А что касается опровержения на приверженцев нововведений и разъяснения их нововведений, то если разъяснили ученые ясным образом нововведение человека, то здесь возможны две ситуации.
Первая ситуация: если образуется единогласие ученых, известных этим, на этом (мнении). Если все ученые, известные своим отношением к саляфии, объединятся на том, что такой-то человек - приверженец страстей, приверженец нововведения. В таком случае не допускается противоречие им, потому что следование за учеными - обязательно.
Или (вторая ситуация) если они не будут единогласны в этом. В таком случае возможны два варианта.
Первый вариант: если это выскажет признанный ученый, и никто из ученых не выскажется с противоречием ему. Например, если есть некий человек, и один из признанных ученых знает его, никто ему не противоречит, и сказал этот признанный ученый: "Этот человек из числа приверженцев страстей. Мы знаем его. Он говорит так-то и делает то-то". И ни один из ученых, за которыми принято следовать, не стал противоречить ему. Тогда следует принимать мнение того ученого. Потому что его мнение в данном положении подобно единогласному мнению по причине отсутствия тех, кто противоречит ему.
Второй вариант: если признанные ученые разногласят об определенном человеке. И здесь вопрос становится вопросом иджтихада. И каждый человек, который нуждается в этом, старается (делает иджтихад) чтобы познать более сильное из мнений на основе верных шариатских правил. Не на основе переменчивых принципов, и не на основе правил, лишенных устойчивой прямоты. И если для него стало более весомым то, что данный человек - приверженец страстей, то он принимает для следования это мнение, и нет ему за это порицания. А если для него стало более весомым то, что он не приверженец страстей и нововведений, то он принимает для следования это мнение, и нет ему за это порицания.
Например, мы можем увидеть, что шейх Раби', да хранит его Аллах для этой общины и да поддержит его в следовании истине, описал некоего человека - я привожу пример сугубо теоретический - описал некоего человека тем, что он из числа приверженцев нововведений и разъяснил это. И видим, что шейх Абдульмухсин аль-Аббад, да хранит его Аллах для этой общины и да поддержит его в следовании истине, описал этого же человека тем, что он из числа приверженцев сунны. А каждый из шейхов - гора из гор сунны в это время. Какой должна быть наша позиция? Наша позиция заключается в том, что мы выбираем более сильное мнение на основе верных правил. И если для меня стало более весомым то, что сказанное шейхом Раби' более правильно, то я беру это в убеждение и действую в соответствии с этим. И если для моего брата стало более весомым то, что сказанное шейхом аль-Аббадом более правильно, то он берет это в убеждение и действует в соответствии с этим.
И я убежден, исповедую перед Аллахом религию и поступаю в соответствии с тем, что не разрешается нам воевать друг с другом и свергать друг друга в подобных вопросах. То есть в вопросах, в которых разногласят ученые, и каждый сказал свое слово, по-своему аргументировал и разъяснил свое мнение.
И, во-первых, нам не следует вступать в обмен обвинениями, так что я тебя назову муташаддидом (ужесточающим), а ты меня назовешь мумайиом (размывающим границы) - это названия, для которых нет причин в подобном вопросе. Мы не отрицаем, что есть те, кто проявляет чрезмерную жестокость, и есть те, кто размывает границы. Однако мы говорим в подобном вопросе: "Брат, я, следуя богобоязненности, выбрал то, что стало более очевидным для меня, не по страстям и не по пристрастию. И ты, следуя богобоязненности, выбрал то, что стало более очевидным для тебя, не по страстям и не по пристрастию. Так не будем же обмениваться обвинениями и называть друг друга унижающими и дискредитирующими названиями. Не будем сбрасывать со счетов друг друга. И не будем обязывать друг друга своим мнением".
Слова: "Или ты станешь придерживаться моего мнения, - или: мнения моего шейха, или я тебя заджархую", - неправильны!
Слова: "Или ты станешь придерживаться моего мнения, - или: мнения моего шейха, или я тебя заджархую, - или: или ты станешь заджархованным", - неправильны!
И это не является правильным манхаджем в том вопросе, о котором мы говорим и который описываем.
Однако, порок в том, что ты оставишь ради людей то, что проявится тебе в качестве истины. Не оставляй истину из-за людей. И не поступай несправедливо в отношении кого-либо из-за чьих-то слов, кем бы ни был сказавший. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Опасайтесь причинять несправедливость. Несправедливость - это покрывала тьмы в Судный день". И сказал: "Опасайся мольбы того, с кем поступили несправедливо. Между мольбой того, с кем поступили несправедливо, и Аллахом нет преград". И Аллах знает то, что в твоем сердце. Когда я говорю, я имею возможность говорить то, что пожелаю, но Аллах, Свят Он и Возвышен, знает то, что в сердце. Остерегайся же! Остерегайся! Остерегайся говорить языком то, о чем Аллах знает, что его нет в твоем сердце. Я говорю абсолютно правдиво и ясно, я говорю: эту болезнь обязательно нужно лечить. Некоторые из наших братьев, например, убеждены, что Сулейман ар-Рухейли из числа саляфитских шейхов - этого не существует, но я выдвигаю это от себя в качестве теории, чтобы не перейти на другие темы - некий брат убежден, что он (Сулейман ар-Рухейли) из числа саляфитских шейхов. Однако, потому что компания молодежи, которая его окружает, говорит: "Сулейман ар-Рухейли - нововведенец". - Этот брат так же высказывает их мнение. В то время как Аллах знает, что в его сердце обратное этому. Это - несправедливость. Это - несправедливость. Великий и Величественный Аллах спросит раба о его поступках, а не о поступках других людей.
Поэтому я говорю: может быть так, что есть два брата, которые высказывают одно и то же мнение, но один из них получает награду, а второй - тиран. Что касается того, который получает награду, то это тот, для кого стало более очевидным, что это мнение - истина, на основе довода и правил, и он взял это в убеждение, стал поступать в соответствии с этим и высказал это. А что касается того, который является тираном, то это тот, кому на основе довода стало более очевидно обратное тому, что он говорит языком.
Мой совет себе и братьям: держаться больших ученых в подобных вопросах. Во-вторых: если пришли к единогласию ученые, о которых нам известно, что это признанные ученые... - Нам не положено выделять одного ученого оставляя другого, не положено ограничивать истину определенными личностями, оставляя остальных признанных ученых. - Если ученые пришли к единогласию, то мы следуем за ними. Если ученый высказал мнение, и нам не известно противоречия ему, то мы следуем за ним. Потому что наша обязанность - спрашивать обладателей знания. А если разногласят наши ученые в подобных вопросах, то мы стараемся узнать более сильное мнение, зная и понимая, что это вопрос иджтихада, и сохраняя братство между нами. Это вкратце мое мнение по этому вопросу.
___________________
Ссылка для желающих скачать через сторонние ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=UWmYVjsrhew