и соблюдает пост в месяц Рамадан, если она оберегает свои половые органы, если она подчиняется своему мужу, то будет ей сказано: «Войди в Рай через любые из восьми врат, которые есть в Раю».
Мы поздравляем женщину-мусульманку, которая крепко держится за наставления Аллаха (пречист Он и возвышен), за наставления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), поздравляем её, потому что для неё почёт и счастье в этом мире и для неё нескончаемое счастье в обители вечности.
1] Аль-Бухари (5232), Муслим (2172).
2] Там же.
3] Аль-Бухари (6474).
4] Аль-Бухари (304), Муслим (79).
5] Аль-Бейхаки в «Сунан» (13478). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (3330), «Ас-сильсиля ас-сахиха» (1849).
6] ан-Насаи в «ас-Сунан аль-Кубра» (9223).
7] Аль-Хаким в «Мустадрак» (8781).
8] Об этом передает абу Я’ля в «Муснад» (7343).
УСЛОВИЯ, ПРЕДЯВЛЯЕМЫЕ К ХИДЖАБУ
И в заключении хотелось бы напомнить о восьми условиях, которые предъявляются к женскому хиджабу.
Аллах (пречист Он и возвышен) одарил нас такой милостью, как одежда, и мы должны быть благодарны Ему за эту милость, а это значит, что мы должны использовать эту милость только так, как угодно Аллаху.
Первое условие: - хиджаб должен охватывать всё тело женщины. Что касается лица и кистей рук, то здесь есть разногласие среди учёных. Лучше, конечно, когда женщина их закрывает. Некоторые ученые (уляма) говорят, что это необязательно. Но внимательно! Некоторые не обращают внимания на подбородочную область, думая, что эту часть шеи, которая непосредственно переходит в подбородок, не нужно закрывать. Нет, подбородочную область тоже нужно закрывать.
Второе условие: - хиджаб не должен быть украшением, нарядом сам по себе, он не должен вызывать у мужчин страсти, не должен привлекать к себе их внимание.
Третье условие: - хиджаб не должен быть прозрачным, он должен быть плотным.
Четвёртое условие: - хиджаб не должен быть облегающим органы тела: руки, ноги, голову и т. д. Некоторые женщины носят «трубу», как они это называют, и которая облегает их голову и шею.
Пятое условие: - хиджаб не должен быть надушенным благовониями.
Шестое условие: - хиджаб не должен быть похож на одежду мужчин. Женщина не должна уподобляться мужчинам, а они женщинам.
Седьмое условие: - женщина не должна носить одежду, подобную одежде неверующих женщин.
Восьмое условие: - хиджаб не должен быть одеждой, которой женщина хочет выделиться из общего числа других мусульманок, привлекая к себе внимание.
Мы просим Аллаха (пречист Он и возвышен) укрепить наш иман, чтоб Аллах (пречист Он и возвышен) позволил нам жить в Исламе и умереть в имане! Просим Аллаха (пречист Он и возвышен) Рая и просим избавления от Ада!
Абу Яхья Крымский
Киев, 2021
Книгу скачать можно от сюда