О великом достоинстве разговления постящегося

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О великом достоинстве разговления постящегося

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

О великом достоинстве разговления постящихся
и связанных с этим аспектах

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Разговление постящихся в месяц Рамадан является великим благом и заслуживает особого внимания, так как это не только акт проявления сострадания и милосердия, но и способ заслужить огромную награду от Всевышнего Аллаха.
Со слов Сухейба ар-Руми (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас – те, кто кормит людей». Ахмад (6/16), ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (7248). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (948).
И если кормление людей в любое время является одним из наилучших проявлений Ислама, то, что же можно сказать о таком благодеянии в великий месяц Рамадан?
Сообщается, что Мухаммад ибн ‘Али аль-Бакъир говорил: “Пригласить десятерых друзей и накормить их той едой, которую они пожелают, для меня любимее, чем освободить десятерых рабов из числа потомков Исма’иля”. См. “Ихтияр аль-ауля” (стр. 79).
Этот асар подчёркивает величие кормления братьев по вере и его высокую ценность в Исламе. Мухаммад аль-Бакъир отдавал предпочтение угощению друзей, даже перед таким великим делом, как освобождение рабов.
‘Ата аль-Хурасани рассказывал: “Как-то одной семье подарили голову барана. Они сказали: «Наши соседи нуждаются в ней больше нас», – и отправили её им. Так они продолжали передавать её друг другу, пока она вновь не вернулась к первым”. Ибн ‘Асакир в “Тариху Димашкъ” (73/64).
Этот асар показывает, насколько благородны были наши саляфы, как искренне они заботились друг о друге, отдавая предпочтение своим братьям даже перед самими собой. Их великодушие и самоотверженность проявлялись не в словах, а в поступках, превращая простые дары в символ взаимной любви и милосердия.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Воистину, в Раю есть покои, видимые изнутри снаружи и снаружи изнутри. Аллах приготовил их для тех, кто кормит пищей, произносит добрые слова, постоянно постится и совершает ночную молитву, когда другие люди спят». Ахмад (22905), Ибн Хузайма (2137), Ибн Хиббан (509). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (2123).
Хафиз Ибн Раджаб относительно этого хадиса сказал: “И все эти качества присутствуют в месяце Рамадан, ведь в нём для верующего сочетаются и пост, и ночная молитва, и садакъа, и кормление едой, и благие слова”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 390).
Важно помнить, что кормление нуждающихся в великий месяц Рамадан становится ещё более значимым из-за величия этого месяца.

О великом достоинстве и вознаграждении за разговление постящегося

Со слов Зейда ибн Халида аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто разговил постящегося, получит такую же награду, как и сам постящийся, и при этом награда постящегося нисколько не уменьшится». Ахмад (5/192), ат-Тирмизи (807), Ибн Маджах (1746). Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, аль-Багъауи, Ибн ‘Асакир, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Сунан ат-Тирмизи” (807), “Сахих Ибн Хузайма” (2034), “Му’джам аш-шуюх” (1/472), “Шарх ас-Сунна” (6/377), “аль-Ахкам ас-сугъра” (403), “Рияд ас-салихин” (1265), “аль-Ильмам” (1/346), “Сахих ат-Таргъиб” (1078).
Имам Ибн Хиббан озаглавил главу, в которой привёл этот хадис, так: “Упоминание о милости Всевышнего Аллаха, заключающейся в том, что тому, кто накормит постящегося, даруется такая же награда, как и ему”. См. “Сахих Ибн Хиббан” (1/212).
В другой версии этого хадиса со слов Зейда ибн Халида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто снабдил необходимым отправившегося в военный поход, или отправляющегося в хадж, или позаботился об их семьях в их отсутствие, или накормил постящегося, тому будет такая же награда, как у них, и при этом их награда нисколько не уменьшится». ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” (3316), Ибн Хузайма в “ас-Сахих” (2064). Хадис достоверный. См. “Тахридж Сахих Ибн Хузайма” (3/277).
Имам Ибн Хузайма озаглавил главу, в которой привёл этот хадис, так: “Глава о том, что накормившему постящегося, даруется такая же награда, как и постящемуся, без уменьшения его награды”. См. “Сахих Ибн Хузайма” (3/277).
Имам ат-Табари сказал: “Из этого хадиса следует, что всякий, кто помогает верующему в совершении благого дела, получает такую же награду, как сам совершающий.
Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что снабдивший воина приравнивается к сражавшемуся, то тот же принцип действует и для того, кто накормил постящегося, поддержал его в посте, или помог паломнику, совершающему хадж или ‘умру, обеспечив его необходимым. Все они получают такую же награду.
И тот, кто помогает в исполнении прав Аллаха своей жизнью или имуществом, способствуя торжеству истины над ложью, получает такую же награду, как и совершающий это дело. И то же самое касается всех прочих благих дел.
И если так обстоит дело в отношении помощи в благом, то аналогично то же самое касается в отношении помощи в грехах и том, что ненавистно Аллаху. Помогающий в этом несёт такой же грех и наказание, как и тот, кто совершает грехи”. Ибн Батталь в “Шарх Сахих аль-Бухари” (5/51).

О том, какую активность проявляли саляфы в разговлении постящихся

Когда наступал месяц Рамадан, Ибн Шихаб аз-Зухри говорил: “Это месяц чтения Корана и кормления людей”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” (6/110).
Абу ас-Сауар аль-‘Адауи сказал: “Некоторые мужчины из Бану ‘Ади совершали молитву в этой мечети. Ни один из них никогда не разговлялся в одиночку. Если он находил кого-то, кто мог бы поесть с ним, то ел вместе с ним, а если не находил, то он приносил свою еду в мечеть и ел вместе с людьми”. Ибн Раджаб в “Ихтияр аль-ауля” (стр. 79).
Сальт ибн Бистам рассказывал: “Хаммад ибн Аби Сулейман каждую ночь в месяц Рамадан устраивал разговление для ста человек. А когда наступала ночь праздника Разговления, он одаривал каждого из них одеждой и давал им по сто дирхамов”. Ибн Аби ад-Дунья в “Макарим аль-ахлякъ” (299).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Многие саляфы, среди которых Ибн ‘Умар, Дауд ат-Таи, ‘Абдуль-‘Азиз ибн Сулейман, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль и другие, отдавали свою еду для разговения другим, несмотря на то, что сами были постящимися. А Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не разговлялся кроме как вместе с сиротой или нуждающимся. А если он узнавал, что члены его семьи не приняли их (сирот и бедных), то не кушал сам той ночью”. См. “Ихтияр аль-ауля” (стр. 78).
Также Ибн Раджаб сказал: “Когда у одного из праведных предшественников спросили: «Почему был предписан пост?» Он ответил: «Чтобы богатый ощутил вкус голода и не забывал о голодающих»”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 300).

Касается ли награда за разговление только постящихся из числа нуждающихся?

Хафиз аль-Мунауи в своём комментарии к упомянутому хадису сказал: “Этот хадис является обобщённым, включающим в себя как того, кто в состоянии разговеться сам (из-за достатка), так и других”. См. “Фейд аль-Къадир” (6/187).
Однако, несмотря на то, что данный хадис является обобщённым, нет сомнений в том, что в первую очередь он касается бедняков и нуждающихся.
Спросили учёных Постоянного комитета: «Должен ли быть постящийся, разговлять которого побуждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), бедным или чужестранцем в стране, или же тем, кого мы приглашаем на ифтар в наш дом, как гостя из числа родственников и близких? И получим ли мы награду за разговление постящихся, которых мы приглашаем специально для этого в Рамадан?»
Они ответили: “Достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Кто разговил постящегося, получит такую же награду, как и сам постящийся, и при этом награда постящегося нисколько не уменьшится». Этот хадис привёл ат-Тирмизи.
Под постящимся в этом контексте подразумевается любой постящийся из числа мусульман, и в частности тот, кто нуждается пожертвовании ему в виде разговления, как бедный, нищий или путник”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (9/33).

Какое количество пищи необходимо для получения этой великой награды?

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Под «разговлением постящегося» речь идёт о том, чтобы накормить его досыта”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (5/377), “Ихтиярат аль-фикъхийя” (стр. 194).
Имам Ибн Муфлих сказал: “Согласно словам учёных, это относится к любому разговлению, чем угодно, как это очевидно из самого сообщения.
Но шейх наш (Ибн Таймия) сказал: «Под «разговлением постящегося» речь идёт о том, чтобы накормить его досыта»”. См. «аль-Фуру’» (5/37).
Хафиз аль-Мунауи сказал: “Слова: «Кто разговил постящегося» например, ужином, или чем-то вроде фиников, а если нет возможности, то хотя бы водой”. См. “ат-Тайсир” (2/433).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Учёные разошлись во мнениях относительно значения слов: «Кто разговил постящегося».
Некоторые сказали, что имеется в виду, что он должен накормить его хотя бы минимальным образом, например, фиником.
Другие учёные сказали, что под этим подразумевается кормление до насыщения, поскольку это то, что принесёт постящемуся пользу на протяжении всей ночи и, возможно даже до наступления сухура.
Однако очевидный смысл хадиса указывает на то, что если человек накормит постящегося даже одним фиником, то он получит такую же награду, как и постящийся. Поэтому человеку следует стремиться кормить постящихся в меру своих возможностей, особенно когда они нуждаются или бедны, или не могут найти того, кто приготовит для них еду”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (5/315).

Получит ли награду за разговение постящегося тот, кто пригласил, если постящийся уже разговился чем-то перед приходом?

Часто мусульмане приглашают гостей на разговение или оплачивают ифтар для разговления множества постящихся в мечети, надеясь на великую награду, уготованную за разговление постящихся. Однако бывает так, что перед общей трапезой, приглашённые уже разговляются чем-то, выпивают воду или съедают финики, предложенные им другими людьми. В результате организаторы ифтаров расстраиваются, считая, что награда за разговление досталась не им.
Да, некоторые праведники и обладатели знания не разговлялись, кроме как в гостях того, кто их пригласил, желая тем самым, чтобы вся награда досталась им. Хафиз Ибн Раслян сказал: “Тому, кого пригласили на разговление, следует разговляться именно едой или питьём пригласившего. Поистине, некоторые из них, если их приглашали на разговение, старались не есть и не пить ничего, кроме того, что приготовил пригласивший. И даже если время разговления наступало до того, как они приходили к пригласившему, и у них была возможность что-то съесть, они не разговлялись, кроме как у того, кто их позвал, чтобы хозяин трапезы удостоился награды за кормление постящегося, ведь ему полагается такая же награда, как и постящемуся”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” (15/535).
Однако, даже если кто-то угостил человека фиником или стаканом воды, то это не означает, что вся награда досталась именно ему.
Также не лишает награды пригласившего и тот, кто разговился сам чем-то по причине того, что опаздывает, чтобы не противоречить Сунне с задержкой ифтара после заката солнца. Ведь в хадисе со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговлением». аль-Бухари (1957), Муслим (1092).
Слова в хадисе: «Кто разговил постящегося, получит такую же награду, как и сам постящийся» не указывают на то, что награда связана именно с той пищей, которой постящийся прервал свой пост. Дословный смысл хадиса таков: «Кто накормил постящегося, получит такую же награду, как и он».
И уже упоминались слова шейхуль-Ислям Ибн Таймия, сказавшего: “Под «разговлением постящегося» речь идёт о том, чтобы накормить его досыта”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (5/377).
К тому же милость Аллаха велика и безгранична, и нет ничего предосудительного в том, что награду за разговление постящегося разделят между собой все, кто угостил его едой или питьём. При этом тот, кто угостил его бо́льшим количеством пищи, получит и бо́льшую награду.
Так, комментируя хадис: «Кто снарядил воина в поход, сам считается сражавшимся, и тот, кто позаботился о его семье в его отсутствие, также считается сражавшимся», хафиз ан-Науауи сказал: “То есть он получает награду как за участие в сражении. Эта награда распространяется на любую борьбу на пути Аллаха, будь она малая или великая, а также на тех, кто заботится о семье воина: делает для неё добро, удовлетворяет её нужды, расходует средства или оказывает им помощь в делах. А величина награды варьируется в зависимости от величины совершённого благодеяния”. См. “Шарх Сахих Муслим” (13/40).
Нет сомнения в том, что тот, кто угостил постящегося фиником или водой, получает награду, однако награда того, кто насытил его, будет больше, при этом не имеет значения, кто сделал это первым, а кто вторым.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

И в завершение, хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам, и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!
abu abduRrazak
Сообщения: 1012
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

О великом достоинстве разговления постящегося

Сообщение abu abduRrazak »

السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

جزاكم الله خيرا

Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О великом достоинстве разговления постящегося

Сообщение A'mash »

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته
وجزاك أخي
Ответить